Погоня за быстрой прибылью: кто виноват? | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Погоня за быстрой прибылью:
кто виноват?

Инвесторов, зацикленных на квартальных прибылях, привлекают ориентированные на краткосрочную перспективу руководители.

Авторы: Броше Франсуа , Джордж Серафейм , Лумиоти Мария

Погоня за быстрой прибылью: кто виноват?

читайте также

Перехитрить искусственный интеллект

Дейвенпорт Томас,  Кирби Джулия

«Как же такое могло случиться?»: почему бизнес мало думает об интересах общества

Грэм Кенни

Откажитесь от старых дел

Элизабет Грейс Сондерс

Как компании должны составлять прогнозы

Марк Хавкин,  Фриц Фоули

Руководители компаний часто жалуются, что инвесторы не думают ни о чем, кроме сиюминутной рентабельности, и что, мол, из-за этого приходится действовать вопреки долгосрочным интересам фирмы. Однако проведенное нами исследование показало, что дело обстоит не совсем так: оказывается, это инвесторов, зацикленных на квартальных прибылях, привлекают ориентированные на краткосрочную перспективу руководители.

Чтобы понять, какова бизнес-ориентация топ-менеджеров, мы проанализировали стенограммы 70 042 телеконференций, проведенных в период с 2002 по 2008 год 3613 фирмами. Обсуждались экономические вопросы. Мы подсчитали слова и выражения, указывающие на краткосрочную перспективу («следующий квартал» или «вторая половина текущего года») и на долгосрочные планы (например, «несколько лет» или «в будущем»). Дабы убедиться, что этот параметр стабилен, мы ранжировали компании по признаку краткосрочной/долгосрочной ориентации по данным за 2002 год и за последующие. Сравнение показало, что более 80% компаний на протяжении всех лет оставались в своем квартиле.

Чтобы проверить, можно ли использовать индекс ключевых слов в качестве показателя управленческого менталитета, мы решили посмотреть, насколько плотно компании, употребляющие «краткосрочную» лексику, занимаются управлением доходами (бесспорный признак того, что менеджмент и компания нацелены на сиюминутный финансовый результат). И действительно, оказалось, что эти компании более склонны манипулировать своими доходами, нежели другие: у них выше абсолютные дискреционные начисления, зачастую очень низкие или лишь чуть-чуть превосходящие прог­нозы доходов, они чаще урезают бюджет на научные исследования и разработки.

Когда мы проанализировали состав акционеров таких компаний, то обнаружилось, что в нем гораздо больше «проходных», чем отличающихся постоянством инвесторов. С нами могут поспорить, что это причина, а вовсе не следствие краткосрочного курса. Однако, изучив характеристики советов директоров, которые, как правило, задают временные горизонты компаниям, а не инвесторам, мы пришли к выводу, что инвесторы выбирают для сотрудничества компании, близкие им по менталитету.

Исследование подтвердило распространенное мнение, что краткосрочная ориентация чревата финансовыми потерями. У приверженцев коротких позиций акции волатильнее, чем в среднем по рынку, а стоимость заемного капитала на 0,42% выше.

Несмотря на то, что этому вопросу в последние годы уделяется большое внимание, многие его аспекты не изучены. Критики утверждают, что нацеленность на сиюминутный результат — помеха для инноваций, но эмпирические данные по этому поводу отсутствуют. Не знаем мы и насколько провоцируют «болезнь» разные источники финансирования.

Одно мы знаем наверняка: склонность к краткосрочной финансовой перспективе можно преодолеть, если руководители научатся подавать правильные сигналы рынку, ведь тон задают именно они. Язык, с помощью которого компания общается с инвесторами, довольно точно отражает ее стратегию.

Успех создает иллюзию всеобщего одобрения

Студенты, уверенные в своем положении, видят среди группы преподавателей, проверяющих их письменные контрольные работы, на 19% больше улыбающихся лиц, чем их однокурсники. Но на самом деле им показали одну и ту же фотографию.

И еще: успешным казалось, что им громче аплодируют. «Людям с высоким статусом социум кажется дружелюбным», — заметили исследователи Натан Петит (Nathan C. Pettit) из Университета штата Нью-Йорк и Ниро Сиванатан (Niro Sivanathan) из Лондонской бизнес-школы.