Правильный менеджмент мог бы приблизить новую эпоху экономического роста | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Правильный менеджмент мог бы приблизить новую эпоху
экономического роста

Задача руководителя — устранять препятствия с пути своей команды, обеспечивать коллектив необходимым инструментарием и видеть в сотрудниках людей, от чьих знаний и готовности вложиться в дело зависит судьба компании.

Автор: Рихард Штрауб

Правильный менеджмент мог бы приблизить новую эпоху экономического роста

читайте также

Магия получасовых совещаний

Питер Брегман

Планируем свою работу на пенсии

Дори Кларк

Будущее зависит от совета директоров

Джудит Штреле,  Колин Майер,  Мэри Джонстоун-Луи,  Роберт Экклз

Как В2В-компаниям вернуть клиентов

Леон Поблете,  Фрэнк Сеспедес

До сих пор не утихает спор экономистов, руководителей компаний и прочих экспертов бизнеса о явлении, которое Тайлер Коуэн из Университета Джорджа Мейсона назвал «Великой стагнацией» американской экономики. Ищут меры, которые способствовали бы ее росту. Коуэн напоминает, что зарплаты в Америке застыли на одном уровне. Он также предполагает, что все «низко висящие плоды», выращенные невоспроизводимыми прорывами (в том числе фундаментальными открытиями в области технологий), уже собраны. Теперь любые достижения на пути продуктивности и процветания обойдутся дороже, и ждать их придется дольше.

Со страстным опровержением этой концепции выступили Эрик Бринолфссон и Энди Макафи (Массачусетский технологический институт): они не верят, что все великие достижения технологической революции уже позади. По их мнению, инновации все еще шагают бодрым шагом, и мы можем надеяться на множество новых технологических прорывов, которые обеспечат огромную отдачу.

Дискуссия идет весьма оживленно, однако одна тема пока не затронута: прогресс ведь не сводится к технологическим инновациям. Инновации в управлении также могут оказаться революционными.

Работа другого экономиста, Поля Ромера, помогает прояснить эту сторону вопроса. Ученый видит в истории прогресса два типа инноваций: появление новых технологий и появление новых законов и социальных норм. Мы создаем новые инструменты и новые правила, причем темпы этих нововведений иногда не совпадают: порой, когда инновации одного типа буксуют, другие как раз делают рывок вперед.

Разумеется, в первую очередь изобретают и применяют правила менеджеры разных уровней, а значит, не мешало бы скоординировать их действия. По нашему мнению, структура, процедуры и система вознаграждений в большинстве организаций ныне скорее подавляют мотивацию и сдерживают таланты, нежели поощряют их. (Сошлемся, к примеру, на итоги недавних исследований: очень немногие сотрудники по-настоящему вовлечены в работу, а уж энтузиазма и вовсе почти никто не испытывает). А если руководители изменят свой подход и составят новые правила? Смогут ли они дать выход пропадающей зря энергии? Можем ли мы осуществить коллективную инновацию менеджмента и открыть новую эру роста — Великое преображение?

Не мы первые напоминаем экономистам о том, сколь многое зависит от управления. Тридцать лет назад, в пору рыданий и причитаний над американской неконкурентоспособностью, Боб Хейес и Билл Абернати опубликовали статью — прямо-таки крик души: «Мы сами ведем страну к экономическому упадку» («Managing Our Way to Economic Decline»). Повсюду слышались голоса, винившие макроэкономические силы в том, что Америка проигрывает состязание с Японией. Хейес и Абернати переложили бремя вины на плечи менеджеров, в особенности подчеркнув пагубное пристрастие к сиюминутным задачам: краткосрочное планирование, словно вирус, поразило всех руководителей, а в результате долгосрочные инновационные проекты остались без финансирования.

