Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
В ожидании кризиса: как подготовиться к рецессии
Кевин Лачковски , Михир Мансур
Легендарное падение новогоднего шара на Таймс-сквер в конце 2018 года ознаменовало окончание десятилетия со времен одной из тяжелейших рецессий в современной истории. В четырех милях от места новогодних торжеств нервные финансисты с Уолл-стрит гадали, означает ли это также окончание затяжного цикла экономического роста. Вместе с ними тем же вопросом задавались и эксперты в области экономики, которые до сих пор спорят о том, стоит ли нам ждать еще одной рецессии в 2019, 2020 или 2021 году.
Среди топ-менеджеров компаний царят немного другие настроения: многие из них предчувствуют рецессию в ближайшие несколько лет и тихо к ней готовятся. Они видят предупреждающие знаки в увеличении корпоративного долга, в значительном снижении доходности по государственным облигациям, в падении индекса S&P 500, в замедлившемся росте ВВП в Китае по сравнению с уровнем до 2010 года.
Таким образом, вопрос для этих руководителей заключается не в том, готовиться к спаду или нет, а в том, как именно готовиться.
Чтобы извлечь уроки из прошлых экономических спадов и помочь руководителям ответить на этот вопрос, мы решили рассмотреть, что на самом деле значит быть устойчивой компанией в условиях кризиса. В частности, мы проанализировали подход тех компаний, которым удалось не только выжить во время последней рецессии, но и приумножить свой капитал. Мы сосредоточили свое исследование на компаниях, которые приносили исключительно высокий суммарный доход на инвестиции акционерам в своих отраслях. Эти компании, которые мы назвали устойчивыми, принесли на 6-8% больше суммарного дохода на инвестиции (в зависимости от сектора экономики), чем другие компании в тех же отраслях. Их показатели не так сильно снизились во время экономического спада, и они смогли значительно расширить свои лидерские позиции в период восстановления экономики.

Что устойчивые компании делали иначе
Устойчивые компании не были защищены от колебаний рынка благодаря лучшим продуктам и услугам, которые они предоставляют. На самом деле, во время рецессии устойчивые компании потеряли почти столько же в выручке, сколько их коллеги по отрасли. Исключение составляют лишь компании из нескольких секторов, не так сильно затронутых спадом.