Мощный двигатель экономики | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Мощный
двигатель экономики

Инструменты и навыки проектного менеджмента

Автор: Антонио Ньето-Родригес

Мощный двигатель экономики
Фото: Joerg Glaescher/laif/Redux

читайте также

Производим впечатление на скептиков

Стивен Мартин

Как ответственному бизнесу использовать искусственный интеллект

Стивен Сэнфорд

Как интровертам выстроить персональный бренд

Дори Кларк

Одной лояльностью сыт не будешь, или Как увеличить свою долю кошелька

Буи Александр,  Кейнингем Тимоти,  Куил Брюс,  Эксой Лерзан

Проекты постепенно, но неумолимо потеснили операции и стали новым «двигателем» современной экономики. Эти перемены назревали уже давно.

В XX веке операции (включающие управление организациями) создавали огромную ценность благодаря повышению эффективности и производительности. Но на протяжении большей части текущего столетия рост производительности в западной экономике практически остановился, несмотря на появление интернета, сокращение жизненного цикла продуктов и экспоненциальное развитие ИИ и робототехники.

В то же время с помощью проектов (изменяющих процессы организаций) компании достигают все лучших краткосрочных результатов, а также создают долгосрочные ценности. Это происходит благодаря более частым организационным изменениям, ускоренной разработке новых продуктов, быстрому внедрению прорывных технологий и т. д. И это глобальный феномен. В Германии, например, доля проектов в ВВП неуклонно росла, по крайней мере, с 2009 года и в 2019-м составила уже 41% от общего объема. Получить данные для других стран сложно, но в большей части западных экономик, скорее всего, доля проектов столь же велика, а в Китае и других передовых странах Азии этот процент, вероятно, еще выше: там работа на основе проектов давно является важным источником роста.

ИДЕЯ КОРОТКО

Ситуация
Проекты постепенно, но неумолимо потеснили операции и стали новым «двигателем» современной экономики. К 2027 году проектный менеджмент охватит уже около 88 млн сотрудников во всем мире, а стоимость проектно-ориентированной экономической деятельности достигнет $20 трлн.
Проблема
Несмотря на эти изменения, многие руководители до сих пор недооценивают проектный менеджмент. В итоге всего лишь 35% из реализованных проектов успешны — это означает, что мы теряем огромное количество времени, денег и возможностей.
Решение
Компаниям нужно пересмотреть свой подход и внедрить проектно-ориентированную организационную структуру, а также позаботиться о том, чтобы руководители могли поддерживать инициативы и обучать менеджеров современным методам проектного менеджмента.

И это только начало. В 2017 году Институт управления проектами предположил, что стоимость проектно-ориентированной экономической деятельности в мире вырастет с $12 трлн до $20 трлн в 2027 году, и тогда проектный менеджмент охватит около 88 млн сотрудников — такие оценки были сделаны до того, как страны начали тратить триллионы на восстановление после пандемии.

Дальновидные компании уже осознали организационные последствия этих перемен. «Скоро мы перестанем говорить о должностных обязанностях, — сказал мне один из руководителей IBM. — Останутся только роли в проектах». По мнению теоретика менеджмента Роджера Мартина, мы должны задуматься об этом уже сейчас: «Обычный офисный сотрудник считает, что постоянная работа с полной занятостью — его основная деятельность, а проекты — лишь дополнительная нагрузка. Хотя на самом деле все процессы организации, влияющие на принятие решений, следует рассматривать не иначе, как через призму проектов».

Некоторые компании уже перестраивают свою работу. В 2020 году Мохамед Алаббар, основатель и президент гигантской девелоперской компании Emaar в Дубае, объявил, что при переходе на проектный вид занятости фирма упразднила все традиционные должности, в том числе его собственную, и теперь сотрудники прикреплены не к подразделениям, а к конкретным проектам, над которыми они работают. Похожее решение приняло крупнейшее независимое рекламное агентство США Richards Group, отказавшись от почти всех уровней управления и названий должностей. Теперь компания относится к большинству своих сотрудников как к руководителям проектов.

Переход к проектной экономике будет иметь глубокие организационные и культурные последствия. Однако проблема заключается в том, что многие управленцы до сих пор не осознают ценности проектов и считают их напрасной тратой времени. Приведу в качестве примера типичное высказывание одного из руководителей на этот счет: «Если вам очень нужно, чтобы работа не была сделана, превратите ее в проект».

Возможно, что компании невысоко ценят проектный менеджмент, потому что его методы слишком сложны. Многие специалисты просто заполняют гору документов, и благодаря этому часто создается впечатление, что они в основном занимаются административными вопросами. Не видеть важность и потенциал проектов по этой причине — огромная ошибка. Если руководители игнорируют проектный менеджмент, запуск продукта идет медленнее, стратегические инициативы не приносят пользы, а трансформация компаний обречена на провал, что ставит будущее компании под удар.

Кроме того, управленцы часто не понимают, что проекты наполняют работу смыслом. Поведенческие и социальные науки показывают, что такой вид деятельности может особенно вдохновлять и мотивировать людей. Моменты, которыми они больше всего гордятся, почти всегда случаются в проектах, над которыми они работают, — в основном, в успешных; но часто даже в тех, которые оказываются неудачными.

Лидеры должны признать, что в проектной экономике их ключевая роль — это не только поддержка отдельных инициатив. На более высоком уровне они должны научиться четко определять стратегические проекты и видеть приоритетные направления. Руководителям необходимо выстроить в своих организациях проектно-ориентированную структуру и создать культуру сотрудничества и развития, распространяющуюся на все подразделения. Управленцам также следует позаботиться о том, чтобы все работники обладали навыками в области проектного менеджмента.

Я посвятил карьеру изучению и внедрению проектного менеджмента, поэтому обо всем этом могу рассказывать, опираясь на свой опыт. Я руководил программами в этой сфере в PwC, BNP Paribas Fortis и GlaxoSmithKline, возглавлял Институт управления проектами. Обучал тысячи руководителей, менеджеров и организаторов проектов в нескольких лучших бизнес-школах. В общем, я работал над проектами и рассматривал их со всех точек зрения — и уверен, что нам нужен более четкий, простой и всеобъемлющий подход к этому виду деятельности.

Ставки высоки. По данным исследовательской фирмы Standish Group, всего лишь около 35% проектов во всем мире являются успешными. Это невероятные показатели, ведь речь идет о десятках триллионов долларов и труде миллионов работников. Получается, что мы не только зря тратим на проекты 65% времени и вложенных денег, а еще организации и общество в целом лишаются ценности в триллионы долларов.

Мы способны на большее и должны действовать. В этой статье я представляю простую, но эффективную схему управления проектами, которая всем облегчит работу. Кроме того, перечислю шесть навыков, которые помогут достичь успеха в мире, ориентированном на проектную деятельность.

ОТ ОПЕРАЦИЙ К ПРОЕКТАМ

Компании, которые хотят стать успешными в эпоху перемен, должны найти баланс между использованием текущих возможностей и освоением новых навыков, то есть между операциями и проектами. Иными словами, им нужно одновременно фокусировать внимание на управлении фирмой и на ее изменении.

Управление организацией (операции). Этот процесс состоит из базовых и исторически сложившихся видов деятельности бизнеса: продаж, обслуживания клиентов, управления финансами, производства и интернет-технологий. Большая часть доходов (и постоянных затрат) компании приходится на ее повседневную работу. Именно этот функционал поддерживает ее жизнеспособность. Главное в управлении бизнесом — это эффективность, производительность и скорость. Акцент сделан на краткосрочной перспективе, цели в основном зависят от производительности, а структура организации иерархическая. С точки зрения культуры, эта модель основана на приказах и контроле.

Изменение организации (проекты). Данный процесс — ключевой для развития компании. Он вмещает в себя все тактические и стратегические инициативы и проекты. Бизнес меняется благодаря инновациям, преобразованиям, гибким подходам и созданию долгосрочной ценности. Внимание сфокусировано на средне- и долгосрочной перспективе, а цели носят более стратегический характер, структура является горизонтальной и основана на проектах, а их результаты сложнее оценить, чем итоги операционной деятельности. В культурном плане эта модель опирается на предпринимательство и сотрудничество.

Будущее принадлежит организациям, которые смогут достичь равновесия между двумя аспектами: управлением и изменением, но почти все лидеры гораздо лучше справляются с первым и поэтому тратят на него гораздо больше времени. Это наследие XX века, когда примерно с 1920 года большая часть компаний под руководством таких людей, как Генри Форд и Фредерик Тейлор, поставили во главу угла производительность. Они достигли ее благодаря постоянному повышению эффективности, снижению затрат и увеличению объемов продаж и производства. Поскольку эти компании чаще всего занимались изготовлением продукции, их рост был органическим за счет наращивания мощностей, стандартизации и автоматизации процессов, а также за счет выхода на новые рынки. Раз в год высшее руководство утверждало стратегии, проекты, бюджеты и программы, а затем управляло операциями в соответствии с ними. Между циклами годового планирования разрешалось вносить лишь незначительные поправки.

Все это сделало операционную деятельность крайне эффективной. Но появилась и оборотная сторона медали: подгоняя процессы под быстрый выпуск товара, компании жертвовали элементами средне- и долгосрочной ценности ради скорости. Руководители регулярно расширяли свои компании в ходе приобретений, часто за счет органического роста или в качестве альтернативы ему. Это позволило им быстрее или больше производить, но рано или поздно наступает момент, когда стратегия, нацеленная на наращивание объемов, выпуск множества новых продуктов и расширение бренда, уже не работает. Дальнейшее повышение эффективности не приводит к более устойчивому росту, особенно в условиях неопределенности.

Именно в такой ситуации мы находимся сегодня. Ежегодный производственный ритм, который преобладал в течение века, уже не так уловим. Каждая организация, государственная или частная, постоянно сталкивается с переменами, и иногда они разрушительны. Раньше проекты были временными, а операционная деятельность — постоянной, но теперь все перевернулось с ног на голову: операции лишь на какое-то время помогают удержаться на плаву, а перемены поджидают на каждом шагу. Главным качеством руководителя становится способность предвидеть изменения и управлять ими. А как лучше всего это сделать?

Повышать эффективность проектов.

НОВЫЕ ПРАВИЛА И УСЛОВИЯ

Что такое проект? Данный термин используют все, но для каждого он означает что-то свое, и это порождает проблемы. Поскольку проектная деятельность несет организациям все больше пользы, надо разобраться в основных определениях.

Проект состоит из серии запланированных действий, цель которых — создать конечный продукт (товар, услугу, мероприятие). Эти действия — от масштабной стратегической инициативы до маленькой программы изменений — ограничены по срокам, имеют четко определенные начало и конец. Проекты требуют финансовых затрат и человеческих ресурсов — и предназначены, чтобы создавать определенную ценность, оказывать воздействие и приносить пользу. Каждый проект содержит уникальные элементы. Ключевым фактором является то, что в любом проекте есть нечто новое, чего не было никогда ранее.

Управление проектами содержит в себе навыки и методы, которые помогают людям определять, планировать и реализовывать нужные инициативы для достижения своих целей. Большая часть распространенных сегодня методов разработана в 70-х—80-х годах XX века, и они включают инструменты эффективности и стандартизации, используемые в операционном менеджменте. Компании обычно выбирают одну типичную методологию управления проектами и последовательно применяют ее при внедрении всех программ. Постепенно между тем, каким должен быть проектный менеджмент и что он на самом деле представляет, образовалась пропасть. Фирмы быстро эволюционировали, но хотя число проектов росло в геометрической прогрессии, менеджмент не успевал перестраиваться.

Руководители проектов, использовавшие традиционную модель, уделяли слишком много внимания затратам и выпуску (планирование, оценка, расходы, масштабирование и управление рисками) и чрезвычайно мало — результатам и ценности (цели, обоснование, выгода, влияние и стратегия). Их мало заботило, что происходит до или после завершения проекта; для них был важен только конечный продукт. Они считали, что если закончить проект вовремя и в рамках согласованного бюджета, то обещанная польза… просто появится сама собой.

Обычно менеджеры представляют себе проекты в виде цикла из нескольких стадий — планирование, реализация и завершение. Вы работаете над одним этапом, пока все не выполните, затем переходите к следующему, а когда доберетесь до финала, проект будет закончен. При этом вы никогда не возвращаетесь к сделанному ранее.

Но теперь мы знаем, что к проектам сложно применить такой последовательный и универсальный подход. Если в процессе нужно выполнить работу, которую до этого еще никто не делал, команде приходится экспериментировать, сталкиваться с фальстартами и неудачами и, соответственно, перескакивать этапы, двигаясь вперед или назад. Чтобы хорошо управлять проектами, кураторы и менеджеры должны сосредоточиться на трех ключевых пунктах: инновациях, создании эффективной команды и получении выгоды.

В начале 2000-х, когда синергия интернета и новых технологий породила лавинообразные изменения, гибкий подход стал альтернативой традиционным жестким методам. Компании сконцентрировались на поэтапной работе, на более быстром создании ценности для клиента, а также на постоянной переоценке требований, планов и результатов. Переход к эджайлу во многом оказался полезным, но иногда приводил к тому, что эксперты по управлению проектами оказывались в изоляции. Многие решили, что гибкость — это новая и крутая «фишка», а традиционные методы управления проектами устарели, поэтому руководители опрометчиво спешили внедрять эджайл в своих организациях.

Подобный подход контрпродуктивен, ведь гибкое и традиционное управление проектами не воюют друг с другом. В мире, движимом изменениями, компании не могут использовать одну и ту же методологию во всех случаях. Им нужны разные подходы, среди которых гибкое и традиционное управление, в том числе изменениями, дизайн-мышление и разработка продукта, а также возможность развивать новые навыки сотрудников во всех этих сферах.

Но для того, чтобы это стало реальностью, организациям для начала нужна структура, которая позволит определять и осознавать ключевые элементы любого проекта и продуктивно работать.

КАНВА ПРОЕКТА

Для моих учеников (руководителей и менеджеров) я создал одностраничный шаблон стратегии, который назвал канвой проекта. При создании концепции я вдохновлялся популярной во всем мире канвой бизнес-модели Алекса Остервальдера и Ива Пинье (Алекс и Ив помогали мне в начале разработки документа). Существуют и другие схемы с тем же названием, но ни одна из них не получила такого же широкого распространения, как эта.

Она состоит из трех областей: обоснование, люди и разработка. Каждая из них чрезвычайно важна для успеха любого проекта (см. врезку «Канва проекта»).

Что отличает мой шаблон от других инструментов по управлению проектами? Много всего. Его можно применить к любому проекту, программе или стратегической инициативе. С его помощью вы фокусируете внимание на ценности и пользе, а не на процессах и управлении, и способны быстрее вычленить аспекты, которые принесут максимальную выгоду. Такой шаблон дает возможность следить за тем, чтобы у каждого проекта была цель и чтобы он соответствовал стратегии вашей организации. Канва акцентирует внимание на практической реализации, а не на детальном планировании, и — это крайне важно — учитывает не только традиционный жизненный цикл проекта, но также фазы «до» и «после», желаемое и получаемое. Это гибкий инструмент, позволяющий в случае необходимости вносить изменения.

Канва сочетается со всеми методологиями управления проектами и применима на каждом этапе. Ее используют до старта работ, чтобы оценить, насколько четко очерчены рамки проекта, и готов ли он к запуску. В процессе с помощью канвы можно отслеживать успехи и проверять, актуальны ли по-прежнему критически важные элементы и предположения. Ближе к финалу с помощью этого документа можно оценить, принес ли проект ожидаемую выгоду, а по окончании работ канва облегчит обобщение полученных уроков и развитие недостающих и востребованных навыков.

Вы можете создать канву после того, как выбрали руководителя и куратора проекта, незадолго до вливания серьезных инвестиций. Это ключевые фигуры, и от них зависит успех начинания. Обычно считают, что руководитель проекта занимается техническими вопросами, чтобы выпустить конечный продукт вовремя, согласно требованиям и в рамках запланированного бюджета, а куратор контролирует этого специалиста, поддерживает его и заботится о том, чтобы команда шла к намеченной цели и достигала наилучшего результата. Но это разделение функционала часто преуменьшает роль проектного менеджера, которому также должны быть важны итоги и выгода. Руководителю и куратору необходимо придерживаться одних и тех же взглядов на цели проекта и принципы управления им — и именно этого позволяет достичь канва.

Данный инструмент должен нести пользу всем, поэтому ее нужно создавать, учитывая пожелания всех участников проекта. Прежде всего, руководителю следует устроить совещание и пригласить на него куратора, главных акционеров и экспертов компании, а также тех, кто может предоставить необходимую информацию, в том числе клиентов и поставщиков. Совещание может длиться два-три часа. Не спешите его закончить. Убедитесь в том, что у каждого есть чистый экземпляр канвы, изложите цели, масштаб и детали проекта и расскажите об элементах схемы. Затем устройте небольшой мозговой штурм: начните с обоснования, а затем двигайтесь к другим областям и их составным частям. Попросите участников поделиться своими взглядами, а затем с помощью главной копии канвы вкратце запишите основные темы, которые были подняты в ходе обсуждения. Теперь у вас сложится общая картина будущих вызовов, стоящих перед вами.

К этому моменту канва должна содержать уже довольно много информации. Спросите себя: складываются ли все части в единое целое? Вписывается ли проект в стратегию? Учтен ли тот факт, что вы будете работать в быстро меняющейся среде со множеством приоритетов? Сейчас нужно тщательно все обдумать и обратить внимание на каждый пункт. Если вам не хватает важных сведений об одном или двух «кирпичиках», или если информация, связанная с ними, не ясна, то, скорее всего, начинать проект рано и рискованно. Не торопитесь, постарайтесь очертить их как можно точнее. Если вам все равно не удается это сделать, отложите запуск.

После окончания встречи процесс продолжится. Следующий шаг — поделиться созданным вами документом с другими акционерами и собрать их точки зрения.

Канва — постоянно редактируемый материал, к которому можно регулярно возвращаться. Сверяйтесь с ним каждый раз, когда нужно принять важное решение, и обновляйте его, если изменился характер проекта или его цели. Возможно, вам даже следует включить эту канву в рекламные сообщения. Подумайте о том, чтобы снять ролик, написать статью или регулярно — возможно, раз в месяц — проводить небольшой семинар, посвященный одному или нескольким элементам. 

НАВЫКИ И ОБУЧЕНИЕ

Успех проектов зависит от людей, которые в нем участвуют. Какими навыками должны обладать руководители, если они хотят стать лучшими в мире, в котором такое множество проектов?

Эти навыки я делю на шесть категорий.

Управление проектами. Кураторам нужен прочный фундамент в сфере проектного менеджмента. Им необходимо знать, почему проекты достигают успеха или проваливаются, как позаботиться о том, чтобы у конкретной программы была мощная техническая база, и какими характеристиками должен обладать руководитель или менеджер проекта. Кроме того, им нужно понимать технические сложности и ограничения, связанные с разработкой планов и их оценкой.

Управленцам надо уметь пользоваться инструментами и методами, чтобы предложить обоснование проекта и его экономической модели, а также определить рамки работ совместно с исполнителями и партнерами. Им нужно знать, как выявлять риски и управлять ими. После начала работ руководители отвечают за создание механизмов, позволяющих следить за ходом и качеством их выполнения. Если нужно приостановить или изменить процесс, менеджеры должны понимать, как все это повлияет на результат, и предлагать актуальные альтернативы.

Разработка продукта и экспертиза. Кураторы и руководители должны уметь разбираться в технологиях, продуктах, услугах или понимать, какие возможности предполагается создать в ходе проекта. Это позволит им завоевать доверие команды и акционеров, даст им возможность общаться на одном языке с экспертами и разработчиками. Это поможет им понять, какую пользу принесет проект, и как и когда это произойдет, а также осознать, насколько он вписывается в общую стратегию организации.

Стратегия и деловая хватка. Поскольку кураторы занимают высокую должность, они много знают о своей компании, ее стратегии и главных конкурентах. Кроме того, они обычно разбираются в финансовых вопросах и понимают, в каких условиях будет реализован проект. Руководителям проекта часто нужно развивать эти навыки. Способность соединить преимущества и цели инициативы с конкретными приоритетами бизнеса важна для привлечения клиентов и достижения целей. Кроме того, даже на ранних стадиях необходимо сосредоточить внимание на выгодах и последствиях проекта.

Лидерские качества и контроль за изменениями. Современные кураторы и руководители должны обладать лидерскими качествами и уметь контролировать изменения. Им надо создавать продуктивные команды; руководить, убеждать людей, принадлежащих к разным культурам; наводить мосты между разными подразделениями; четко доносить свои мысли; оценивать, развивать и тренировать персонал — и улаживать конфликты так, чтобы это было приемлемо для всех сторон.

Гибкость и приспосабливаемость. Кураторам стоит адаптироваться к новым методам. Раньше они руководствовались заранее созданным планом и считали, что все проблемы можно решить с помощью только «да» или «нет». Но в нестабильном мире у менеджеров не будет ответов на все вопросы, и им придется менять курс и отказываться от каких-то инициатив. Многие группы, обучающие эджайл-подходу, предлагают полезные сертифицированные тренинги, которые позволят создать неплохую базу знаний.

Менеджеры должны уверенно чувствовать себя в условиях неопределенности, а также уметь планировать и решать, располагая порой только ограниченными данными. Им придется быть готовыми применять гибкий подход к управлению проектами, используя в том числе скрам, канбан и организационные масштабируемые шаблоны (Scaled Agile Framework).

Этика и ценности. Кураторы и руководители проектов — это примеры для подражания и творцы безопасной среды, в которой члены команды открыто и уважительно общаются друг с другом. При запуске любого проекта подумайте о том, чтобы создать свод этических норм, которым сможете руководствоваться вы сами и другие участники. Начните с изучения существующих примеров. Институт управления проектами и Международная ассоциация управления проектами выложили свои своды правил в сеть.

Овладеть этими навыками непросто, но, к счастью, есть немало вариантов обучения. Некоторые бизнес-школы круглый год предлагают программы по управлению проектами. Такие группы, как Институт управления проектами и PRINCE2 (Projects In Controlled Environments, проекты в контролируемых средах), предлагают признанные во всем мире программы аккредитации. Европейская комиссия, отвечающая за разработку PM2, и Praxis опубликовали в сети бесплатные схемы менеджмента; кроме того, Международная ассоциация управления проектами предлагает схему оценки технавыков.

Однако лучше всего создать внутри компании обучающую программу, которая соответствует требованиям и культуре вашей организации.

Великие проекты не просто совершенствуют рабочие процессы — они делают мир лучше. Если компании стремятся развивать навыки, необходимые для процветания в условиях новой проектной экономики, они должны создавать стратегии с прицелом не на эффективность, а на изменения. Им нужно выделять больше ресурсов и средств проектам и командам разработчиков — за счет традиционной иерархии подразделений. И им необходима канва — простая схема, позволяющая каждому работнику организации внести свой вклад. Им придется развивать навыки управления проектами и применять новые технологии. Им следует поощрять тех, кто сосредоточен не на затратах и выпуске продукта, а, прежде всего, на конечных результатах и ценности. Они должны расширять пределы своих амбиций, сфокусировавшись, например, на разнообразии и устойчивости.

Если каждый из руководителей сделает шаги в данном направлении, представьте, чего можно добиться сообща. Повысив эффективность наших проектов, мы принесем миру дополнительную выгоду объемом в триллионы долларов.