Уже сравнительно недавно Клейтон Кристенсен объяснил, каким образом укоренившиеся представления управленцев о правильном распределении капитала ставят под угрозу капитализм как таковой. Подчеркивая разницу между подрывными инновациями и поддерживающими инновациями, он доказал, что потребность в быстрой отдаче по инвестициям побуждает менеджеров предпочесть «поддержку», отчего опять же выигрывают только текущие операции. Необходимо высвободить хотя бы часть капитала и поощрять глубокие подрывные инновации — те, благодаря которым могут появиться новые предприятия или даже целые отрасли. Без этого невозможен органический рост компаний, и общество не дождется новых вакансий. (Исследование Кристенсена жестко напоминает о коренной ответственности корпораций и их руководителей перед социумом: они должны внедрять инновации как ради собственной конкурентоспособности, так и ради будущего всего мира).

И Кристенсен, и Хейес, и Абернати не только осуждают недостатки менеджмента, но видят и благую сторону: указывая на опасные современные тенденции, они в то же время подтверждают роль управления в истории человечества. Раз менеджеры способны вывернуть экономику в канаву, могут и направить ее вперед по гладкой дороге.

Какие новые правила следовало бы вводить управленцам? Разумеется, следует возвести в норму вложения в подрывные инновации, а также пересмотреть подходы ко всем оргвопросам, от приема новых сотрудников до премии для гендиректора. Мы бы также рекомендовали изменить понимание продуктивности и рационального использования технологий, а именно: перейти на «человекоцентричную точку зрения», как рекомендовал Питер Друкер. Коуэн справедливо осуждает современные технологии, которые отлучили людей от работы, но ведь все могло бы быть иначе. Руководители могли бы спросить себя: как использовать эти инструменты в помощь рядовому сотруднику? Какие задачи, непосильные прежде, сможет выполнять вооруженный этими технологиями человек? Важнейшие современные проблемы — обеспечить человечество ресурсами пресной воды и энергии, вопросы здравоохранения и образования — не будут решены, покуда мы противопоставляем труд человека работе машин. Понадобятся лучшие умы в сочетании с растущей мощностью цифровых технологий.

Первоначальный постулат Друкера: корпорация представляет собой социальный институт, который может аккумулировать и направлять потенциал своих сотрудников лишь постольку, поскольку относится к ним с уважением, — становится все актуальнее с каждым годом по мере того, как основная часть мировой экономики превращается в работу ума. Друкер был прав, и потому его идеи прижились, и мы вновь и вновь слышим их отголоски в интервью Марка Меррилла, президента и соучредителя Riot Games. В его компании, говорит он, задача руководителя — устранять препятствия с пути своей команды, обеспечивать коллектив необходимым инструментарием и видеть в сотрудниках людей, от чьих знаний и готовности вложиться в дело зависит судьба компании.

Итак, руководитель высокотехнологичной компании должен внимательнейшим образом отнестись к активируемой им «человеческой системе». Именно поэтому мы вправе надеяться на Великое Преображение менеджмента, на новый устойчивый рост. Технологические инновации уже не первое столетие задают тон, как указывает Коуэн, а менеджмент все еще остается новой наукой, и здесь все еще можно ждать существенных прорывов. В области управления еще далеко не все висящие перед носом плоды сорваны.

Миллиарды людей так или иначе созидают будущее, но роль руководителей предприятий особенно заметна. Друкер в книге «The Ecological Vision» писал: «Менеджмент представляет собой основной ресурс, отчетливо выделяемый и формообразующий орган общества… само выживание социума зависит от качества работы, компетентности, преданности и ценностей управленцев». Это серьезная ответственность, но из этого же источника мы черпаем оптимизм: экономика сейчас остановилась и более не растет, но мы не обязаны ждать новых технологий для прорыва — мы можем управлять процессом.

Материал подготовлен при участии Джулии Кирби, сотрудника HBR и автора (вместе с Кристофером Мейером) книги « Standing on the Sun: How the Explosion of Capitalism Abroad Will Change Business Everywhere».

Читайте по теме: