Как внедрять инновации там, где все устроено иначе | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как внедрять инновации там, где все
устроено иначе

Опыт цифровой трансформации в Африке

Автор: Эло Уме

Как внедрять инновации там, где все устроено иначе
Фото: HBR Staff/Tetiana Lazunova/D things/Getty Images

читайте также

Вредные советы: почему секреты успешных людей и компаний вам не помогут

Робин Хогарт,  Эмре Сойер

Как руководители должны заботиться о себе и сотрудниках во время кризиса

Мария Назарова,  Станислав Шекшня

Действительно ли стартапы создают много новых рабочих мест?

Дэниел Айзенберг

Советы тем, кто боится отпуска

Тристан Элизабет Гриббин

Африка идет по пути цифровой трансформации, и это открывает возможности для кардинальных изменений во всех секторах экономики. Хотя по показателям проникновения интернета Африка к югу от Сахары по-прежнему отстает от остального мира, тем не менее, это отставание быстро сокращается: с начала 2000-х количество интернет-пользователей выросло в Африке в десять раз против троекратного роста в других регионах мира, свидетельствуют данные Международного валютного фонда. Во всех сферах — от сектора финансовых услуг до энергетики и сельского хозяйства — цифровые технологии на континенте помогают расширить доступ населения к экономическим благам и открыть путь в будущее.

Африканские компании пытаются освоиться в этой новой реальности. Цифровая трансформация фундаментально все меняет в их бизнесе — от внутренних процессов до методов работы с клиентами.

Изнутри цифровая трансформация строится на решениях для организаций, в том числе платформах клиентских данных (CDP‑платформах), аккумулирующих информацию из разных источников для создания единого всестороннего обзора по каждому клиенту, и инструментах управления отношениями с клиентами (CRM), используемых в работе с имеющимися и потенциальными будущими клиентами.

Многие из представленных сегодня на рынке глобальных решений не соответствуют уникальным потребностям африканских компаний. Перенос технологий из-за рубежа здесь не поможет. Для цифровой трансформации в Африке нужны местные решения, соответствующие особым условиям бизнеса на континенте. При численности населения в 1,2 млрд человек с более чем 800 млн мобильных подключений (477 млн уникальных абонентов) и 26% пользователей мобильного интернета любое осмысленное решение в первую очередь должно быть ориентировано на интеграцию с мобильными сетями. Вот что стоит учитывать:

    • У большинства населения в Африке простые мобильные телефоны без функций смартфона, поэтому для работы с ними нужно использовать СМС. Это означает, что системы организаций по меньшей мере должны поддерживать функции СМС для повседневных коммуникаций с потребителями.

    • В Африке мобильные номера выступают уникальными идентификаторами клиента при использовании цифровых услуг, у многих пользователей нет адреса электронной почты, который часто по умолчанию используется в корпоративных системах на других рынках. Поэтому решения для организаций для африканского рынка должны при необходимости быть рассчитаны на использование в качестве уникальных идентификаторов мобильных номеров.

    • Мобильный протокол USSD, который практически больше не нужен в других частях света, — альтернативный цифровой канал, используемый многими африканскими провайдерами финансовых и коммунальных услуг. Это означает, что канал USSD нужно учитывать в корпоративных системах.

    • Около 98% абонентов в Африке пользуются мобильными тарифными планами с предоплатой. На основе данных о предоплаченных услугах можно получать информацию о покупательной способности клиентов — в отличие от планов с постоплатой, по которым можно судить об уровне интереса к услуге.

Локально созданное африканское решение для организаций также должно учитывать многообразие регулирующих и правовых требований на континенте. Для примера возьмем данные: в Африке нет единой системы регулирования в области данных наподобие Общего регламента ЕС о защите персональных данных (GDPR). С учетом объема генерируемых и обрабатываемых данных компаниям на континенте необходимо локальное решение в области управления данными с хорошим учетом ландшафта по всем странам.

Несмотря на убедительные аргументы в пользу локально разработанных решений для организаций, создатели таких решений сталкиваются с многочисленными сложностями, в том числе дефицитом опытных кадров, проблемами с инфраструктурой, качеством наработок и источников данных, которые будут использоваться в создании таких решений. Даже если рынок технологичных кадров в Африке, согласно оценкам, достиг исторического максимума и насчитывает 700 тыс. профессиональных разработчиков, этот показатель не сравнится с численностью таких специалистов в Индии — 2,75 млн (по данным на 2017 год). Одним из препятствий является также недостаточный уровень финансирования африканских стартапов в сфере разработки решений для организаций: в 2020 году они привлекли $158 млн, что более чем в два раза уступает сумме, полученной финтех-стартапами. Кроме того, в контексте глобализации сильную конкуренцию составляют хорошо обеспеченные ресурсами международные провайдеры корпоративных решений, которые приходят на местные рынки — пусть и с не очень подходящими предложениями.

Несмотря на эти сложности, африканские предприниматели, инвесторы и правительства должны вместе заняться разработкой местных решений для организаций, чтобы реализовать существующий на африканском рынке значительный потенциал. Мы в моей компании Terragon из Нигерии увидели возможность создать уникальную, актуальную для Африки экосистему, образованную на основе трудно аккумулируемых потребительских данных таких источников, как телекоммуникационные компании и глобальные платформы вроде WhatsApp. Мы разработали маркетинговую платформу по запросу, которая призвана помогать малым, средним и крупным компаниям, включая банки и компании по выпуску потребительских товаров, в выстраивании в Африке масштабной работы по привлечению клиентов и взаимодействию с ними.

По нашему опыту компании, планирующие разрабатывать локальные решения, должны учитывать следующее.

1. Спланируйте привлечение недостающих кадров

Мы в Terragon в 2018 году приобрели центр исследований и разработок в Индии, чтобы привлекать и комплектовать необходимые кадры и повышать квалификацию наших местных специалистов. Мы также разработали программу подготовки менеджеров для адаптации специалистов и обучения в процессе работы.

2. Повышайте свою осведомленность о местном рынке или сотрудничайте с местными компаниями

В Terragon мы выбрали подход на основе непосредственного присутствия и работаем с командой, хорошо и основательно разбирающейся в местных условиях, потому что Африка — очень многообразный рынок. Сейчас у нас есть присутствие в четырех африканских странах: в Нигерии, Гане, Кении и ЮАР. Благодаря хорошему пониманию рынка мы знаем, какие продукты лучше всего обслуживают каждый его сегмент. Например, в ЮАР рынок более сложившийся в сравнении с Кенией, поэтому здесь более актуален функционал Facebook Conversion API (CAPI), ведь в ЮАР больше, чем на других рынках, отслеживают события на сайтах и блогах. В Кении, с другой стороны, активно используется WhatsApp, поэтому для этого рынка более актуально наше решение для WhatsApp.

3. Позаботьтесь о финансировании вашего проекта

Экосистема стартапов в Африке в 2020 году привлекла около $1,43 млрд, наибольшие инвестиции поступили в финтех-индустрии (около 25%). Как бы то ни было, без существенной диверсификации в разных сферах — например, в маркетинговых и образовательных технологиях — возможности Африки полностью реализовать свой потенциал и выстроить сильную экосистему функциональных секторов могут быть ограниченными. Чтобы ваш проект мог привлечь инвестиции, позаботьтесь о соблюдении отраслевых стандартов на каждом этапе развития бизнеса, инвестируйте в необходимые кадры и создавайте ресурс для конкурентного преимущества.

***

Цифровая трансформация в Африке открывает потрясающие возможности, но для успеха нужны решения для организаций, соответствующие местным условиям и особым потребностям рынка на континенте. Описанные три шага помогут африканским компаниям подготовиться, чтобы справиться со стоящими перед ними задачами.

* деятельность на территории РФ запрещена