Когда каждый станет программистом | Большие Идеи

・ Технологии

Когда каждый
станет программистом

Генеративный ИИ позволяет любому из нас писать код, и компаниям нужно к этому приспособиться

Авторы: Иэн Баркин , Керем Томак , Томас Дейвенпорт

Когда каждый станет программистом
Фото: ANIRUDH / Unsplash

читайте также

О пользе непубличности

Ануп Шривастава,  Виджей Говиндараджан,  Луминита Эначе,  Шиварам Раджгопал

Зачем конкурентам сотрудничать

Тирни Томас

За привычные рамки

Розабет Мосс Кантер

Как устроена предпринимательская экосистема

Дэниел Айзенберг

Победитель конкурса начинающих цифровых художников на «Ярмарке штата Колорадо — 2022» Джейсон Аллен (по совместительству президент компании — производителя настольных игр Incarnate Games) получил много больше, чем просто синюю ленту и чек на $300. Его картина «Théâtre d’Opéra Spatial» была создана с помощью нейросети Midjourney.

Джейсон дал ей текстовые инструкции (полный текст до сих пор неизвестен) — и получил изображение за несколько секунд (конкурсант солгал жюри, что трудился две недели). Когда правда вскрылась, художники и критики долго ругали Аллена в журнале Atlantic, газете New York Times и других СМИ. Они предупреждали о потенциальных опасностях, исходящих от новейших решений генеративного искусственного интеллекта, таких как ChatGPT, DALL-E и Bard. Эти технологии позволяют автоматически и почти мгновенно генерировать притягательные тексты, фотографии и видеоролики. Но влияние нейросетей на индустрию вызывает беспокойство не только у творческих деятелей. Напряжение возникает даже в среде ИТ-специалистов. Генеративный ИИ способен превратить в успешных программистов людей без опыта (таких сотрудников часто называют citizen developers — разработчиками-любителями). Просто описав, что ему нужно, даже гуманитарий может сегодня благодаря передовым ИИ-инструментам создавать целые приложения — еще вчера для этого нужно было долго учиться и практиковаться.

При активном продуманном руководстве разработчики-любители могут изменить баланс отношений сотрудника и компании. Исторически информационные технологии создавались профессионалами для рядовых пользователей, которые почти никак не могли повлиять на всесильных кодеров. В результате профи не всегда вовремя реагировали на потребности пользователей — и у технических экспертов, бизнес-лидеров и остальных сотрудников возникали проблемы коммуникации. Появление нейросетей и разработчиков-любителей стало началом новой эпохи: каждый работник получил возможность не просто совершенствовать или оптимизировать, но и автоматизировать собственный труд.

Без «посредника» в лице ИТ-специалистов новые системы и приложения, созданные с помощью генеративного ИИ, окажутся лучше адаптированы к конкретным потребностям пользователей, повышая потенциальную эффективность от их применения. Сами ИТ-специалисты при этом смогут сосредоточиться на более сложных системах и технологиях, где пока еще требуется их опыт.


ИДЕЯ КОРОТКО

ПРОБЛЕМА

Сотрудники без опыта кодинга все чаще используют генеративный ИИ и другие простые в применении программные инструменты для помощи в бизнес-процессах.

ОПАСЕНИЯ

Технические эксперты бьют тревогу, что непрофессиональное программирование породит системы недостаточного качества, исправление которых увеличит нагрузку на ИТ, или что генеративные ИИ-инструменты полностью заместят ИТ-отдел.

РЕШЕНИЕ

Компаниям стоит заранее отбирать, обучать и наделять определенными правами таких разработчиков-любителей, чтобы те не конкурировали, а сотрудничали с ИТ- и другими подразделениями.

Несмотря на выгоды, многие опрошенные нами айтишники возражают против любительских разработок. Их пугает, что такие системы выйдут некачественными и ИТ-отделу придется долго доводить их до ума — или что генеративный ИИ полностью заменит живых технарей. Количество систем в организации может сравняться с количеством сотрудников. Фирма окажется зависимой от любительских решений, известных лишь горстке сотрудников или созданных давно уволившимися разработчиками. Такой взрыв «серых ИТ» в корпорациях — и ожидаемый масштаб расходов на доработку технически слабых программ — не может не вызывать озабоченность. Без должных рамок и инструментов управления широкое распространение любительской разработки способно ввергнуть компании в хаос.

Несмотря на обоснованные страхи, очевидно, что разработчики-любители организациям нужны. Софтверные компании сознательно стали добавлять к своей продукции интерфейсы генеративного искусственного интеллекта, чтобы запросы о транзакциях, данных и аналитике можно было делать в чате или голосом. Мы ожидаем, что скоро бóльшую часть бизнес-программ будут создавать или использовать при помощи подобных систем. Широкое распространение любительской разработки может сделать общедоступным и дополнительно ускорить процесс технологических инноваций, в том числе цифровизации, автоматизации и аналитики данных. AT&T, ING, Johnson & Johnson, PwC, Deloitte и другие крупные фирмы экспериментируют с соответствующими инициативами. Цель — понять, каких сотрудников стоит включить в проекты любительской разработки, в какой роли и с каким предварительным обучением, а также как воспитать культуру взаимного обучения и поддержки.

Включение всего коллектива в программирование заставляет задуматься: что ждет наши ИТ-отделы? Как они сумеют облегчить любительскую разработку и снизить ее риски, не мешая творческому процессу? Здесь важно как не отказываться от этого полезного тренда, так и правильно им управлять. В этой статье мы — ученый, консультант и практик с многолетним опытом работы с ИИ и аналитикой — поделимся дорожной картой успешного внедрения любительской разработки. Чтобы углубить знания об этом явлении, мы расспросили руководителей восьми компаний, обобщили онлайн-дискуссии по теме и обсудили ориентированные на непрофессионалов программные инструменты с несколькими производителями.

Дилемма разработчика-любителя