Менеджмент не профессия, но ему вполне можно научить | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Менеджмент не профессия, но ему вполне
можно научить

Чем выше цена ошибки, тем скорее индивидуальная деятельность превращается в строго регулируемую профессию.

Автор: Роджер Мартин

Менеджмент не профессия, но ему вполне можно научить

читайте также

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Новый взгляд на переговоры

Адам Бранденбургер,  Барри Нейлбафф

Анализируй это!

Дэн Ловалло,  Кларк Кармина,  Кортни Хью

Увеличивая, сокращаем

Педжелс Кевин,  Хук ван Ремко

Ричард Баркер высказал несколько интересных и существенных мыслей в статье «Нет, менеджмент — это не профессия» («No, Management is not a Profession», HBR, июль — август 2010 г.). Я во многом разделяю его взгляды, я тоже думаю, что менеджмент — это не профессия и превратить его в подобие юриспруденции или медицины было бы довольно трудно.

Аргумент Баркера проистекает из экономического понятия асимметричности информации, или неполной информации как «признака подлинной профессии». Иными словами, профессионал — человек, знающий то, что ведомо лишь немногим, получившим специальную подготовку людям. Я согласен с таким доводом, но я также связываю понятие профессии с определенным регуляционным контекстом.

Конъюнктура рынка всегда была для капитализма как системы достаточно сложной: покупатель не может заранее установить качество товара, а цена ошибки или просчета крайне велика. Из-за этого и появилась регуляция: определенные стандарты авиационной безопасности, лицензирования лекарств, пищевой гигиены и, разумеется, безопасного глубоководного бурения. В такой ситуации, если товар или услуга предоставляется конкретным человеком, этот человек, скорее всего, принадлежит к регулируемой профессии. Профессия врача — из числа строго регулируемых: ошибка доктора стоит пациенту жизни и здоровья и ответственность (порой, возможно, напрасно) возлагается на конкретного человека.

И напротив, страховых агентов мы не выделяем в особую профессию, поскольку ответственность в случае какого-то сбоя лежит на страховой компании, а не агенте лично. Итак, хотя агенты проходят определенную подготовку, внимание закона сосредоточено на страховой компании и ответственность лежит на ней, если ей не хватит средств покрыть страховой случай. Итак, хотя к подготовке страховых агентов имеются определенные требования, закон главным образом регулирует деятельность страховой компании, предъявляя обязательные требования начального капитала и ликвидности.

Читайте материал по теме: 4 правила эффективной презентации

Чем выше цена ошибки, тем скорее индивидуальная деятельность превращается в строго регулируемую профессию. И, по правде говоря, если профессия не регулируется, мы едва ли принимаем ее во внимание. Много лет назад я работал в консалтинговой фирме — и нам поручили провести обзор законодательства, определяющего медицинские профессии. Казалось бы, представители разных еще не признанных профессий должны были бы ходатайствовать о том, чтобы их не включали в этот перечень. К чему излишние правила и обременения? Однако все наоборот, в наш офис один за другим являлись еще не внесенные в список целители, от массажиста-шиацу до специалиста по связи духа и тела, и доказывали, что их профессия подлежит законодательному регулированию. Все они хотели, чтобы их воспринимали всерьез, а для этого требовалась государственная лицензия.

Итак, я предлагаю следующую формулу: если качество невозможно определить заранее, а цена ошибки велика, соответствующая отрасль нуждается в регулировании, и если этот товар или услуга предоставляются конкретным индивидуумом, то предоставление данного товара или услуги превращается в законодательно лицензируемую профессию. Если же государственное регулирование на эту сферу не распространяется, то и профессии такой нет, даже если агентам хочется именовать себя «профи».

Согласно этой формуле менеджмент — это не профессия и в ближайшем будущем таковой не станет. Да, качество управления заранее определить сложно. Однако, несмотря на несколько громких публичных скандалов, в среднем цена ошибки тут не так уж высока. Чаще всего плохой менеджер причиняет лишь краткосрочный ущерб и, уволив растяпу, компания достаточно быстро восстанавливается. Кроме того, менеджмент — занятие скорее групповое, чем индивидуальное. Провал — результат работы команды, не справившейся с совместной работой, а не одного недотепы. Разумеется, в серьезных случаях во всем на свете винят гендиректора. Но мы обсуждаем не гендиректора, а менеджмент как профессию.

Читайте материал по теме: Как интересно преподнести свой бизнес: уроки Курта Воннегута

И я полностью согласен со словами Баркера: «Менеджеру необходим навык интегрирования, и именно поэтому бизнес-образование отличается от любой профессиональной подготовки». Я также согласен с его мнением, что этому почти не учат в бизнес-школах (почти, но исключения есть). Но вот где наши мнения расходятся: Баркер говорит, что «искусство интеграции не преподается, однако ему можно научиться».

Тут он пал жертвой логического противоречия, которое я наблюдаю ежедневно в своей сфере, в мире бизнес-образования: если какая-то дисциплина не преподается, люди делают вывод, что ее и невозможно преподать. Удобный аргумент, не спорю, ведь тем самым все преподаватели менеджмента могут сидеть спокойно и твердить студентам то, что сами выучили полвека назад.

Но я считаю, что интеграции прекрасно можно научить, и именно этим мы занялись в Школе менеджмента им. Ротмана. Добиться результата будет нелегко, нам требуется существенное развитие теории менеджмента, а также и новые педагогические приемы, чтобы теория ожила в аудитории. Если мы и другие бизнес-школы этого добьемся, если мы сумеем показать миру, что неспособность к интеграции — главная причина провалов в управлении, то, возможно, менеджмент начнет приобретать свойства реальной профессии: кандидатов можно будет проверять и выдавать им сертификаты, удостоверяющие способность к интеграционному мышлению. Но сделаем сперва первые шаги, а потом поучимся прыгать.

Читайте по теме: