Почему бизнес предпочитает наказывать мошенников самостоятельно | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему бизнес предпочитает наказывать
мошенников самостоятельно

Из-за чего компании все реже сообщают в полицию о мошенничествах

Авторы: Ив Жендрон , Синтия Куртуа

Почему бизнес предпочитает наказывать мошенников самостоятельно
Фото: Ari Spada / Unsplash

читайте также

Пять идей для эффективных B2B-продаж

Джейми Клегхорн,  Джордан Ли,  Рэнди Хьюи,  Элиза Кеннеди

Как компании упускают возможности цифровизации

Мохан Субраманьям

Игра всей жизни, или карьера после 45

Тери Линдеберг

Хотите добиться продуктивности на удаленке? Обедайте по-человечески!

Ручика Тулшьян

Хотя число корпоративных мошенничеств растет, в последние годы об этих преступлениях все реже сообщают в полицию. Мы можем отчасти объяснить это опасением организаций, что они повредят своей репутации, сообщив о внутреннем мошенничестве. Но итоги нашего 28-дневного полевого исследования, в ходе которого мы поговорили непосредственно со специалистами по борьбе с мошенничеством, работающими в разных типах организаций, и организовали серию из 27 официальных интервью с сертифицированными экспертами по борьбе с мошенничествами (Certified Fraud Examiners, далее CFE), выявили еще одну причину. Многие организации не настолько доверяют полиции и судебной системе, чтобы позволить им полностью расследовать мошенничества.

У опрошенных нами специалистов было три причины не доверять судебной системе. Во-первых, они сказали, что, по их опыту, полиция ставит на первое место расследование случаев, когда деньги теряют частные лица, а не учреждения. Во-вторых, если цель правоохранительных органов — наказать мошенника, то главная цель компании чаще заключается в возвращении потерянных денег. Наконец, по словам опрошенных, у полиции недостаточно технических ресурсов и знаний, так как мошеннические схемы усложняются. В таких обстоятельствах молчаливая борьба с этими преступлениями кажется более разумным подходом. Однако не стоит легкомысленно относиться к более долгосрочным последствиям подобных стратегических решений.

Для корпоративных менеджеров у такого образа действий есть существенные преимущества: защита своей репутации и доброго имени организации, а также более быстрое возобновление бизнеса и в некоторых случаях возвращение утраченных денег. Однако управленцам, принимающим эти решения сегодня, надо понимать, что данный подход держится на недальновидном мышлении, из-за которого в долгосрочной перспективе могут появиться проблемы. 

Если не сообщать о мошенниках в полицию, они смогут свободно переходить  из одной организации в другую. Из-за этого менеджерам становится труднее отделять достойных доверия соискателей от сомнительных в процессе отбора кадров. Кроме того, такое поведение дает некоторым мошенникам возможность отточить свои тактики и стать «серийными мошенниками».

Порочный круг укрепляется изнутри

Мы обнаружили, что, желая ограничить риск приема на работу серийных мошенников, некоторые организации по взаимной договоренности обмениваются информацией о людях, совершивших в них мошенничества, со своим конкурентами. Джанет, работающая CFE в канадском банке, поясняет: «В Канаде банковское сообщество объединилось. При посредничестве Канадской ассоциации банкиров, в которую входят все крупнейшие созданные на основании »Закона о банках» банки и кредитные союзы, циркулирует список нежелательных сотрудников. Имена добавляются в этот список финансовыми учреждениями на добровольной основе. Другие кадровые сектора также пользуются такими ресурсами, чтобы эффективнее бороться с мошенниками».

Некоторые из опрошенных нами организаций создали подразделения по борьбе с мошенничеством — своего рода внутренние правоохранительные системы, параллельные внешним. Эти отделы, состоящие, главным образом, из бухгалтеров, бывших офицеров полиции, экспертов по информационным технологиям и аналитиков, расследуют мошенничества с помощью инструментов из арсенала полиции. После выявления мошенника  выносится обвинительный приговор, а затем определяется мера наказания: уволить и, по возможности, потребовать возмещения материального ущерба. Однако внутренняя борьба с мошенничеством и построение параллельной правовой системы внутри организаций обходятся дорого. 

Потребность в специалистах по борьбе с мошенничеством обостряется из-за того, что о мошенниках не извещаются государственные органы. Чтобы защититься от мошенничеств и их финансово-репутационных последствий, организациям приходится накапливать существенные ресурсы. Для малых предприятий эта проблема особенно остра, так как у них не хватает ресурсов для организации противодействующих мошенникам подразделений. Малым предприятиям, желающим привлечь специалистов по борьбе с мошенничествами, приходится обращаться в фирмы, занимающиеся частными расследованиями. Но это может обойтись очень дорого. Джек, CFE и частный детектив, занимающийся, главным образом, выявлением мошенничеств в малых предприятиях, поясняет: «Когда организации сообщают о мошенничествах, речь не идет о насилии или смерти. Для полиции это не срочно. В результате у компаний, даже у тех, у которых нет нужных финансовых ресурсов, нет выбора, кроме как обращаться к нам. Если не разобраться с ситуацией быстро и адекватно, она с легкостью может довести малое предприятие до банкротства»

Мы обнаружили, что ряд организаций укрепляет порочный круг изнутри, борясь с мошенничествами главным образом своими силами. Чем меньше заявлений о мошенничествах подается в правоохранительные органы, тем больше злоумышленников остается неразоблаченными. Это мотивирует организации и их руководство больше вкладывать в собственные отделы по борьбе с мошенничествами. И все же специалисты в этой области не спешат выступать за уведомление полицейских властей о мошенничествах. 

Нужны более взвешенные решения

Текущее положение дел затруднительно для руководства компаний, которым приходится принимать решения, чреватые серьезными последствиями в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Многие управленцы отказываются сообщать о мошенниках в полицию ради краткосрочных преимуществ, обусловленных защитой репутации их организаций, но как будто забывают или не знают о финансовых затратах, которые сопряжены с взращиванием системы по борьбе с мошенничеством, направленных на защиту предприятий от своих же сотрудников. Как бы ни была несовершенна система оповещения правоохранительных органов о мошенничествах, она позволяет оказывать на них давление. Мошенникам, известным обществу, труднее свободно переходить из одной организации в другую. Один из опрошенных нами CFE рассказал, как обнаружил, что человек, замешанный в мошенничестве, с которым разобрались без привлечения полиции, работает в бухгалтерии другой организации. 

Наши выводы показывают, что нужен более тщательный подход к борьбе с мошенничествами внутри организаций, в большей степени отражающий последствия недонесения информации в полицию. Этот поход побуждает управленцев находить компромисс между внутренней борьбой с мошенничествами, которая позволяет минимизировать последствия этих правонарушений для организаций, и привлечением внешних систем — а именно, сообщением о доказанных (или вызывающих подозрения) случаях в правоохранительные органы, хотя вызванная таким образом огласка и может повредить краткосрочной репутации организации. Управленцы могли бы дальновиднее оценивать плюсы и минусы краткосрочной защиты репутации своих организаций за счет долгосрочной защиты всех учреждений от неразоблаченных злоумышленников.  

Наконец, в более широком смысле, мы надеемся, что наше исследование привлечет внимание правительств, законодательных органов и полицейских властей к допустимости и последствиям сценария, имеющего место чаще, чем можно предположить, — сценария, по которому организация берет правосудие в свои руки. Если быть и следователями, и судьями стало приемлемым для организаций, почему для частных лиц неприемлемо самостоятельно отправлять правосудие?

Об авторах

Синтия Куртуа (Cynthia Courtois) — дипломированный государственный бухгалтер-ревизор и доцент бухгалтерского дела в Университете Лаваля. Сертифицированный член Ассоциации сертифицированных экспертов по борьбе с мошенничествами. 

Ив Жендрон (Yves Gendron) — профессор Университета Лаваля. В 2019 году получил от Канадской академической ассоциации бухгалтеров премию Хаима Фалька за особый вклад в бухгалтерскую мысль.