Семь советов, которые помогут успешно выступить в офлайне и онлайне | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Семь советов, которые помогут успешно выступить в офлайне
и онлайне

Как эффективно провести гибридную презентацию

Авторы: Рэй Рингель , Сара Гершман

Семь советов, которые помогут успешно выступить в офлайне и онлайне
Иллюстрация: Giada Canu/ Stocksy

читайте также

Не бойтесь поражений

Дори Кларк

Секреты супербоссов

Сидни Финкельштейн

Опьянение властью заглушает эмпатию

Лу Соломон

Не бойтесь бояться

Элис Бойес

Недавно мы беседовали с CEO, которого тревожат публичные выступления в гибридном офисе. «Сейчас, когда я делаю презентацию, все просто. Все смотрят ее в Zoom, — рассказал он нам. — А что будет, когда кто-то вернется в офис, а кто-то будет продолжать работать из дома?»

Его тревоги понятны. Презентации в Zoom далеки от идеала, однако, по крайней мере, все слушатели находятся в равных условиях в буквальном смысле: все квадратики на экране имеют одинаковые размеры. Когда же речь идет о гибридных презентациях, удаленные участники рискуют оказаться в невыгодном положении. Все дело в особой энергетике совместного присутствия — которой не хватает, когда мы далеко друг от друга. Немаловажную роль в этом играют невербальные сигналы, когда все участники находятся вместе в одном помещении. Понимающие взгляды, выражение лица, зрительный контакт — все это способствует непринужденному разговору. Отсутствие этих факторов очень ощутимо в онлайне, и отсутствие обмена энергией между удаленными участниками нервирует (и является одной из причин усталости от Zoom).

Работая над ярким, эффективным выступлением, максимально учитывающим возможности аудитории, руководители в корпоративном мире могут обратиться к опыту педагогов. В начале пандемии и карантина мы работали с несколькими преподавателями, которые хотели улучшить навыки выступления в онлайн-режиме. В этом учебном году, когда часть детей вернулась в школы, мы наблюдаем, как некоторые учителя отлично справляются с задачей эффективного преподавания в условиях гибридных классов.

Недавно мы стали свидетелями одного из подобных уроков. Учитель из города Бетесда вел урок литературы в гибридном седьмом классе. Нас сразу поразила его энергичность. Он постоянно находился в движении, переводил взгляд с экрана на лица в классе и обратно. Он также побуждал к движению детей: обращаясь к тем, кто смотрит урок с экрана, он просил поднять руки или встать и прочитать текст. Еще более важно то, что он делил учеников на маленькие рабочие группы, где удаленные и присутствующие в классе дети работали вместе. Несмотря на то что они находились в разных местах, класс оставался единым целым.

Ниже приведены семь стратегий, которые помогут ведущим презентаций и собраний более эффективно вовлекать всех присутствующих на гибридных встречах:

1. Сосредоточьтесь на положительных сторонах

Вместо того чтобы думать о неудобствах гибридных совещаний, сосредоточьтесь на той пользе, которую может привнести каждый из собравшихся. Спросите себя, какие преимущества могут получить от вашей презентации удаленные и находящиеся в офисе участники. И как можно обогатить опыт в целом за счет гибридной аудитории? Позитивный настрой поможет вам сделать так, чтобы каждый участник был важен для презентации. Более того, ваш настрой передастся другим. Ведущий задает тон всему мероприятию. Если он с удовольствием работает в гибридном формате и демонстрирует это аудитории, это положительно влияет на общие впечатления от совещания.

2. Просите включить камеры

На гибридных встречах удаленным участникам важно тоже включать камеры, чтобы демонстрировать свое полное присутствие. Также важно, чтобы ведущий мог видеть всю аудиторию, а не только присутствующих в помещении.

Чтобы еще больше уравнять участников, попросите тех, кто находится в офисе, принести свои ноутбуки и включить камеры (микрофоны должны быть выключены у всех участников, кроме того, кто в данный момент говорит). Также полезно иметь экран перед аудиторией, чтобы удаленные участники были видны всем.

3. Устанавливайте непосредственный зрительный контакт

Начинайте выступление на камеру. Так вы посылаете группе сигнал, что слушающие презентацию в Zoom крайне важны. Старайтесь смотреть в камеру так, как будто смотрите человеку в глаза. Затем в ходе презентации продолжайте переводить взгляд с присутствующих в зале на камеру и обратно.

4. Двигайтесь, чтобы охватить всех

В начале выступления подойдите к камере, чтобы помочь удаленным участникам включиться в происходящее. Продолжая говорить, приближайтесь то к присутствующим, то к камере. Но старайтесь всегда заметно держаться в кадре. Не стоит отходить от камеры слишком далеко. Перемещаясь в аудитории, вы усиливаете контакт между всеми участниками и максимально вовлекаете всех в процесс коммуникации.

Покажите говорящего крупным планом. Поднимите камеру (ноутбук) и пододвиньте ближе к говорящему (если он не принес свой ноутбук). Так вы напомните присутствующим очно, что их удаленные коллеги тоже участвуют в собрании.

5. Эмоционально вовлекайте удаленных участников

Гибридная модель не должна быть пассивным опытом для тех, кто находится у экрана. Важно помочь им почувствовать, что их слышат и видят. Поприветствуйте виртуальных участников по именам в начале сессии. И продолжайте обращаться к ним в ходе презентации. Это легче сказать, чем сделать. У ведущих могут быть лучшие намерения, но их внимание естественным образом привлекают присутствующие в зале. Выделите во время презентации специальные моменты, когда будете говорить напрямую с удаленными участниками, и придумайте, что вы можете сказать, обращаясь к ним.

6. Способствуйте гибридному сотрудничеству

Когда вы делите аудиторию презентации на небольшие группы, велико искушение сформировать их отдельно из присутствующих в помещении и отдельно — из удаленных сотрудников. Но так вы усилите впечатление, что эти люди составляют две самостоятельные группы, а не группу, работающую сообща. Поэтому старайтесь перемешивать сотрудников. Делайте так, чтобы виртуальные и присутствующие физически участники работали вместе.

7. Будьте кратки

Zoom вынудил нас тратить меньше времени на презентации. Вернувшись в офис, не поддавайтесь искушению говорить дольше. Следите, чтобы гибридные презентации были как можно более короткими и эффективными. Старайтесь рассчитывать силы удаленных участников, определяя продолжительность выступления. В конце концов, это оценят все.

Одним из потенциальных преимуществ гибридных презентаций является то, что участвовать в них можно откуда угодно. Учитель седьмого класса рассказал нам, что такая возможность создала больше равенства в классе и было очень полезно для всех, что каждый ученик учится там, где может продемонстрировать максимальные результаты. Такой подход вдохновляет — как его учеников, так и бизнес-лидеров. Вступая в эру гибридных презентаций, давайте последуем этому примеру и будем стремиться создать инклюзивную и заряжающую энергией среду для каждого члена аудитории.

Об авторах

Сара Гершман (Sarah Gershman) — президент коммуникационного агентства Green Room Speakers, профессор Школы бизнеса Джорджтаунского университета; преподает технику публичных выступлений.

Рэй Рингель (Rae Ringel) — президент консалтинговой компании The Ringel Group, специализирующейся на фасилитации, коучинге и обучении. Преподаватель в институте трансформационного лидерства при Джорджтаунском университете и учредитель программы «Сертификация руководителей-фасилитаторов».