(Не)детские истории: как сделать из ребенка вечного лузера или счастливого лидера | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

(Не)детские истории: как сделать из ребенка вечного лузера или
счастливого лидера

Фрагменты из книги Оливера Джеймса «Дело не в генах: почему (на самом деле) мы похожи на родителей»

Автор: Оливер Джеймс

(Не)детские истории: как сделать из ребенка вечного лузера или счастливого лидера
hbr.org

читайте также

Маркетинг в меняющемся мире

Нил Морган,  Омар Родригес-Вила,  Сундар Бхарадвадж,  Шубу Митра

Знаки времени

Почему клиенты подчас готовы платить больше за меньшие порции

Пьер Шандон

В двух градусах от катастрофы

Эндрю Уинстон

От редакции: Что сильнее влияет на судьбу человека: гены или воспитание? Почему дети из одной семьи так не похожи между собой? Как избавиться от ярлыков, которые с нами с самого детства? Британский психолог Оливер Джеймс отвечает на эти и другие вопросы в своей книге «Дело не в генах: Почему (на самом деле) мы похожи на родителей», которая выходит в издательстве «Альпина Паблишер». Публикуем несколько интересных фрагментов из нее.

Плохое обращение и любовь (Почему дети в одной семье такие разные)

В раннем возрасте забота и любовь так же полезны, как безразличие — вредно, и каждый из родителей обращается со своими детьми на свой лад. В целом многие черты характера действительно передаются из поколения в поколение, но не так часто, как можно подумать . Отношение к детям может быть настолько разным, что часто они бывают непохожими, как чужие люди. Если один из детей экстраверт, другой с вероятностью 85 % не будет таковым. Если один страдает психическим заболеванием — депрессией или неврозом, другой ребенок с вероятностью 90 % окажется психически здоров. Если вы очень умны, велика вероятность, что ваши братья или сестры — нет. Самое важное здесь следующее: будут ли люди одинаковыми, в большей степени зависит от воспитания, чем от принадлежности к одной семье. Дети, пострадавшие от сексуального насилия, из разных семей, больше похожи друг на друга, чем на своих братьев или сестер, не подвергшихся насилию. Дети-любимчики, не связанные родственными узами, больше похожи друг на друга, чем на своих братьев и сестер, которых любили меньше. Если один из однояйцовых близнецов подвергся сексуальному насилию или травле, а другой нет, он скорее будет похож на другую жертву, чем на свою генетическую копию. Если дети в одной семье похожи, ответить на вопрос «Почему?» гораздо проще, чем в случае, когда они различаются. Во всех семьях воспитание в некоторой степени похоже. Семейная культура отражается на детях. Например, оба моих родителя работали психоаналитиками.

Читатели могут представить себе, какие жаркие споры велись у нас за столом, причем главным предметом был вопрос, что первично, природа или воспитание. Повзрослев, мы все четверо проходили тот или иной курс психотерапии и сами стали психотерапевтами. Три мои сестры и я унаследовали интерес к этим вопросам в результате воспитания. Гены не имеют никакого отношения к тому факту, что, собираясь вместе, мы по-прежнему ведем споры о роли генов в наших характерах. То же самое относится ко многим семьям инженеров или юристов, где обсуждаются вопросы, связанные с техникой или правом. То, что влияние генов на формировании одинаковой психологии у детей в одной семье мало или вообще отсутствует, довольно очевидно. Исследования близнецов предполагали, что похожесть детей почти полностью обусловлена генами, однако ПГЧ опроверг эту точку зрения: при исследовании близнецов генетическую наследуемость просто перепутали с одинаковым воспитанием. Если вы выросли в консервативной семье или семье с левыми политическими взглядами, нетрудно догадаться, что у вас будут похожие взгляды. Вы не станете утверждать, что благодаря генам дети из семей среднего класса читают больше, чем дети из семей с низким доходом, и получают более высокие баллы в тестах на интеллект.

Все дети подвержены влиянию родителей. Люди часто говорят: «Мы родились в одной семье, нас одинаково воспитывали, но посмотрите, какие мы разные, — должно быть, дело в генах?» Многим людям гораздо тяжелее воспринимать различия между детьми в одной семье как негенетические. На самом деле вас воспитывали не одинаково. У вас были одни и те же родители, однако у каждого ребенка установились с ними разные отношения. Вот факторы, объясняющие, почему дети, выросшие в одной семье, различаются между собой:

• багаж, который родители переносят из собственного детства на конкретного ребенка;

• состояние отношений между партнерами (где имеется два родителя) на момент рождения ребенка и их влияние на конкретного ребенка;

• форма и содержание плохого обращения или любви к конкретному ребенку;

• степень фаворитизма в отношении конкретного ребенка;

• степень, в которой на конкретного ребенка навешивают ярлыки, — обычно такое происходит, когда родители используют ребенка в качестве мусорного ведра для нежелательных чувств («Я в порядке, ты — нет»).

• каким по счету в семье родился этот конкретный ребенок;

• пол конкретного ребенка;

• что дает соперничество между детьми (оно всегда присутствует) конкретному ребенку...

Фаворитизм

Две трети детей утверждают, что их родители явно оказывают предпочтение одному из их братьев или сестер. Среди причин могут быть такие простые, как внешность ребенка. Красота влияет на реакцию отцов и матерей, а также других людей. Но чаще фаворитизм связан с историей семьи: родители оказывают ребенку предпочтение из-за его пола и порядка рождения... 

Навешивание ярлыков

Значительное число детей рождаются нежеланными, и часто это оказывает на них вредное воздействие. В одном исследовании измерялось негативное отношение матерей к своим младенцам в течение первых месяцев их жизни. Затем детей протестировали 40 лет спустя. Дети женщин, испытывавших по отношению к новорожденным отрицательные эмоции, в 18 раз чаще не имели прочных привязанностей (что означает, что у них почти в два раза выше вероятность развития психических заболеваний), чем дети, чьи матери радовались их рождению много лет назад. В ходе весьма любопытного исследования, проводившегося в Чехословакии, было исследовано 220 детей, которые родились после того, как их матерям дважды отказали в аборте. Матери нежеланных реже кормили их грудью, чем желанных, а в возрасте девяти лет дети имели значительную более низкую успеваемость в школе, были менее прилежными учениками по сравнению с одноклассниками, более склонными к раздражительности и оборонительному поведению. В 15 лет успеваемость нежеланных детей по-прежнему была хуже, по словам учителей, они были менее добросовестными и послушными. Когда их спрашивали об отношении к ним мамы, они говорили, что та не проявляет особого интереса. Мать или пренебрегала ребенком, или постоянно вмешивалась в его дела и слишком контролировала его.

Эти данные согласуются с результатами последующих крупных исследований, с помощью которых было установлено, что взрослые, чьи матери не хотели их рождения во время беременности, в три раза чаще страдают серьезными психическими заболеваниями вроде шизофрении. Исследование пяти–семилетних детей в 172 семьях помогло понять некоторые из причин вредного дифференцированного обращения. Большинство детей заявляли, что оба родителя обращались с ними и их братьями или сестрами по-разному, в то время как лишь небольшая часть родителей признавалась в этом (сюрприз: родители не хотят признавать, что у них есть любимчики). Если ребенок говорил об особом к нему отношении, его родители редко сообщали то же самое. Это означает, что родители предпочитают (понятное дело) считать себя справедливыми, но похоже, что детям виднее. Между матерями и отцами наблюдались значительные различия.

Уровень эмоционального «дискомфорта» (в форме апатии, потери аппетита и способности наслаждаться жизнью, мыслей о самоубийстве, длительного ощущения грусти и отчаяния) позволял прогнозировать несхожее обращение с детьми. То же относилось к гневу. Ни одна из этих эмоций не вела к дифференцированному обращению со стороны отцов, что вполне ожидаемо подчеркивает важность роли матери. В большинстве семей матери заняты заботой о детях (время, проводимое с детьми, а также активное взаимодействие с ними) больше, чем отцы. На плечи матери ложится больше задач, связанных с воспитанием (например, отвести в школу и забрать оттуда сына или дочь, записать к врачу). Одно только количество связанных с ребенком дел делает более вероятным наличие тенденции относиться к детям по-разному. Добавьте сюда дискомфорт или гнев, и вам будет легко понять, почему дифференцированное обращение со стороны матери оказывает более сильное влияние. В ходе исследования также было установлено, что навешивание ярлыков чаще встречается в домах, где царит хаос (шум, отсутствие режима и порядка). Под влиянием стресса тенденции к дифференцированному обращению труднее контролировать и они усиливаются. В целом матери-одиночки чаще относятся к детям по-разному, чем в полных семьях, такое отношение усиливается при высоком уровне гнева.

Одинокие матери обычно испытывают очень сильный стресс, не в последнюю очередь из-за нехватки времени и денег. Когда были учтены все оценивавшиеся факторы, с их помощью удалось объяснить 17 % случаев дифференцированного воспитания. Но в данном исследовании не изучалась роль личной истории родителей. Вероятно, ее значимость очень высока: как мы увидим в следующей главе, существуют убедительные доказательства того, что черты характера передаются из поколения в поколение с помощью воспитания, а не генов. В семьях разыгрываются пьесы, и в роли сценариста в них выступает собственное детство родителей, на ко- торое в свою очередь серьезно повлияло детство их родителей, и т. д. Сознательно не хотеть ребенка — это крайность. Чаще родители просто недолюбливают или презирают некоторые черты характера конкретного ребенка, связанные с его полом, порядком рождения или, возможно, с тем, что он напоминает им о чувстве обиды, которое они носят в себе с детства. Ярким пример ребенка, ставшего жертвой навешивания ярлыков, — Пенни Лич, автор популярных книг о воспитании. В 2003 г. я брал интервью у Лич для газетной статьи. Она рассказала, что была средней из трех сестер и отец больше любил старшую дочь. «Мы никогда не ладили. Он был предан моей старшей сестре до своего последнего дня. Для него она олицетворяла все самое прекрасное в девушке и женщине — и я тоже обожаю ее и считаю ее великолепной. Пожалуй, будь я мальчиком, он бы больше интересовался мной, но одной дочери ему было более чем достаточно, хотя спустя несколько лет он поладил с третьей». Родители Лич развелись, когда ей было 12 лет, и пару лет она жила то с матерью, то с отцом и заботилась о сестре, которая была на семь лет младше. Младшая сестра «была по сути моим первым ребенком. Нас отправляли на поезде к папе, к которому мы обе не хотели ехать. Он никогда не был хорошим отцом, и там не было никого, кто заменил бы мать. В пять лет с этим трудно справляться. Если не можешь сделать так, чтобы твоя собственная мать была рядом, стать матерью кому-то другому — хорошая альтернатива. Я до сих пор злюсь на маму, хотя на самом деле это просто моя злость, прямая проекция». Иначе говоря, она чувствовала, что отец не любит ее, и справлялась с этим, заботясь о своей сестре, когда они жили у него (что можно охарактеризовать как «Я не в порядке, ты — да»). Нелюбовь отца, возможно, усилила желание Лич помочь мамам и папам взглянуть на вещи глазами ребенка...

Обычно мамы и папы вкладывают в старшего ребенка свои самые сильные убеждения, свои лучшие и худшие качества, но рождение последующих детей ослабляет родительское влияние. Если же вы единственный ребенок, мощь влияния родителей еще более растет. Это крайнее проявление роли, которую играет порядок рождения...

Что делать?

Три совета

1. Выясните свою роль в семейной «драме». Попробуйте записать, какие роли, по вашему мнению, вы играете — способный или неспособный к математике, лучший или худший в спорте, любимый или нелюбимый и т. д. В дополнение к этому будет интересно спросить братьев и сестер и по возможности родителей о том, какой они видят вашу роль. Не делайте из этого события. Просто скажите: «Я тут размышлял, каким я был ребенком, как на меня смотрели в семье. Как вам кажется, какой была моя роль — умный, глупый, поздний или ранний, ленивый или сознательный?» Также будет полезно определить роли ваших братьев и сестер. Расспросите их, какие роли, на их взгляд, играли они. Выяснив это, можете вместе повеселиться. В следующий раз, когда соберется вся семья, приложите все усилия, чтобы вести себя противоположно той роли, которую всегда играли в семье. Например, если вы все собрались на Рождество в доме родителей и вас всегда считали разговорчивым и любителем поспорить, постарайтесь вести себя тихо и никому не противоречить. Если вас считают ленивым, вызовитесь помыть посуду. Удивительно, насколько родственники будут продолжать приписывать вам привычную роль, даже несмотря на изменившееся поведение. Когда мы возвращаемся в семью, мы часто становимся такими, какими были в детстве. Доминирующий и агрессивный руководитель может стать молчаливым и уступчивым человеком в присутствии родителей и братьев и сестер. Если вы попробуете специально вести себя не так, как ожидает семья, не удивляйтесь, если они попытаются вернуть ваше обычное поведение. В качестве упражнения в терапевтических целях может быть полезным действовать вопреки стереотипу. Например, если вы застенчивы или экстраверт, то можете получить новый опыт, почувствовав, каково быть своей противоположностью. Начните исследовать, каково быть другим человеком, а не таким, каким вас видела семья, — и тогда может родиться новый вы.

2. Подумайте, как порядок вашего рождения, пол и т. п. влияют на вашу роль в семье. Определив свою роль, проанализируйте, как вы ее получили. Возможно, вы всегда отличались относительной неамбициозностью и сдержанностью. Возможно, а старшие братья или сестры были пугающе напористыми. Если вы осмеливались противостоять умному, спортивному или привлекательному брату или сестре в той области, где они имели успех, они быстро сбивали вас с ног. Чтобы справиться с таким положением дел, вы расслабились и отказались от соперничества. Все может быть вот так просто, но обычно еще и родители определяют для вас роль, часто исходя из собственной истории. Возможно, один из них играл ту же роль в семье и затем возложил ее на вас. Если вы были самым младшим ребенком в семье, привлечь к себе внимание было сложно, поэтому вы подстраивались под них, играя свою роль. Опять же, если вы самый младший, возможно, вами пренебрегали по вполне житейским причинам: родители были так заняты, отвозя старших на дополнительные занятия по математике, уроки балета или тренировки по футболу, что вам первые пять лет приходилось таскаться с ними, вечно в хвосте, эмоционально игнорируемыми. Также возможно, что вам уделяли недостаточно внимания, потому что у родителей кончились части себя, которыми можно было бы наградить вас. Например, и папа, и мама хотели, чтобы один из их детей достиг успехов в учебе, и эту нишу занял старший. В большой семье, где вы четвертый или пятый ребенок, для вас не останется нереализованных амбиций. Анализ того, как порядок рождения, пол, соперничество между детьми, фаворитизм и навешивание ярлыков сказались на вас, может оказаться очень полезным. Самостоятельно решить проблемы, возникшие в раннем детстве и описанные в последней главе, может оказаться нелегко, потому что их сложно вспомнить, а вот такие вещи, как роль в семье, вы вспомнить в состоянии; кроме того, вам поможет информация, полученная от родственников. Собирая по кусочкам свою историю, вы можете освободиться от живучих стереотипов. Не стоит забывать, что значительная часть происходящего может быть результатом событий, случившихся несколько поколений назад, как мы увидим из следующей главы. Вы можете сделать удивительное открытие, поняв, что качество, которое вам в себе не нравится (лень, тяжелый характер, трудоголизм), — это роль, которую семья передает вам так же непреклонно, как передается королевский трон.

3. Помните о плюсах родительских нереализованных амбиций. Большая часть этой книги посвящена отрицательным последствиям переноса родителями собственных желаний на детей, однако для нас невероятно важно, что родители являются для нас объектом идентификации. Я никогда не забываю свою первую пациентку, которую направили ко мне, когда я обучался профессии детского клинического психолога. Это была 12-летняя девочка, воспитывавшаяся в детском доме с раннего детства. Ее лицо было пустым, лишенным эмоций. Ни разу за все наши сеансы она не выказала ни малейшего интереса к чему-либо. Несомненно, частично это было связано с моей неопытностью, возможно, она просто думала, что я очередной из множества бесполезных, надоедливых специалистов, которым она не намеревалась изливать душу. Но из того немного, что она все-таки рассказала, я понял, что к ней всю жизнь относились с пренебрежением и ни один взрослый не выражал постоянно удовольствие от ее существования или радость от ее достижений, больших и маленьких. Так было с самого рождения. Изречение Дональда Винникотта «Ребенок не существует сам по себе» — правда. Он имел в виду, что, если кто-то не будет обеспечивать позитивного и чуткого зеркального отображения ребенка, у него не появится чувства собственного «я». Только через чуткость к нему малыш почувствует, что «это мой рот, в который льется молоко, это мой животик, который наполняется пищей». У моей пациентки не было такого опыта. Ее пример также подтверждает справедливость утверждения Джона Боулби, что любовь важна для здоровья ребенка так же, как витамины. Без любви ребенок может умереть. В экзистенциальном смысле моя пациентка давно умерла. По мере того как из младенцев мы превращаемся в детей немного постарше, нам нужно, чтобы родители выражали удовольствие от нашего выбора и последующих действий, но, более того, нам нужно, чтобы на нас возлагали надежды. Мы можем отвергать родительские надежды, скорректировать их или принимать, но без надежд родителей на то, кем мы станем, нам будет трудно.