Как закрыть бизнес красиво | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как закрыть
бизнес красиво

Наш «красивый» уход обеспечил нам хорошие позиции в качестве агента, а для этой роли очень важна репутация людей, справедливо ведущих свой бизнес.

Автор: Хараламбос Влачоуцикос

Как закрыть бизнес красиво

читайте также

Почему вы никак не можете бросить свою работу

Дэниел Гулати

Переосмыслить неудачу

Годин Сет

Книги

Никольская Вера подготовила

Иные возможности мозга

Гэри Пизано,  Роберт Остин

Наш семейный бизнес, основанный моим дедом в 1880 году, заключался в импорте и дистрибуции продуктов длительного хранения на греческом рынке. Мы поставляли бакалею — сахар, кофе, фасоль, чечевицу, горох и нут. А еще мы обеспечивали рыбными консервами горные деревни, во многих из которых не было электричества: голландской копченой селедкой, солеными сардинами из Португалии и соленой треской из Норвегии, Исландии и Канады, и все это было упаковано по 50 кг в деревянные ящики или мешки из джута.

Когда я был маленьким, ни один из наших товаров не был брендированным; все они продавались оптом и поставлялись в продуктовые магазины; единственным орудием конкуренции была цена. Ситуация поменялась лишь в середине пятидесятых, когда я присоединился к компании после получения MBA в США. Мы начали упаковывать продукцию по полкило или по килограмму в пластиковые пакеты с нашим брендом. Также мы ввели в ассортимент продуктовых магазинов непищевые товары, получив права на дистрибуцию продукции компаний American Home Products и Johnson and Johnson.

Продажи упакованных и брендированных товаров быстро выросли, и некоторое время мы, будучи первопроходцами, процветали. Но с появлением супермаркетов, вытеснивших традиционные продуктовые магазины, а также начавших покупать товары у производителя напрямую, бизнес-модель нашей отрасли поменялась. В новых условиях оптовикам больше не было места на рынке, и для выживания нам следовало стать агентами наших поставщиков, за комиссию собирающими заказы у супермаркетов.

В нашем случае благодаря раннему переходу к брендированным товарам мы выгадали время для адаптации и смогли добровольно начать процесс закрытия нашего оптового бизнеса. Но существовал реальный риск потерять кругленькую сумму по задолженностям нашим клиентам — это продуктовые магазины по всей Греции, многие из которых, не ожидая дальнейшего сотрудничества с нами, могли бы сидеть на нашей шее до бесконечности. Чтобы уменьшить шансы подобного развития событий, я решил лично переговорить с как можно большим числом крупных клиентов, чтобы сообщить им, что мы больше не будем поставлять им товары.

Конечно, дело не ограничилось лишь моими встречами. Их было слишком много, чтобы я мог с этим справиться. Нужно было заручиться содействием наших продавцов. Поскольку многие из них в результате смены стратегии должны были остаться без работы, их содействие не было гарантировано. Чтобы его обеспечить, я нанял кадровое агентство, чтобы оно помогло им найти новую работу, и продолжал платить им зарплату до тех пор, пока они не переходили на новое место. Также я написал им рекомендации, полные теплых слов.

Весь процесс был весьма затратен, но вложения окупились сторицей, когда с нами расплатились по львиной доле задолженностей. Еще важнее было то, что наш «красивый» уход обеспечил нам хорошие позиции в качестве агента, а для этой роли очень важна репутация людей, справедливо ведущих свой бизнес. Таким образом, решающим фактором является не цена, а доверие.

Читайте по теме: