Менеджмент в эпоху, когда победитель забирает все | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Менеджмент в эпоху, когда победитель
забирает все

Никогда в истории нам не выпадало лучшей возможности создать новый мир всеобщего процветания.

Автор: Рихард Штрауб

Менеджмент в эпоху, когда победитель забирает все

читайте также

История о кандидатах

Дашевским Стивеном «Атон» ИК директором управляющим рассказанная

«Дайте людям немного больше свободы»

Ласло Бок

Силиконовая долина для геномики?

Гадар Фариборц,  Свекла Джон,  Стефан А. Дитрих

Работа мечты или что угодно: что выбрать выпускнику

Джоди Гликман

За последние 250 лет волны научного и технического прогресса одна за другой приносили человечеству постоянный рост уровня жизни, который не удалось повернуть вспять даже двум самым разрушительным войнам в истории. В последние десятилетия цифровая революция, подгоняемая законом Мура, подарила нам технологию широкого применения, которой нет равных по части далекоидущих последствий. Речь идет о возможностях цифровой связи, которые преобразуют экономику, преумножая мощь человеческого мозга, подобно тому, как энергия пара, двигателя внутреннего сгорания и электричества изменила мир, заменив собою силу человеческих и животных мускулов.

Но как бы ни поражали воображение технические достижения человечества, не только в них коренится причина нашего прогресса. В реальности второй, не менее важной составляющей успеха стало появление современной организации и практики менеджмента, которые можно назвать «социальной технологией».

И обе эти силы — технология и управление — будут одинаково значимы и в XXI веке. Подобно тому, как предыдущие достижения радикально изменили условия существования человечества (принеся урбанизацию, всеобщую грамотность, массовую занятость и общественное здравоохранение), сегодняшние прорывы способны перевернуть всю социально-экономическую инфраструктуру, построенную за последние два столетия. Резкое падение трансакционных издержек вносит радикальные изменения в хозяйственную деятельность и в одночасье разрушает старые бизнес-модели. Новые гиганты, подобные Amazon, Google, Apple и Facebook, а также сверхновые Uber и Airbnb, пожинают плоды изменившейся реальности — например, такого явления, как «победитель забирает все». Наступление технологий не оставит ни один аспект трудовой и личной жизни незатронутым. И все больше людей почувствуют это на собственной шкуре — по мере того, как автоматизация начнет касаться не только сферы производства и оказания услуг, но и интеллектуального труда.

Вопрос в том, как будет развиваться менеджерская практика, какое влияние она окажет на направление и мощь этой революции. В прошлом на применение технических новшеств оказывало серьезное влияние осознание бизнес-лидерами необходимости научного подхода к управлению. Теория менеджмента делала акцент на эффективности стандартизации, упрощенном представлении о поведении человека в экономике и слаженной бюрократии. Но мышление индустриальной эпохи все больше становится препятствием на пути полной реализации потенциала технологий цифровой революции. Наши привычные модели загоняют в прокрустово ложе всю ту человеческую энергию и творческое начало, которые способны породить этот новый инструментарий.

Читайте материал по теме: Кодекс эффективного руководителя

Возьмем такие управленческие действия, как сокращение штатов и вложений в ответ на колебания курсов валют, а также вытекающие из них бухгалтерские изменения в прибыли акционеров. На бирже эти сокращения обычно приветствуются, считаются чуть ли не героическим поступком, несмотря на вред, которые они наносят способности предприятия создавать ценности в долгосрочной перспективе. Вместо того чтобы инвестировать в инновации, предпринимательскую активность и создание ценности, фирмы гонятся лишь за успехом на бирже. А новаторство внутри компании часто навязчиво сводится к снижению издержек, и это вместо того, чтобы искать новые пути послужить клиенту или воодушевить на подвиги сотрудников и партнеров.

В парадигме XX века с ее формулами и алгоритмами подобные шаги кажутся вполне логичными. Есть только одна проблема: самые важные показатели (те, которые не подлежат измерению, например, доверие) в этих уравнениях отсутствуют. Наши способы измерять успех излишне упрощены и обращены в прошлое. Они основаны на предположении, что бизнес будет продолжать работать так же, как в прошлом, только еще эффективнее, поэтому бессильны помочь нам тогда, когда речь идет об инновации и создании новой ценности. Что еще хуже, в системе, где во главе угла стоит краткосрочная выгода акционеров, человеческий индивид становится простым ресурсом, не важнее прочих.

Многие десятилетия назад Питер Друкер писал, что крупные организации являются «несущими элементами» современного общества — столпами, если можно так выразиться. Они призваны быть гарантом важных для общества ценностей и установок. Если учесть, что с тех пор компании стали еще крупнее, сегодня это утверждение еще более истинно. Но меры, лежащие в основе сегодняшнего менеджмента, вводят в серьезное заблуждение тех, кто призван распоряжаться делами организаций. Так не может продолжаться вечно. Корпорации работают в интересах общества, и их деятельнось возможна благодаря серьезным правам, им предоставленным (в том числе из-за самого их статуса как юридического лица). И в ответ они обязаны заботиться об общественном благе: поступая так, они выполняют свой долг, а не делают всем нам одолжение.

Читайте материал по теме: Цифровые бизнес-модели: лучше эволюция, чем революция

Цифровая революция — «мать технологического прогресса» — символизирует собой важную развилку на нашем пути. Один вариант приглашает нас отойти от управленческих приемов и мышления, принятых в индустриальную эпоху, и заставить мощь технологий информационной эры работать на увеличение роли человека и важности бизнеса в обществе. Другой путь — применить всю массу новых данных и опыта для создания программ, автоматизирующих старую логику организаций, по существу закрепляя самые дисфункциональные правила из всех, которыми пользовались менеджеры прошлого.

Предполагать, что мы добьемся большего успеха в бизнесе, заменив человеческий фактор на машинное принятие решений — значит игнорировать сообщения, посылаемые нам всем миром вокруг нас. У нас есть множество свидетельств того, что рациональная логика и алгоритмическая предопределенность в общественном контексте имеют весьма серьезные ограничения. Мы знаем, насколько драгоценны и уникальны способности Homo sapiens. Эксперт в сфере образования и психолог Говард Гарднер доказал, что аналитические задатки — лишь одна из семи ключевых способностей интеллекта. Самые важные решения не принимаются с использованием алгоритма и логики, пригодных для воспроизводства. Наоборот, они самым серьезным образом зависят от человеческого суждения, интуиции, творческого подхода, эмпатии и моральных ценностей. Когда речь идет о предпринимательском мышлении и инновациях, выстраивании стратегии или партнерства на основе сотрудничества и доверия, никакой самый приближенный к человеческому искусственный интелект, созданный инженерами из Силиконовой долины, не заменит живого человека из плоти и крови.

Никогда в истории нам не выпадало лучшей возможности создать новый мир всеобщего процветания. Из-за своей всеохватности цифровая технология способна дать жизнь тому, что ученый-историк Карлотта Перес называет «новым Золотым веком». Его достижения могут превзойти прогресс, подаренный нам революциями пара, электричества и ископаемого топлива. Однако этот исход будет определяться решениями, принимаемыми теми, кто отвечает за распределение экономических ресурсов. Иными словами, наше будущее зависит от дальновидности наших руководителей.

Читайте материал по теме: Что Питер Друкер знал о 2020-м годе

Как говорил Питер Друкер, «менеджеры — главная руководящая прослойка общества... Они распоряжаются его ресурсами». Примут ли эти лидеры решение вернуть творческое начало в процесс креативного разрушения, поставя на первое место предпринимательские вложения в инновации, порождающие новый спрос и новые рынки, а не просто краткосрочную выгоду? Будут ли они использовать большие данные, аналитику и искусственный интеллект для усовершенствования человеческих решений, а не для их автоматизации (ведь это всего лишь инструменты для того, чтобы помогать нам ориентироваться в нашем сложном мире)?

Такие действия потребуют от нас нового синтеза господствующей технократической логики с глубоким пониманием положения человека в современном мире. А это будет означать полный пересмотр теории и практики менеджмента (в духе Питера Друкера и других авторитетов в этой сфере), который соединит в них искусство и науку, воображение и логику и превратит менеджмент в настоящую универсальную дисциплину XXI века.

Эта статья открывает серию размышлений участников Седьмого Международного форума имени Питера Друкера, который пройдет 5—6 ноября 2015 года в Вене. Тема форума: «Утверждая человеческий образ: менеджмент в цифровую эпоху».

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена