В поисках идей: зимний выпуск | Большие Идеи

・ Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В поисках идей:
зимний выпуск

Свежие исследования в области бизнеса и менеджмента

В поисках идей: зимний выпуск

читайте также

Девять советов, которые помогут разговаривать с сотрудниками во время кризиса

Ребекка Найт

«Важнейшая задача учителя — делать все, чтобы на уроке было не страшно и не унизительно»

Анна Натитник

Почему современный бизнес вреден для душевного здоровья

Роджер Мартин

Михаил Цфасман. Интеллектуальное меньшинство

Евгения Чернозатонская

От редакции. Представляем вашему вниманию новый выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях ученых в области менеджмента и бизнеса. 

МАРКЕТИНГ | МОСТ ЧЕРЕЗ ПОКОЛЕНЧЕСКИЙ РАЗРЫВ 

УСЛОВИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ | ИСКАТЬ СВЕТЛУЮ СТОРОНУ НИКОГДА НЕ РАНО 

Ученые проанализировали данные Висконсинского лонгитюдного исследования, на протяжении долгих лет собиравшего информацию о тысячах выпускников вузов. Те из них, кто в 2004 году считал свой труд работой по призванию, заработали за год больше других даже с учетом поправок на всевозможные демографические, социоэкономические и трудовые характеристики. Повторенный в 2011 году опрос дал те же результаты.

Чтобы выяснить причины этого эффекта, авторы записали три видео, где некий сотрудник называл свою работу призванием, просто обязанностями или никак ее не описывал. Прочие характеристики его поведения на работе (лояльность, увлеченность, настрой и результаты) были одинаковы. Участникам в случайном порядке показали одно из трех видео, а затем задали вопросы: как стоит премировать Сэма, как ему нужно повысить зарплату, заслуживает ли он продвижение по службе? Сэму, работавшему по призванию, значительно чаще давали огромную премию, ему резко увеличивали зарплату, и его чаще рекомендовали повысить в должности, чем остальных.

Анализ показал: такая оценка проистекала из убеждения, что работающий по призванию демонстрирует лучшие результаты и больше привязан к своей организации (хотя все три видео показывали одинаковые результаты и не давали представления о привязанности). «Ориентация на призвание прямо связана с объективным успехом в карьере… необязательно потому, что работающие по призванию действительно выдают лучшие результаты. Менеджеры ошибочно воспринимают их как более результативных и более преданных компании», — пишут авторы. Подобное ни на чем не основанное впечатление может иметь негативные последствия, предупреждают они: «Менеджер полагает, что работающий по призванию сохранит энтузиазм перед лицом проблем, — а если этого не случается, начальник будет недоволен им сильнее, чем простым сотрудником». Кроме того, управленцы лучше воспринимают предложения работающих по призванию, добавляют ученые, нежели идеи остальных работников, «даже если суть тех и других одинакова».

Об исследовании: «If You Do What You Love, Will the Money Follow? How Work Orientation Impacts Objective Career Outcomes via Managerial (Mis) perceptions», Yuna Cho, Winnie Y. Jiang («Academy of Management Journal», готовится к выходу)

КОРПОРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ | СКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА ИНСАЙДЕРСКИХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ 

Инсайдерская торговля — незаконное использование конфиденциальной информации при покупке или продаже акций — влечет за собой серьезное наказание и всячески порицается. Новое исследование посвящено связанному с ней явлению, на которое реже обращают внимание, — инсайдерским пожертвованиям, когда люди с доступом к непубличной информации передают акции благотворительным организациям, чтобы получить от этого максимум выгод.

Ученые изучили все случаи жертвования обычных акций крупными внешними акционерами публичных американских компаний за период с 1986 по 2020 год — всего почти

10 тыс. актов благотворительности общим объемом около $50 млрд. Они сосредоточились на этой группе, а не на топ-менеджерах компаний, чтобы проверить свое предположение о большей, чем принято считать, распространенности инсайдерских пожертвований (проведенное ранее учеными из того же коллектива исследование зафиксировало наличие этого явления в среде корпоративного руководства). Оказалось, что за год, предваряющий пожертвование, цена акций поднималась примерно на 6% сильнее, чем в среднем по рынку, а за следующий год падала примерно на 4% сильнее, причем максимум цены приходился почти точно на день передачи их в дар. Благодаря этому жертвователи не платили налог на увеличение стоимости акций (переданные на благотворительность ценные бумаги не облагаются налогом), гарантировали себе максимальную стоимость дара и максимальную сумму налогового вычета, а также избавлялись от акций как раз перед падением их цены.

Ученые убеждены, что идеально выбранный момент передачи акций «не может быть просто удачным совпадением». Они отмечают, что у крупных акционеров при торгах на открытом рынке обычных акций ничего подобного не происходит. Согласно проведенному анализу, здесь работают два механизма: топ-менеджеры сливают конфиденциальную информацию, а крупные акционеры заставляют фирмы изменить выбор времени для важных заявлений. Есть и третья тактика, для которой даже не требуется доступ к скрытым данным, — это датировка задним числом: поскольку на раскрытие данных о дарении отводится 410 дней (сравните с всего двумя днями для инсайдерской торговли), его можно записать на самую выгодную дату и получить максимум выгод. Эти методы могут «сделать человека после пожертвования богаче, чем он был до него», заключают исследователи.

Отмечая, что «инсайдерское пожертвование вредит рынку акций ровно так же, как инсайдерская торговля», они призывают к реформе законодательства. Комиссия по ценным бумагам и биржам должна распространить на подарки те же запреты и те же требования по отчетности, что и на продажи, считают авторы работы. Налоговый кодекс должен включить в свои нормы уплату налога на увеличение стоимости активов при жертвовании акций.

Об исследовании: «Insider Giving», S. Burcu Avci et al. («Duke Law Journal», 2021)

* деятельность на территории РФ запрещена