О пользе корпоративных ересей | Большие Идеи

・ Операционное управление

О пользе
корпоративных ересей

Конечно, надо доверять и делегировать, но кто сказал, что именно вам и сейчас?

Автор: Борис Щербаков

О пользе корпоративных ересей

читайте также

Философия стиля от непрофессионала

Ирина Хакамада

Китайский ответ: как бизнес КНР действовал во время эпидемии

Кевин Вайтакер,  Ларс Фесте,  Мартин Ривз,  Синтия Чен,  Филипп Карлссон-Шлезак

Путешествия глазами социолога

Мария Божович

Быстрый успех, медленный провал: чего не хватает распределенным командам

Дэвид Уэгспэк,  Мари-Луиз Морс

читайте также

Однажды, когда я работал в крупной американской корпорации, в порядке подготовки к очередному workshop на очередном же «лидерском симпозиуме», мне пришли несколько статей из уважаемого журнала Harvard Business Review, в которых честно и открыто описывались язвы неумной корпоративной бюрократии, никчемность многих ритуальных заседаний и совещаний, важность доверия (!!!) к людям, принципа делегирования и тому подобное: все сплошь абсолютно правильные и человеческие вещи.

Когда я прочитал эти статьи, то глаза у меня фигурально полезли на лоб от шока: дело было в том, что ехал я как раз на «лидерский семинар» к руководителю, который мог бы считаться агрессивным антиподом теорий, так восторженно описываемых в этих журнальных публикациях, да еще и признанными гуру в этой области. Его практика управления была прямо противоположной: недоверие, вождизм, нарочитая идеологизация, много фальши в отношениях с людьми — все прелести неизвестных комплексов, увы, встречающиеся и у руководителей высокого ранга в транснациональных корпорациях.

Сначала я подумал, что эти статьи — просто ловушка и западня. Ну нельзя же на самом деле всерьез обсуждать эти еретические теории, «вольтерьянские» идеи в атмосфере чиновничьего произвола, которым так славился мой тогдашний начальник, пусть он останется на сей раз без имени, не станем добавлять ему пусть и негативной, но популярности на просторах профессионального сообщества...

Я даже обменялся мнениями по этому поводу с коллегами из других регионов, чтобы проверить свое ощущение нереальности. Поразмыслив, я вспомнил тут же советский период своей творческой биографии, во время которого циничная ложь, фальшь идеологии при декларативно правильных теориях, посылов утверждений была повсеместной: и теория с практикой никак не вязались. А если быть более точным, совсем.

Читайте материал по теме: Кодекс эффективного руководителя

Историческое прошлое помогло справиться с когнитивным диссонансом, и на «лидерском семинаре» я с отвращением, но бодро, по-комсомольски, играл в навязанную игру с названием «Говорим одно, делаем другое». И никто при этом не встал, не взмахнул гневно рукой, поправив очки со словами: «Позвольте! Да как вам не стыдно, господа! Вы же дискредитируете себя и других!» В корпорации это не принято, даже если несоответствие практики менеджмента современным и разумным теориям приобретает такие масштабы. Недавно я прочитал в очередной умной книге профессоров управления, и тоже, заметьте, не из Урюпинска, а напротив — из Остина, штат Техас, про то, сколько же времени и энергии отнимают у среднего корпоративного чиновника презентации. Тонны и тонны этих документов способны отравить жизнь любому здравомыслящему человеку, причем до такой степени, что даже в рабочей среде компаний существует термин «death from power point»(«смерть от power point»).

Не знаю, мне от этого никогда не было смешно, ибо, действительно, разврат в сфере хищения чужого времени посредством презентаций в крупных корпорациях достигает немыслимых пределов, но это все лирика, остановить этот процесс никакие профессора не могут, они произносят свои ритуальные тексты с трибун или со страниц уважаемых изданий в порядке приятной неназойливой ереси, которая просто должна быть. Потому что демократия же...

Понятно, что в этой научной книге предлагается немедленно отказаться от любых презентаций, хотя бы на месяц, и посмотреть, как заиграет новыми красками ваша корпоративная жизнь. Подобные советы теперь у меня вызывают лишь добрую улыбку, мой опыт подсказывает, что этого не будет никогда и ни при каких условиях, ибо намного проще камуфлировать презентациями отсутствие творческой мысли, новых инновационных идей, да вообще человеческого отношения к людям, к делу, которым занимаешься. Мол, ересь — это все.

Читайте материал по теме: Обновление бизнес-модели

Выкиньте из головы и не ведитесь на всякого рода новые теории, которые не вписываются в парадигму устоявшихся правил и методов управления в вашей компании — им нет там места, хотя открыто спорить с ними тоже никто не станет: конечно, надо прекратить убийство времени презентациями: «И вот про это мои 22 слайда;)».

Конечно, надо доверять и делегировать, но кто сказал, что именно вам и сейчас? Умело и изощренно защищаются набившие руку в идеологии граждане, победить в этом споре можно, но для этого надо становиться одним из них, без этого никакую систему защиты не пробьешь. И часто идешь по пути наименьшего сопротивления, принимая правила игры и просто отрабатывая свой номер на очередном workshop’e, не имеющем ни малейшего отношения к действительности. Это печально, и, ради бога, не спрашивайте меня: «А где же выход?». Ни 40 лет назад, ни сейчас я не могу дать единого ответа, пригодного для всех, и, наверное, для каждого в отдельности. Он будет своим у каждого, этот выход.

Рассказывают, что Стив Джобс часто назначал различные встречи и мероприятия по тем или иным поводам во время... прогулок по кампусу, дескать, в эти моменты, даже если кто-то очень захочет, то не сможет развернуть свои 122 слайда презентации. Так, может, в этом выход? Но для этого надо стать как минимум Стивом Джобсом.

Читайте по теме: