Как эффективно внедрять инновационные идеи: опыт Renault | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как эффективно внедрять инновационные идеи:
опыт Renault

Что поможет довести лучшие изобретения до практической реализации

Авторы: Дирк Дейхманн , Тома Жилье

Как эффективно внедрять инновационные идеи: опыт Renault
Фото: Skye Studios / Unsplash

читайте также

Мастера культуры: как антропология помогает управлять людьми

Даниэль Браун,  Итске Крамер

Какими будут организации будущего?

Юлия Баяндина

Стратегию диктует рынок

Лав Клер,  Ривз Мартин,  Тиллманнс Филипп

Доверьте борьбу с харассментом менеджерам

Эдриен Лоуренс

Часто даже лучшие идеи так и остаются только идеями, отмеченными наградами на конкурсе инноваций, но не получившими развития на производстве. Чтобы их приняли на вооружение, инновациям нужны внутренние проводники, те, кто будет их продвигать и реализовывать.

При всей важности этой составляющей в большинстве инновационных инициатив обходят ее стороной: предполагается, что самой по себе блистательной идеи, будь то новый виджет или новый вид чипсов со вкусом картошки фри с трюфельным маслом Wavy West Coast Truffle Fries, будет достаточно, чтобы инновацию заметили и взяли в оборот.

В автомобильной компании Renault нашли решение задачи по привлечению внутренних проводников для перспективных инноваций, предусмотрев особую схему функционирования внутренней инновационной платформы. Она была создана по инициативе существующей при компании лаборатории Creative Lab, предлагающей технологии цифрового прототипирования и конструкторскую поддержку при реализации проектов. Основная цель платформы — побудить сотрудников центра исследований и разработок Renault Technocentre под Парижем придумывать и разрабатывать новые концепции мобильности. Во многом она очень похожа на другие инновационные платформы, однако есть одно важное отличие. Сотрудники центра могут не просто выразить свое одобрение, поставить «лайк» идее, но и пообещать помочь в разработке и внедрении концепции, если предложение изобретателя будет принято.

У такой несложной схемы есть несколько преимуществ. Она позволяет оценить, насколько проект представляется интересным, а еще у изобретателя появляется команда знающих сторонников, которые могут помочь с разработкой и реализацией. После окончания конкурса инноваций автор победившей идеи может связаться с теми, кто выразил готовность участвовать в ее воплощении и предложить свои компетенции и поддержку, необходимую для проекта. Можно, например, попросить их помочь провести исследование рынка или разработать первый прототип. Авторам победивших изобретений предоставляется возможность заниматься своим проектом до двух дней в неделю в течение года. А те, кто будет им помогать, договариваются со своим руководством в индивидуальном порядке.

Найденная компанией схема работы дала нам уникальную возможность внимательно изучить огромное влияние, которое сообщество оказывает на жизненный цикл инноваций.

Важность поддержки волонтеров

Изучая, как эту функцию платформы используют желающие предложить свою помощь, мы сделали несколько интересных наблюдений. Мы провели исследование и проанализировали отклики 1201 участника на 244 идеи, размещенные на платформе, после чего поговорили с сотрудниками Renault. Вот что мы увидели.

«Лайки» не имеют значения. Сотрудники Renault нам говорили (и эмпирические данные это подтверждают), что желание подключиться к работе над чужой идеей важнее, чем просто «лайк», который может быть скорее ни к чему не обязывающим высказыванием, чем выражением настоящей и активной поддержки. Когда участники по-настоящему берутся за идею, они подкрепляют свои слова действием. Как нам сказал один из участников, «лайк не означает готовности над этим работать».

Волонтеры не выстраивались в очередь за очевидно победными проектами. Скорее, их (преимущественно инженеров) интересовали сложные задачи, которые возникали благодаря новаторским и технически продвинутым идеям. Один из выводов: если компании хотят наращивать количество более смелых идей в своих инновационных портфелях, стоит обратить внимание на те из них, которыми готовы заниматься сотрудники из отделов НИОКР. Новые и сложные концепции вызывают у этих добровольцев больший интерес, чем у менеджеров, которых часто больше заботит практическая реализуемость предложений.

Изобретатели, чаще предлагающие свою помощь в работе над проектами других, получают больше волонтерской поддержки и со своими проектами. На инновационной платформе на каждое предложение поддержки со стороны изобретателя приходилось в 1,29 раза больше предложений поддержки в его адрес (29% роста). И это не просто принцип взаимности «Я одобрю твою идею, если тебе понравится моя». Скорее, изобретатели, готовые поддержать коллег, привлекали еще большее количество откликов от всех остальных: публичное обязательство сотрудника А подключиться к идее сотрудника B, по всей видимости, вдохновляло сотрудника C помочь сотруднику A.

Укрепляйте сообщество, а не конкуренцию

Такой рост поддержки привлек наше внимание: это стало подтверждением некоторых наших мыслей, которые мы в последние время разрабатывали. Возможно, в конкурсах инноваций в силу самой модели их устройства слишком много внимания уделяется призам и недостаточно — созданию сообщества людей с инновационным складом ума. Может быть, ориентируясь на альтруизм и сотрудничество, мы могли бы еще больше способствовать инновациям?

Наличие на платформе дополнительных функций, позволяющих волонтерам предлагать свою помощь в реализации идей, — хороший способ развивать культуру творчества и сотрудничества между людьми. Менеджеры могут подкрепить эти настроения, если будут четко обозначать, что они ценят совместную работу и считают ее важной для инноваций. Кроме того, стоит рассмотреть возможности прямого вознаграждения за сотрудничество и разработать методы поощрения не только для тех, кто предлагает идеи, но и для коллег, которые помогают их воплощать.

Действительно, наши ранее проводившиеся исследования с Международным комитетом Красного Креста (МККК) показали, насколько важно сотрудничество для успеха конкурса инноваций. Конкурс Красного Креста задумывался не просто в поддержку изобретателей и выдвижения новых идей, он был призван еще и помочь в создании сильных стартапов для реализации предлагаемых решений.

Важно, чтобы у участников было больше возможностей подключаться и поддерживать проекты друг друга уже на начальном этапе, тогда у изобретателей появляется шанс работать с командой с более широким набором навыков и сразу на старте дать ход своей идее, после того как ее выберут для реализации.

Стоит отметить, что многие из самых успешных краудсорсинговых проектов — такие, как Wikipedia, Linux и (из недавнего) Hyperloop Transportation Technologies, — имеют простую плоскую архитектуру и во многом основываются на сотрудничестве. Возможно, это не предполагает большой награды помимо уважения коллег, но совместная работа над такими проектами дает очень значимые результаты.