Осторожно, «зеленый пиар»! | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Осторожно,
«зеленый пиар»!

Пять шагов, которые помогут бизнесу отказаться от гринвошинга

Авторы: Роберт Экклз , Чармиан Лав

Осторожно, «зеленый пиар»!
Иллюстрация: Andriy Onufriyenko/Getty Images

читайте также

Инновации не решат все проблемы

Скотт Энтони

Тем больнее будет падать

Креймер Родерик

Как пережить карьерный поворот

Рон Ашкеназ

Оплата СЕО может влиять на покупательские решения

Дешпанд Рохит,  Млхан Бхавая,  Нортон Михаель

На Конференции ООН по изменению климата 2021 года (COP26) бывший президент США Барак Обама предложил собравшимся подумать над вопросом: «Как нам сократить разрыв между тем, что необходимо для нашего выживания, и тем, что представляется возможным с политической точки зрения прямо сейчас?» Решение, добавил Обама, потребует коллективных действий: «Нам придется мобилизовать волю, энтузиазм и гражданский активизм, побуждая правительства, компании и всех остальных ответить на этот вызов».

Компании должны быть готовы обосновать свой план мер и показать, что они предпринимают значимые шаги в связи с изменениями климата. Если они этого не сделают, им придется держать ответ перед самыми разными сторонами: от Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) до активистов и адвокатов. Возьмем, к примеру, Shell: голландский суд счел, что она несет юридическую ответственность за свою роль в изменении климата, и, согласно судебному решению, в настоящее время стратегия этой компании в отношении климата «недостаточно конкретна и полна оговорок». Фирмы также могут столкнуться с последствиями потребительского активизма: по существующим данным, половина взрослых граждан США перестали покупать товары или пользоваться услугами в знак протеста против деятельности той или иной компании.

Этот вопрос еще никогда не стоял так остро, ведь те, кто пытается заниматься ничем не подкрепленным «зеленым пиаром», так называемым гринвошингом (буквально — «зеленое отмывание»), навлекают на себя все больше справедливого гнева: речь идет о людях, говорящих правильные вещи, но в действительности ничего не делающих. Как лидеры бизнеса могут отреагировать на требования времени и принять меры, в результате которых новое поколение сможет им поверить? Как нам ответить молодым активистам, требующим, чтобы мы доказали свою приверженность принципам охраны окружающей среды?

Когда дело касается климата, границы бизнеса и политики размываются, и всем нам нужно становиться активистами. Но что означает это слово? Согласно словарю, активист — тот, кто «активно и энергично отстаивает какую-либо цель, в особенности политическую». Быть бизнес-активистом (как Чармиан) или активистом рынков капитала (как Роберт) — явление довольно новое, но все более распространенное. К примеру, в недавнем интервью Эммануэль Фабер, бывший CEO и председатель совета директоров Danone, отмечал: «Я считаю себя бизнес-активистом. Я активно выступаю за то, чтобы бизнес стал частью решения, фундаментальным решением, главным решением». Учитывая, что в ситуации с изменениями климата очень многое поставлено на карту, бизнес-активизм не просто нужен — он жизненно необходим».

Принимая во внимание стремительное развитие этой новой области лидерства, мы наметили пять практик «бизнес-активизма», которые помогут лидерам не заниматься «зеленым отмыванием», а принять меры, чтобы добиться подлинных перемен.

Вступайте в диалог со своими критиками

За последние несколько лет сотни компаний провозгласили чрезвычайную климатическую ситуацию. Однако признание кризиса — только первый шаг, и наряду с ним необходимо принять продуманные, срочные и радикальные меры.

Например, чтобы обрести поддержку на этом пути, The Body Shop недавно инициировала «Boardroom 2030» («Совет директоров 2030») — эту кампанию создала организация Чармиан, B Lab UK. В рамках этой инициативы группа молодежи, куда вошли молодые активисты, была приглашена к участию в обсуждении роли и задач совета директоров компании в 2030 году. Некоторые участники призвали организацию пересмотреть всю модель нашей экономической системы, основанную на потреблении. Это было неудобно, но руководящая команда The Body Shop пошла навстречу этому вызову и «правдорубству» вместо того, чтобы ему сопротивляться. Кроме того, компания пригласила активистов — например, из социально-политического движения Extinction Rebellion (XR, «Восстание против вымирания»), — чтобы они побеседовали с их командой, а еще публично обозначила свою позицию против нового британского закона о полиции, из-за которого людям станет намного сложнее участвовать в акциях протеста.

Если бы вы сказали правду, то что бы это означало для вашей компании?

Признайте всю полноту влияния изменений климата на жизнеспособность вашей компании в долгосрочной перспективе. Определив, кто для вас является конструктивными критиками, будьте готовы к ним прислушаться и вступить с ними в диалог. Выяснить, кто ваши критики, нетрудно: многие активисты и неправительственные организации все с большим успехом добиваются, чтобы их голоса были услышаны. Сотрудники, отвечающие в вашей компании за отношения с инвесторами, за связи с общественностью и за экологический аспект, скорее всего, уже знают таких людей и даже составили список контактов. Сложность в том, чтобы определить, кто из них готов вступить с вами в диалог, а не кидаться камнями. Взаимодействуйте с этими конструктивными критиками, чтобы определить действия, за которыми можно наблюдать, и таким образом регулярно отслеживать улучшения. В рамках этого соглашения критики должны будут отмечать улучшения в вашей деятельности, но вы также должны принять, что они будут и указывать на ваши неудачи, — подобно тому, как инвесторы дают вам понять, что вы не соответствуете их финансовым требованиям.

Действуйте вместе с другими

Если вы собираетесь принимать меры в связи с чрезвычайной климатической ситуацией, это потребует изменения бизнес-модели, а также сотрудничества с обширной сетью партнеров, в том числе и с конкурентами. Взять, к примеру, Toast Ale: эта пивоваренная компания на пути к тому, чтобы заниматься восстановительным бизнесом, ведь они планируют варить пиво из излишков хлеба, а всю прибыль вкладывать в благотворительные организации экологического профиля. Для COP26 компания Toast Ale объединилась с 24 другими пивоварнями, ее конкурентами в этой индустрии, для создания пивной коллекции Companion Series. Кроме того, партнеры написали совместное открытое письмо, призывая правительства принять совместные меры в том же ключе.

Как могла бы выглядеть работа с новыми партнерами в контексте вашего бизнеса?

Вместе с советом директоров разработайте трансформационную стратегию. Назначьте внутреннюю, объединяющую разные поколения и межфункциональную «группу по переходу к новой бизнес-модели», чтобы создать новую стратегию для бизнеса, которая будет включать в себя определение научно обоснованных целей, а также реализацию изменений бизнес-модели с использованием четко обозначенных критериев трансформации бизнеса.

Вознаграждение руководящего состава должно быть привязано к результатам конструктивным образом. Если компания действительно серьезно нацелена на трансформацию бизнес-модели, значит, это должно быть включено в обсуждения на уровне совета директоров — включая те встречи, в ходе которых распределяются ресурсы. Что касается взаимодействия с внешним миром, вступайте в диалог с инвесторами и другими заинтересованными сторонами, чтобы заручиться их поддержкой. Этот аспект должен быть включен в ваши отчеты и непосредственно связан с финансовыми показателями деятельности, так что будьте готовы к проверкам того, насколько ваши слова соответствуют делам. Чтобы это стало для вас командным спортом, попробуйте обратиться к другим представителям вашей индустрии (в том числе и к конкурентам), чтобы объединить усилия и совместно двигаться к более амбициозным замыслам и действиям.

Поддерживайте сотрудников, вовлеченных в общественные движения

Главным рычагом изменений является активизм. Чтобы поддержать свою команду, участвующую в протестном движении, Ecosia, информационно-поисковая система со штаб-квартирой в Берлине, оплачивает судебные издержки своих сотрудников, арестованных за ненасильственное гражданское неповиновение. Это действительно важно, поскольку, по данным исследования Эрики Ченовет, «ни одно правительство не сможет противостоять вызову 3,5% cвоего населения — либо властям придется пойти на уступки протестному движению, либо (в самых крайних случаях) это приведет к дезинтеграции».

Британский бренд одежды Finisterre организовал учебно-тренировочный лагерь по подготовке активистов, выступающих в защиту океанов, причем произошло это во время недавнего саммита «Большой семерки». Компания Finisterre сочла важным рассказать людям, как и почему нужно участвовать в активизме с целью защиты океанов.

А как вы можете поддержать своих сотрудников, которые участвуют в движениях, ведущих к переменам?

Работайте со своим советом директоров и HR-командой, чтобы устанавливать принципы и стратегии поддержки своих сотрудников, решивших участвовать в общественных движениях. В частности, вам нужно четко определить, какой активизм ваша компания готова поддержать, а какой активизм, возможно, противоречит ценностям вашей компании. Например, если вы поставите условие, что у общественного движения должны быть научные обоснования, это поможет вам провести границы.

Заявляйте о своей позиции и придерживайтесь ее

Одна из наиболее сильных мер, которые компания может принять, — это заявить о том, что для нее важно, причем это заявление должно быть публичным. Patagonia, пионер на поприще «бизнес-активизма», могла бы поделиться богатым опытом в этой сфере. Компания не только финансирует (с помощью инициативы Patagonia Works) организации прямого действия, которые сосредоточились на корневых причинах экологического кризиса, но также готова выступать на темы, по которым у нее есть свое твердое мнение. Подобно The Body Shop, Patagonia недавно публично выступила против британского закона о полиции, а в этом году еще и убрала всю свою рекламу с Facebook, снова призывая остальные фирмы бойкотировать платформу, пока соцсеть не подтвердит, что его продукты не причиняют никакого вреда.

Как будет выглядеть публичное объявление о своей позиции в вашей компании?

Взаимодействуйте со своим советом директоров, чтобы установить принципы и стратегии в отношении того, с кем вы будете, а с кем не будете вести бизнес. К примеру, Бет Торен, руководитель отдела по охране природной среды в компании Patagonia (Европа, Ближний Восток и Африка), рассказала нам следующее:

«В компании Patagonia, конечно же, ведутся внутренние споры по поводу выступлений на сложные темы — например, это касается нашего бойкота рекламы на всех платформах Facebook. Это решение повлияло на наш бизнес и на некоммерческие организации экологического профиля, которые мы поддерживаем. Тем не менее мы разрешаем эти противоречия, оставаясь верными своей цели — “Мы ведем свой бизнес, чтобы спасти нашу планету”, — а также отдавая себе отчет в том, что в своих заявлениях мы опираемся на факты. Участникам команды предлагается задаться вопросом, насколько позитивно влияние каждого принятого ими решения. Когда речь идет о публичных заявлениях, мы принимаем решение быстро и на местах, а при необходимости нам помогает команда в нашей штаб-квартире».

Статус благотворительной корпорации (PBC) и сертификация B Corp (выдается коммерческим компаниям глобальной некоммерческой организацией B Lab) могут способствовать действиям такого рода. В традиционной структуре C Corp (корпорация, которая облагается налогом отдельно от своих владельцев) — а именно такова юридическая структура почти каждой зарегистрированной в США компании — руководители могут взять в расчет интересы стейкхолдеров ради долгосрочной выгоды акционеров; в благотворительной корпорации руководители должны так поступать, и акционеры могут потребовать у них отчета.

Благотворительная корпорация не подрывает интересы акционеров. Скорее, она помогает руководителям учитывать мнения стейкхолдеров в интересах долгосрочных акционеров, а не только требования акционеров, заинтересованных исключительно в краткосрочной выгоде. Помните о вопросах, по которым вы хотите высказаться публично — как компания и как лидер. Будьте смелыми и делитесь своим мнением внутри компании и за ее пределами, чтобы увлечь за собой других людей.

Выступайте за системные изменения

Необходимо, чтобы лидеры меняли правила игры. В движении B Corp мы прилагаем усилия по продвижению фундаментальной реформы экономической системы. Например, B Lab UK выступает за Better Business Act («Закон об улучшении условий ведения бизнеса»), благодаря которому для всех компаний станет обязательным заботиться о выгоде и акционеров, и стейкхолдеров. И многие лидеры бизнеса поддерживают группу Global Assembly, объединяющую ученых, представителей институтов и социальных движений, а также обычных граждан, которые хотят дать возможность высказаться «народным массам» и работают с 10 млн человек со всего мира, помогая им создавать собрания их сообществ.

Как ваша компания может поддержать фундаментальные системные изменения?

Воспользуйтесь стандартами B Corp и рассмотрите возможность пройти сертификацию. Трансформируйте вашу компанию в благотворительную корпорацию, если в вашей юрисдикции признается такая структура (http://bcorporation.net/). Если нет, объединитесь с теми, кто хочет, чтобы благотворительная корпорация стала возможной, и вместе добивайтесь принятия соответствующих законов. В любом случае подпишите письмо Leaders for Global Assemblies («Лидеры за глобальные собрания»), чтобы сообщить о необходимости вовлекать граждан в принятие ключевых решений.

Возможно, какие-то из этих практик кажутся вам сложными, и они и вправду таковы. Тем не менее шаги такого рода вполне возможны, и компании, о которых мы говорили (все они, что характерно, прошли сертификацию B Corps), формируют модель бизнес-активизма на практике.

Наше время требует смелого сотрудничества и радикальных действий. Мы должны помнить о происхождении слова «радикальный»: на латыни «radix» означает корень. Так давайте же обратимся к корневым причинам, укореним наши действия в том, что, по нашим сведениям, необходимо, и будем расти в направлении будущего, которое все мы сможем с гордостью оставить будущим поколениям. Руководители высшего звена перед ними в долгу.

* деятельность на территории РФ запрещена