Что делать, если вас не ценят на работе | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если вас не ценят
на работе

Шесть способов сделать так, чтобы ваши усилия не оставались незамеченными

Автор: Ребекка Найт

Что делать, если вас не ценят на работе
JESS WATTERS/UNSPLASH

читайте также

Как гендиректору выжить на своем посту

Ярослав Глазунов

Почему дипломы обесцениваются?

Майкл Стейтон

Граница на замке

Мария Божович

Осознанность: все не так сложно, как кажется

Эллен Лангер

Грустно, когда отдаешься работе до конца, а этого никто не замечает. Как сообщать о своих достижениях, но при этом не выглядеть хвастуном? С кем можно поговорить о том, что вас недооценивают? Если ситуация не меняется, как долго стоит оставаться на такой работе?

Что говорят эксперты

Энни МакКи, автор книги «How to Be Happy at Work», утверждает: «Нет ничего хуже ощущения, что вас не слышат и не видят на работе. Всем нам хочется, чтобы наш труд ценили, поэтому, когда коллеги не обращают внимания на ваш вклад в общее дело, вы перестаете чувствовать себя частью команды». Естественно, в такой ситуации вы еще и начинаете волноваться о своей карьере. «Вы теряете уверенность в себе и думаете: “Если никто не замечает того, что я делаю, какие у меня перспективы?”» — объясняет эксперт. Впрочем, убеждена Карен Диллон, автор книги «HBR Guide to Office Politics», вам по силам изменить ситуацию: «Существует множество способов добиться того, чтобы люди понимали и видели, что вы делаете». Самое главное, говорит она, — найти «дипломатичный способ хвалить самого себя». Вот несколько советов.

Будьте реалистичны

Прежде чем что-то предпринимать, оцените, насколько реалистичны ваши ожидания признания со стороны вашего руководителя, коллег или клиентов, советует МакКи: «На работе обычно все очень заняты, поэтому обратной связи может быть не так много, как вы рассчитываете». «Вы имеете дело с людьми, — добавляет Диллон. — Даже при хорошем к вам отношении коллеги и руководство могут упускать вашу работу из виду и просто принимать ее как должное». Если вы чувствуете, что вас недооценивают, Диллон рекомендует самостоятельно провести непредвзятый тест своих последних достижений. Спросите себя, была ли ваша работа экстраординарной, более масштабной и значимой, чем работа коллег? И еще один вопрос, который стоит себе задать: «Если я попрошу похвалы за эту работу, не прозвучит ли это грубо?» Если вы не до конца уверены в ответах, спросите, что думают ваши старшие коллеги или сотрудник, которого вы глубоко уважаете.

Поговорите с начальником

Если все ваши старания не приносят результата, МакКи рекомендует поговорить с начальником. С некоторыми менеджерами вести такой разговор легче, чем с другими, но обычно, замечает эксперт, «начальники не обращают внимания на человеческие потребности». И если ваш руководитель относится к их числу, помните: «Вы не можете изменить человека, однако можете дать ему понять, что вам нужно больше обратной связи по результатам выполняемой работы». Конечно, необходим особый подход. «Не начинайте разговор с фразы: “Я хочу большего признания”». МакКи рекомендует сказать что-то вроде «Я хочу поговорить о последних трех месяцах своей работы и понять, что у меня получается хорошо, а над чем еще стоит поработать». Диллон добавляет: приходить на такую встречу стоит с заранее подготовленным списком всех ваших недавних достижений, чтобы подчеркнуть ценность вашей работы. «Большинству менеджеров нравится иметь такой список перед глазами», — уверена она.

Сделайте работу своей команды более заметной

Диллон утверждает, что, если вы считаете себя частью команды, вам также нужно найти способ объяснить другим, что эта команда делает и почему ее работа важна: «В суматохе ваш босс и коллеги могут не обращать внимания на детали того, что вы делаете». Эксперт советует попросить менеджера уделить вам минуту, чтобы вы объяснили, чем именно занята команда, какие у нее цели и как вы стараетесь улучшить результаты работы. МакКи рекомендует более тонкий подход: не отправляйте ваши презентации или отчеты без указания их авторов. «Убедитесь, что на каждом документе указаны имена всех, кто участвовал в проекте», — советует она. Главная цель в том, чтобы ваша работа была видна не только руководству, но и всем остальным. Распределяйте заслуженную похвалу между всеми членами команды, а не присваивайте ее себе. При этом не стесняйтесь подчеркивать свою роль в управлении проектом. «Иногда, — поясняет Диллон, — пытаясь упомянуть вклад каждого члена команды в полученный результат, мы, боясь показаться самодовольными, излишне скромничаем». Женщины, по ее мнению, поступают так чаще мужчин. Вполне нормально, считает эксперт, «использовать местоимение “я”, когда говоришь: “Я достигла того-то и того-то и благодарна коллегам за поддержку”».

Признавайте вклад других

Как это ни парадоксально, верный способ сделать так, чтобы вашу работу заметили, — «хвалить и признавать вклад других», считает МакКи. «Когда вы сами замечаете хорошо сделанную работу, вы становитесь проводником перемен внутри компании, — говорит она. — Чаще всего, люди вам ответят тем же». Если ваш начальник не часто хвалит сотрудников, обсудите со своей командой, как вы сами можете поддерживать друг друга и создавать атмосферу оптимизма. «Современные компании очень динамичны, то, что мы производим, часто или незаметно, или быстро устаревает», — отмечает МакКи. Она предлагает взять за правило: когда кто-то в команде делает что-то значимое или заканчивает какой-то проект, «все должны остановиться ненадолго и поздравить коллегу». Однако Диллон предупреждает, что этим не стоит злоупотреблять: «Если постоянно говорить “спасибо”, это может сильно уменьшить значимость благодарности. Подумайте и спросите себя, кого на самом деле нужно отметить за дополнительные усилия?»

Оценивайте себя сами

Несмотря на то, что оценка и похвала других — это здорово, Диллон замечает, что для поддержания мотивации нужно еще кое-что: «Мотивация не может строиться лишь на признании, наградах и публично выраженных благодарностях». Внутренние мотиваторы намного сильнее. «Вам надо стараться найти смысл в самой работе, — соглашается МакКи. — В конечном счете, с течением карьеры вам нужно начинать обходиться без внешних стимулов. Настоящее чувство удовлетворения приходит изнутри». Она предлагает просто постараться чаще хвалить себя: «Попробуйте каждую неделю уделять время на размышления о том, что пошло хорошо, а что не очень. Старайтесь не скатываться в негатив, когда вы фокусируетесь на том, что пошло не так. Коллекционируйте победы».

Думайте о том, как двигаться дальше

Если вы продолжаете чувствовать себя недооцененным в компании, это может быть признаком того, что пришло время с ней расстаться. «Многие причины вынуждают нас держаться за место, которое для нас неидеально», — говорит МакКи. Кому-то нужно набраться опыта, кто-то не может переехать из-за необходимости быть рядом со своим партнером. Но если вы сделали все от вас зависящее, а работа по-прежнему не приносит удовлетворения, то, может быть, пришло время искать новое место.

Запомните эти принципы

Что делать:

Интересуйтесь мнением других о том, насколько реалистичны ваши ожидания признания со стороны ваших коллег. Помните: люди заняты своими делами.

Хвалите других и признавайте их вклад в общее дело. Обращая внимание на хорошо сделанную работу, вы создаете более позитивную культуру.

Ищите способы сделать вашу работу заметной.

Чего не делать:

Не забывайте о самооценке. В конце недели находите время подумать о том, что у вас получилось.

Не присваивайте себе похвалу за достижения команды. Подчеркните вклад каждого сотрудника.

Не оставайтесь в компании, где вас не ценят, дольше, чем это необходимо.

Пример №1: помогите изменить культуру вашей организации, хваля других

Салли Срок хорошо помнит времена, когда ее недооценивали на работе. Она была главой гостиничного департамента в Francis Ford Coppola Winery. Ее прежний менеджер недавно уволился, и Салли с командой перешли под начало нового руководителя. К тому же фирма только что объединила несколько офисов, переместив штаб-квартиру в новое место.

«Из-за этого многие начали работать из дома, и корпоративная культура оказалась раздробленной», — вспоминает она.

Салли нравился ее начальник, она считала его «сильным, заботливым» лидером. В том, что она чувствовала себя недооцененной, не было с его стороны «ничего личного», обращенного непосредственно к ней. «Скорее, это было связано с тем, что компания менялась. И у него в приоритете оказались другие департаменты», — вспоминает она. И все же Салли чувствовала, как ее моральный дух угасал, и понимала, что должна что-то предпринять. «Я напомнила себе, что занимаю руководящую должность и должна поддерживать других. Если я сама чувствовала себя недооцененной, что уж говорить о сотрудниках», — объясняет Салли.

Она решила, что может повлиять на ситуацию, если будет обращать внимание на вклад членов команды в общее дело и публично благодарить коллег, когда их работа превосходила ожидания. «Я раздавала благодарности во время наших утренних собраний, и это повлияло на атмосферу среди сотрудников гостиничного департамента», — вспоминает Салли.

Однако за его пределами ничего не изменилось. Коллеги Салли в других отделах по-прежнему чувствовали, что они недооценены и что их работа воспринимается как должное. Салли вспоминает: «Я поняла, что эта проблема системная. И подумала: что мы можем сделать, чтобы нам стало легче благодарить друг друга на работе?»

Салли поговорила со своим начальником, они устроили мозговой штурм и в результате придумали карточки «Grazie». Сотрудникам компании предложили передавать эти карточки друг другу, когда хотелось кого-то поблагодарить. «Люди были очень рады и раздавать, и получать их, — говорит Салли. — Когда я перестала думать о себе, а вместо этого сконцентрировалась на изменении общей корпоративной культуры, благодарность и признательность стали частью нашей ежедневной реальности».

Сегодня Салли — директор Inner Compass Consulting, и она продолжает подчеркивать, как важно благодарить других за хорошо выполненную работу.

Пример №2: найдите необычный способ повысить свою репутацию, демонстрируя результаты своей работы и достижения коллег

Анна Броквей начала свою карьеру в крупном рекламном агентстве в Сан-Франциско с позиции младшего исполнительного директора. Она была усердной, любила свою работу и своего главного клиента — Levi Strauss. Но выделиться среди коллег было трудно, и она часто чувствовала, что ее работа остается незамеченной: «Я проводила все время за созданием новых программ и идей для моего клиента, но эта работа терялась среди множества других проектов. Я не понимала, как сделать ее более заметной, чтобы меня больше ценили».

Размышляя об этом, Анна поняла, что многие молодые сотрудницы часто ждут, когда их признают, ничего для этого не предпринимая. «Я думаю, нас явно или неявно учат вести себя скромно, — говорит она. — Но демонстрировать свою работу — это как проводить внутрикорпоративную PR-кампанию. С одной стороны, не стоит хвастаться, но с другой, вам важно не оставаться незаметным».

Однажды Анна увидела, как ее коллега готовит презентацию новой идеи для клиента, и поняла, что прозрачность — это как раз то, чего не хватает. «Дело не в том, что клиенту все равно, — объясняет она. — Он просто не знал, что именно я придумала!»

Анна составила простое 15-минутное описание всей работы, которую она выполнила, чтобы новейшие модели джинсов были представлены в магазинах наилучшим образом. Это подчеркнуло не только ее вклад, но и вклад дизайнеров Levi Strauss, которые недавно поменяли отделку и фурнитуру джинсов и тоже «искали способ прорекламировать свою работу». Анна вспоминает, как глава отдела продаж сказал ей, какой честью для него было увидеть свое имя в презентации и получить благодарность за сделанную работу.

Два года спустя Levi Strauss пригласила Анну на работу, позднее она возглавила глобальную маркетинговую группу компании.

Сегодня Анна — сооснователь и директор по маркетингу в Chairish, онлайн-магазине винтажного декора, мебели и картин. Каждый понедельник в два часа дня она пишет «старую добрую» благодарность одному из членов команды. «Я верю, что люди чувствуют себя наиболее оцененными, когда их усилия замечают, — поясняет Анна. — Деньги, карьерный рост и прочее, конечно, тоже важны, но самое главное — знать, что тебя ценят». 

Об авторе. Ребекка Найт — независимый журналист из Бостона, читает лекции в Уэслианском университете, пишет для The New York Times, USA Today и The Financial Times.