5 cоветов, как не привести себя и свою компанию к краху | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

5 cоветов, как не привести себя и свою компанию
к краху

Скромность — качество, которое помогает не довести все до точки кипения.

Автор: Розабет Мосс Кантер

5 cоветов, как не привести себя и свою компанию к краху

читайте также

Что делать ИТ-директору во время кризиса

Мария Григорьева

Почему брать на работу выпускников престижных вузов не всегда выгодно

Василь Тарас,  Гришма Шах,  Марьяна Гункель,  Эрнесто Таволетти

Почему голосовые помощники должны перестать притворяться людьми

Дэвид Вайнбергер

Как распознать настоящего лидера

Маршалл Голдсмит

Когда кругом все нестабильно, трудно отражать еще и нападки со стороны внешнего мира. Но чаще всего люди сами становятся виновниками своих несчастий и еще больше усугубляют проблему. Не разрушайте все своими собственными руками. Просто прочитайте наши советы и узнайте, что не нужно делать.

Не пытайтесь откусить самый большой кусок пирога. Любой руководитель нарвется на неприятности, если его дела будут идти слишком хорошо, в то время как все остальные находятся в тяжелом положении. Не стоит, например, задирать цены на товары в пик безработицы, чтобы подзаработать даже при низком уровне продаж. McDonald’s увеличил цену на 3% в начале 2012 года и к третьему кварталу того года они получили первый реальный убыток от продажи своей еды за 9 лет. Менеджера, ответственного за такую стратегию, быстро сменили на этом посту.

В обанкротившейся компании Hostess Brands булочники отказались пойти на уступки (хотя водители согласились с предложенными условиями), что привело бизнес к краху, поставив под угрозу рабочие места для 18 тысяч сотрудников. Стараясь выжать из бизнеса последнее, союз пекарей мог потерять все.

Такое часто случается и с начальниками. Один топ-менеджер, работающий в ритейле, требовал повышения в период рецессии лишь потому, что считал себя незаменимым. CEO, урезавшая зарплату в том числе и себе самой, взяла и подписала приказ о его увольнении. Жадность только усугубляет ситуацию.

Читайте материал по теме: Без Дона Дрейпера можно обойтись, но Джоан Холлоуэй незаменима

Перестаньте злиться. Злость и чувство вины — самые разрушительные эмоции. После выборов в Штатах проигравший кандидат Митт Ромни не смог достойно принять свое поражение, обвинив конкурентов в том, что они слишком уж потратились на «подарки», фактически «купив» тем самым голоса молодежи, женщин, афро- и латиноамериканцев для президента Обамы. Потерять президентское кресло, конечно, обидно, но Ромни своими руками разрушил и свои будущие победы, оставив привкус горечи от собственного участия на выборах. Победителей не судят, господа.

Злость — чувство, которое может оказаться смертельным ядом для любого бизнеса. Спустя годы после трагического взрыва на нефтяной платформе в Мексиканском заливе в апреле 2010 года, в котором погибло 11 человек, о BP снова заговорили в новостях: на компанию наложили рекордный штраф и предъявили обвинения. Бывший гендиректор Тони Хейворд сам загнал себя в ловушку и нанес урон компании в глазах общественности, делая едкие заявления о том, как все было нечестно.

Слова, сказанные в гневе, оставляют след надолго. Сотрудник другой фирмы, выбросивший в припадке ярости отвергнутое коммерческое предложение, был удивлен, когда ему припомнили этот эпизод два года спустя, намекнув, что такой поступок затмевает многие его достижения. В процессе реорганизации он стал первым, кого уволили.

Читайте материал по теме: Три принципа успешного управления проектами

Оставайтесь верны выбранной линии. Порой неуклонный спад происходит несколько медленнее из-за восприятия ключевых достоинств как чего-то само собой разумеющегося в поисках лучшей альтернативы на стороне. Не могу утверждать, что что-то подобное происходит с Google, компанией, которой я восхищаюсь, но я уже предвижу кое-какие трудности, с которыми они могут столкнуться: компания запустила машины с автопилотом, что по сути тесно связано с их основным продуктом — картами с функцией поиска. Однако стоит ли Google увеличивать продуктовую линейку, изобретая новые технологичные приборы, поддерживая сети для общения, создавая оптоволоконные сети и сети мобильной связи? Так можно «отойти» от развития и поддержания основного продукта. Вероятно, Google лучше сконцентрироваться на улучшении своего поискового механизма.

Попытки стать кем-то другим, в то время как вас ценят за ваши личные качества, можно считать разрушительной стратегией поведения. Профессионалы меня поймут: не кидайтесь осваивать новые отрасли в ущерб тем, на которых вы заработали свою репутацию, забывая поддерживать их на уровне последних научных достижений. Люди зачастую могут быть пойманы на середине пути — не добившись еще заметных результатов в новой сфере, которые позволили бы им конкурировать с другими, они уже утратили свои позиции в том, в чем были сильны изначально.

Добавляйте новое, но не избавляйтесь от старого. Сходной формой саморазрушительного поведения является усложнение. Именно так через добавление нового без извлечения старого и отжившего засоряются туалеты, разрастается бюрократия и волокита, объемы работы выходят из-под контроля, государственные бюджеты уходят в дефицит, а люди жиреют. Требуется дисциплина, чтобы отказываться от лишнего и консолидировать имеющиеся элементы в систему после внедрения каждого нового аспекта. Очень часто нам не хватает такой дисциплины.

Читайте материал по теме: Компании Sears не впервой оправляться от поражений

Одна технологическая компания занималась поглощениями без интеграции в систему, что, конечно, нравилось приобретаемым стартапам. Однако в результате у нее было 17 воюющих между собой групп по инновациям и развитию и худшие показатели по инновационности в рамках своей индустрии. Банкротство не заставило себя ждать. Выращивать растения, не подрезая веточек, плохо как для садоводства, так и для бизнеса.

Не надо думать, что вам удастся выйти сухим из воды. Что бы «это» ни было — ложь, обман, коррупция или поедание лишних ломтиков шоколада, — ваши промахи не могут долго оставаться в тайне в нашу эру информационных технологий. Думать иначе — заблуждение. Ошибка в чем-то обязательно вскроется — в ходе обычной проверки, в рамках не связанных с вашей деятельностью расследованиях спецслужб, на фотографиях, сделанных незнакомыми людьми на их смартфоны, или просто на весах в ванной комнате. В качестве самых вопиющих примеров самоубийственного поведения можно вспомнить огромное количество по-своему умных политиков, военачальников и директоров компаний, думающих не головой, а органом, расположенным ниже пояса, подставляя тем самым под удар корпорации, государства и собственную карьеру.

К счастью, существует лекарство от поведения, направленного на саморазрушение: просто учитесь справляться с собой.

Скромность — качество, которое помогает не довести все до точки кипения. Желание служить другим, акцент на ценностях и целях, чувство ответственности за последствия в долгосрочной перспективе, а также осознание достоинств и недостатков поможет вам избежать этих ловушек. Корпорации Google удалось добиться невероятного успеха, однако это не означает, что она будет преуспевать во всем. У союза пекарей, который довел компанию Hostess до банкротства, была солидарность, но, возможно, им тоже пришлось пройти через унижения.

Читайте по теме: