Как создавать новое, отказываясь от ненужного | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как создавать новое, отказываясь
от ненужного

Неочевидный способ внедрения инноваций и изменений

Авторы: Габриэль Адамс , Бенджамин Конверс , Эндрю Хейлс , Лейди Клотц

Как создавать новое, отказываясь от ненужного
Фото: Juan Moyano/Stocksy

читайте также

Собирайте и используйте знания!

Диксон Нэнси,  Пью Катрина

Гендерный разрыв в пяти диаграммах

Прерванный годовой отпуск

Как создать бизнес в духе Стива Джобса

Умар Хак

Человеку любой профессии, должности и звания важно уметь придумать способы внедрить изменения. Чтобы выделить приложение на фоне других, дизайнер представляет себе уникальную новую функцию. Чтобы усилить рабочую культуру, менеджер обдумывает новые модули обучения или стимулы. Чтобы усилить корпоративную социальную ответственность, консультативный совет выявляет возможности для инвестирования в «зеленую» энергию.

Обратите внимание, что каждое из этих изменений что-то добавляет к уже существующему.

В том, чтобы добавлять, нет ничего плохого. Но если добавление становится путем улучшений по умолчанию, то, вероятно, компания упускает из виду целый класс других возможностей. Например, в нашем исследовании организационных изменений мы обнаружили, что, когда стейкхолдеры предлагали сотни способов улучшить организацию, менее 10% этих способов заключались в том, чтобы что-то убрать. В серии последующих экспериментов мы продемонстрировали, что люди систематически упускают из виду изменения, предполагающие вычитание.

И все же забывать о вычитании не стоит, иначе мы, возможно, многое упускаем. Так, разработчик может удалить из приложения ненужные функции, менеджер — ликвидировать препятствия к более инклюзивной культуре, а консультативный совет — предложить перестать инвестировать в ископаемые виды топлива. Хорошая новость заключается в следующем: если разобраться в психологических причинах и понять, почему мы не используем вычитание, можно найти способы справиться с этой проблемой.

Почему люди упускают из вида вычитание

Крайне редкое использование вычитания в нашем исследовании, посвященном улучшениям в организациях, неслучайно. Мы замечали, что вычитание редко применяется при выполнении множества задач. Чтобы улучшить слишком многословный текст, лишь немногие участники уменьшали его. Чтобы улучшить перегруженный план путешествия, мало кто удалял какие-то точки из маршрута, чтобы в полной мере насладиться оставшимися. Чтобы улучшить модель Lego, почти никто не убирал из нее детали. Когда люди меняют идеи, ситуации или объекты, преобладающей тенденцией остается добавление.

Наблюдая за этой тенденцией, мы пытались понять: может быть, людям просто нравится решать проблему путем добавления, может быть, они сделали выбор и сочли, что именно добавление слов в черновик, точек в маршрут и деталей в башню из Lego помогает добиться лучшего результата. Если перед внесением изменений они рассматривают оба варианта и решают, что метод добавления будет лучше, значит, так тому и быть. Но что, если они просто не учитывают возможность вычитания?

Чтобы проверить такую вероятность, мы ставили задачи, где изменения путем вычитания объективно превосходили варианты с добавлением. Например, в одной группе исследований мы показывали участникам изображение на поле в клетку, как на рисунке ниже, и просили их сделать его симметричным слева направо и сверху вниз с помощью минимального числа кликов. Клик на белую клетку превращает ее в зеленую, а клик на зеленую делает ее белой.

Приходили ли участники сразу к решению с добавлением зеленых клеток в пустые углы в 12 кликов или они замечали более удачное решение — убрать лишние зеленые клетки в верхнем левом углу всего в четыре клика? В этих и других экспериментах многие участники, по всей видимости, следовали первому побуждению — добавлять — и переходили к этому решению, даже не задумываясь о варианте вычитания. Мы также обнаружили, что те, кого одновременно отвлекали на выполнение второй задачи, с большей вероятностью давали ответ с помощью добавления. Это означает, что, когда люди отвлекаются, они чаще полагаются на простые ответы, которые первыми приходят в голову.

Решения с помощью вычитания менее заметны

Нас всюду окружает множество примеров добавления — от растущих организаций до строящихся городов и раздутых инструкций. Однако свидетельства вычитания менее заметны: они представляют собой отсутствие чего-либо. Компания может процветать, потому что предыдущий CEO избавил ее от обременительной бюрократии. В презентации очень убедительно проводится главная мысль, потому что редактор убрал из нее отвлекающие второстепенные аргументы. В обоих случаях вычитание пошло только на благо — и в обоих случаях осталось незамеченным.

Если мы не будем внимательны, CEO или редактор презентации могут лишиться заслуженного признания. Хуже того, не существует наглядных доказательств, чтобы напомнить другим о возможности — и ценности — удаления. Как сделать, чтобы компании не забывали вычитать?

Как преодолеть тенденцию добавлять

В нашем исследовании мы проверили, как на ход рассуждений участников влияли подсказки — простые напоминания рассмотреть как добавление, так и вычитание. Напоминания о добавлении не имели заметного эффекта: идея лежала на поверхности, люди и сами думали об этом. Однако напоминания о вычитании оказывали огромное влияние. Они наводили на мысли, которые в противном случае участники упустили бы из виду. В результате значительно больше участников нашли выгодные решения с помощью вычитания.

Возможно, идея добавления близка сознанию человека, но вот несколько способов напомнить еще и о вычитании.

Напомните людям о варианте вычитания

На практике может оказаться полезным напомнить о варианте вычитания. Дизайнерам могут помочь заметные таблички с емкими фразами об «удалении ненужного» и стремлении сделать «меньше, но лучше» — возможно, им чаще будут приходить в голову идеи о том, что можно было бы отбросить. Чтение книги «Не работайте с м*даками» (или хотя бы ее названия) помогает менеджерам не забывать об одном из способов улучшить рабочую культуру. Если напоминать руководителям, сколько времени и моральных сил отнимает осложненный процесс, они будут думать о новых способах улучшения институтов. Такие прямые и конкретные напоминания дают заметно лучший результат, что само по себе подтверждает: без них о вычитании многие не задумываются.

Продвигайте политику вычитания

Обдумайте возможность встроить вычитание в повседневные бизнес-процессы. Например, узнав о нашем исследовании, крупная компания, занимающаяся управленческим консалтингом, стала назначать в команды проектов меняющихся «специалистов по вычитанию». Задача такого специалиста — составить список способов достижения целей группы путем вычитания, а также напоминать членам команды думать о возможности такого решения. CEO технологической компании, расположенной в Сан-Франциско, попросил команду высшего руководства составить список того, от чего компания может отказаться и что она может перестать делать в новом году. Оба этих примера представляют собой попытки поощрять мышление, направленное на вычитание, и интегрировать его в групповые процессы и нормы.

Благодаря подобным конкретным инициативам упустить из виду вычитание в качестве возможного решения становится сложнее. Эти меры также обеспечивают неявную социальную поддержку сотрудникам, которые иначе избегали бы предлагать полезное вычитание и держали бы свои идеи при себе, потому что все остальные рассматривают только добавление.

Наглядно подчеркивайте пользу вычитания

Напоминания и политика помогут нам начать применять вычитание, но каким бы полезным оно ни было, оно не оставляет таких же заметных следов, как добавление. Чтобы справиться с этой досадной проблемой, давайте рассмотрим последний способ, которым можно напомнить о вычитании, — наглядные доказательства его полезности.

Например, один из авторов, Лейди, теперь хранит файл с «фрагментами» — ненужными абзацами и словами, которые он удалил из текста, чтобы улучшить конечный продукт (а еще он сокращает тексты смелее и меньше переживает, что не сможет потом восстановить вычеркнутые формулировки). Одна из наших мудрых коллег ставит отметку в календаре каждый раз, когда удаляет непродуктивную поездку или встречу. Вместо еженедельного совещания, поглощающего время, теперь календарь показывает бесценное время на обдумывание идей и служит наглядным доказательством того, что оно освободилось благодаря вычитанию. Обложка книги Лейди, «Subtract» («Вычитай»), была разработана так, чтобы служить наглядным напоминанием о вычитании.

Как это бывает в разных подобных случаях, не принимая в расчет какие-то возможности, мы часто многое упускаем. Так и с вычитанием. Надеемся, эта статья заставила вас задуматься о напоминаниях, приостановке инвестиций, устранении препятствий и избавлении от лишних функций. Если это так, то вы сможете воспользоваться преимуществами другого способа вносить изменения.