Четыре способа не мешать себе | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Четыре способа не
мешать себе

Что такое самосаботаж и как с ним нужно бороться

Автор: Элис Бойес

Четыре способа не мешать себе
Фото: IMAGEGAP/GETTY IMAGES

читайте также

«Задача МФТИ — стать брендовым университетом мирового уровня»

Анна Натитник

Время сервисов

Павлов Сергей

В ожидании катастрофы: чему специалисты по ЧС могут научиться у бизнеса

Андреа Джекман,  Марио Берувидес

Экосистемы как новое электричество

Вы неделями откладывали важное задание. Оно нависает над вами, вызывая каждодневную тревогу. Но вместо того, чтобы разобраться с ним, вы делаете сотню других дел.

Или, к примеру, вас терзает чувство вины за то, что вы не отвечаете на письмо, хотя ответ занял бы десять минут.

Или, может быть, в последний раз, когда вам были нужны марки, вы пошли на почту, чтобы купить одну, потому что не смогли найти ту пачку марок, которую вы приобрели несколько месяцев назад. Вы знаете, что они где-то есть, но у вас просто нет времени прибраться на столе, чтобы найти их.

Такой самосаботаж поддерживает нескончаемый цейтнот — или, по крайней мере, ощущение, что у вас слишком много дел. Если вы хронически чувствуете опустошенность из-за чрезмерного умственного напряжения, которое требуется для планирования, принятия решений и адаптации, вам легко попасть в эту ловушку. Давайте более детально разберем типичные проблемы, возникающие в таких ситуациях, и обсудим решения.

1. Вы выбиваетесь из сил и не расставляете приоритеты

Когда мы загружены и испытываем стресс, мы часто беремся за срочную работу, даже если она не особенно важна. Стресс заставляет наше внимание сузиться до точки, и мы продолжаем бежать как белка в колесе. Мы отвечаем на письма и изображаем бурную деятельность, не отступая назад и не обдумывая первостепенные задачи. Мы можем потратить несколько часов на незначительное задание, даже если скопилась гора других дел.

Решение этой проблемы состоит в том, чтобы остановиться и сосредоточиться на работе с важными, но не срочными делами. Используйте принцип «начать с себя», чтобы выполнить первые пункты в своем списке приоритетов, и лишь затем помочь другим людям. Возможно, у вас не получится следовать этому принципу каждый день, но старайтесь следовать ему хотя бы несколько дней в неделю.

2. Вы полностью упускаете простые решения

Испытывая стресс, мы не замечаем простых решений, которые находятся прямо у нас перед глазами. Это происходит все по той же причине: поле нашего внимания сужено, мы все делаем по инерции и не проявляем гибкости. Перегруженный работой перфекционист, скорее всего, прибегнет к чересчур сложным решениям проблемы. Например, занятые люди не держат в доме достаточно еды, что ведет к ежедневным походам в продуктовый магазин или в рестораны, которые опустошают кошелек, отнимают время и способствуют ожирению. Но выход из этой проблемной ситуации — планирование питания, своевременная закупка продуктов и приготовление еды — все равно кажется ужасающе сложным.

Чтобы перестать игнорировать простые решения, остановитесь и задайте себе вопросы. Если вы склонны к крайностям, сможете ли вы выбрать промежуточный вариант? Чтобы решить проблему с отсутствием еды, я купила морозильник за $150 и теперь храню в нем, по крайней мере, дюжину полезных замороженных блюд, хлеб и другие продукты. Я не образцовая домохозяйка, но и не покупаю еду на вынос каждый день.

Те промежутки, в которые вы позволяете своему сознанию менять угол зрения, — лучшее решение проблемы узкого видения ситуации. Даже короткие перерывы могут вытащить вас из этого состояния. Иногда может хватить даже перерыва на поход в уборную. Придумайте что-то, что позволит вам подняться с места и прогуляться. Пока вы в движении, ваше сознание дрейфует и не сосредоточено на текущей проблеме: это идеальный фон для выработки идей и прозрений.

3. Вы игнорируете проблемы, вместо того, чтобы создавать системы для решения повторяющихся трудностей

Когда мы умственно истощены, то склонны самостоятельно выполнять те задачи, которые можно делегировать или передать на аутсорсинг, потому что нам недостает активности, которая нужна для привлечения помощника и налаживания системы действий. К примеру, вам необходим помощник для уборки дома, но его поиск, согласование графика и объяснение ваших требований кажутся слишком обременительными в данный момент. В итоге вы откладываете это неделями, выполняя работу самостоятельно — хотя времени, потраченного даже на одну уборку, было бы точно достаточно для найма помощника.

Решения повторяющихся проблем часто просты, если сделать шаг назад и увидеть перспективу. Постоянно забываете зарядить свой телефон? Держите дополнительный шнур питания в офисе. Всегда исправляете одни и те же ошибки? Попросите свою команду подготовить контрольный список, чтобы они могли их отслеживать сами. Много путешествуете по работе? Создайте список необходимых в командировке вещей, чтобы попытки решить, что взять с собой, не требовали много умственных усилий. Найдите время для создания и настройки таких систем. Можно взять отгул на работе, чтобы начать заниматься этим, а затем тратить час в неделю, чтобы поддерживать начатое. Автор Гретхен Рубин называет такой час в неделю «часом силы». Он помогает создать действенный цикл по выработке эффективных систем. Накапливая выигрышные стратегии, со временем вы сможете справиться и с более глобальными проблемами.

4. Вы используете побег, чтобы справиться с тревогой

Перегруженные люди стремятся избегать тревоги. Они откладывают разговор с начальником или не говорят подруге, что не смогут присутствовать на ее свадьбе. Эскапизм может стать причиной поспешных решений, поскольку вы хотите избежать необходимости много о них думать. Он также может привести к привычке задерживать принятие решений. Нежелание решать проблемы также принимает и другие формы: лишний бокал (или три) вина после работы, запойный просмотр ТВ или бездумное прокручивание ленты Facebook. Даже выполнение множества маловажных дел вместо неотложной задачи, которая вызывает у вас тревогу, — это тоже проявление эскапизма.

Если вы хотите правильно справляться с ситуациями, провоцирующими тревогу, вам понадобится понадобятся гибкость и время. Они помогут справиться с тревожными эмоциями и мыслями. Со временем вы начнете замечать, как вы делаете что-то вместо более важных вещей.

Если вышесказанное в какой-то мере относится к вам, смею вас уверить: вы не одиноки. Эти проблемы — не недостаток вашего характера. Это шаблоны поведения, к которым прибегают многие люди. Даже сознательный и дисциплинированный человек может страдать от таких привычек. Если вы как раз такой сознательный и дисциплинированный, скорее всего, вы особенно расстроены этими моделями поведения и склонны критиковать себя. Не обвиняйте себя, проявите снисходительность. Но вместо того, чтобы дать описанным выше шаблонам самосаботажа укорениться, постарайтесь исключить их из вашей жизни.

Об авторе. Элис Бойес (Alice Boyes) работала клиническим психологом, автор книг «Набор инструментов здорового разума» и «Набор инструментов тревожности».

* деятельность на территории РФ запрещена