Как нанимать топ-менеджеров из международных компаний | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Как нанимать топ-менеджеров из
международных компаний

Семь заблуждений, способных подорвать процесс формирования сильной топ-команды

Автор: Дарья Тулубенская

Как нанимать топ-менеджеров из международных компаний
Фото: Yulia Matvienko / Unsplash

читайте также

Проектирование — внешним подрядчикам

Амарал Джейсон,  Паркер Джеффри

Время резиновое

Марина Иванющенкова

Лекарство от зависти

Ли Томпсон,  Менон Таня

Три возможных реакции на карьерную неудачу

Рон Ашкеназ

Первый квартал 2022 года стал для российской экономики началом глобальной турбулентности: многие западные бренды объявили об уходе из страны. Кто-то сдержал слово, кто-то отправил сотрудников в оплачиваемый отпуск и надеется вернуться к прежней деятельности, когда ситуация нормализуется. Но кризис принес и новые возможности: у российского бизнеса появился шанс укрепить команду топ-менеджерами из международных компаний. Каждый день мы получаем вопросы о том, как это лучше сделать, и выделили несколько типовых заблуждений руководителей, которые могут привести к фатальным ошибкам.

Заблуждение 1: «Кандидатов на рынке столько, что они выстроятся ко мне в очередь»

Число обращений в консалтинговые executive-search компании с запросами «хочу посмотреть рынок» или «срочно нужна работа», действительно, возросло. Но, как и в любой кризис, организации сократили в первую очередь «балласт»: сотрудников, нанятых «на вырост», или низкоэффективные кадры. Людей с высокой стрессоустойчивостью, умеющих адаптироваться к постоянно меняющейся среде, компании увольнять не спешат.

Сколько человек из «очереди» справятся с вашей задачей? Будут ли они максимально эффективны? К процессу подбора и оценки персонала стоит теперь относиться серьезнее, чем раньше. Чем больше кандидатов на рынке, тем больше времени нужно инвестировать в процесс поиска, чтобы найти того самого — эффективного сотрудника, который укрепит ваш бизнес.

Заблуждение 2: «Сейчас отличная возможность взять сильного человека с опытом работы в международном бизнесе»

Топ-менеджеры, экс-сотрудники международных фирм, безусловно, обладают большим профессиональным опытом. Но не стоит забывать, что культурный код (подход к решению задач и развитию команды) людей, строивших карьеру только в зарубежных компаниях, сильно отличается от существующего в российской деловой среде. По нашему опыту, без правильной адаптации 70% руководителей, ранее работавших в иностранных организациях, покидают новое место трудоустройства в отечественных компаниях уже во время испытательного срока. Прежде чем приглашать к себе такого сотрудника, посчитайте, сколько вам будет стоить его поиск и процесс ввода в должность. Цена ошибки может быть слишком высокой.

Важно правильно оценить человека, не отождествляя его полностью с брендом той компании, в которой он работал (чтобы перенять стандарты, можно договориться о консалтинговом проекте), проанализировать мотивы, которые им движут, и понять, какой культурный код он сможет внедрить. Если вы все же решили, что готовы строить с этим кандидатом общее дело, уделите большое внимание его адаптации.

Заблуждение 3: «Лучше действовать по шаблону»

В ситуации неопределенности привычные схемы и тактики не приносят результата, значит, требуется кардинально изменить подход к бизнесу. Не бойтесь брать в команду людей с предпринимательским опытом. Не секрет, что многим из них пришлось закрыть свои компании, но именно такие кандидаты не боятся рисковать, готовы мыслить нестандартно и действовать быстро. При этом важно помнить, что с таким человеком всегда должна работать команда, которая сможет молниеносно реагировать на новый вектор движения, просчитывать и реализовывать поставленные задачи.

Прорывные идеи могут возникнуть даже во время первых переговоров ― например, варианты совместного развития нового продукта или направления. Не стоит руководствоваться только принципом: «есть позиция ― подбираю кандидата». Знакомьтесь с людьми с разнообразным опытом, которые смогли бы усилить команду. Если человек, которого вы хотели бы заполучить в штат, не готов к такой форме занятости, попробуйте договориться с ним о краткосрочном проекте. За время недолгого взаимодействия компания успеет посмотреть на то, как человек мыслит и решает задачи, а кандидат поймет, готов ли присоединиться к коллективу на постоянной основе.

Заблуждение 4: «В период неопределенности целесообразно нанимать узких специалистов»

Часто в кризис компании стремятся найти узкопрофильного специалиста, не учитывая риски, которые могут возникнуть в любой момент. Например, они говорят «собираемся развивать бизнес в Китае, и нам нужен новый коммерческий директор с опытом работы на этом рынке», но на следующий день геополитическая ситуация меняется, и им может требоваться уже новый человек (для работы, например, с Мексикой). Вместо того чтобы инвестировать в узкопрофильные кадры, лучше иметь многофункциональные гибкие команды, которые, обладая сильными компетенциями, оперативно подстроятся к новым вызовам рынка. Например, пригласив в коллектив проектных менеджеров или консультантов, вы приобретете необходимую экспертизу, но сэкономите деньги. Этот вариант может оказаться выгоднее полной перетасовки текущей команды.

Заблуждение 5: «Мы позовем в команду “звезд”, предложив им решать более узкие задачи за небольшие деньги»

Один топ-менеджер недавно сказал: «Меня пригласили в команду как Bentley, которую никогда не вывозили из гаража». Возможно, в текущей ситуации высококвалифицированный топ-менеджер согласится на меньший круг задач, нежели тот, с которым он справлялся ранее, за более низкую зарплату. Но его долгосрочная мотивация останется под вопросом: если человек на прежнем месте работы имел достаточную свободу действий и занимался стратегией, вряд ли его надолго вдохновит «ручное» управление и операционный менеджмент.

Если вам важно привлечь в команду человека с таким опытом, попробуйте сделать это с помощью консалтингового проекта или пригласите вступить в совет директоров в качестве независимого члена. Последний вариант можно обсуждать даже с трудоустроенными в данный момент кандидатами, если ваши компании не конкурируют.

Заблуждение 6: «Самое время закрыться от рынка»

Мы видим, что в кризис сила сообществ в разных индустриях растет с каждым днем. Не пренебрегайте поддержкой членов комьюнити, спрашивайте, кого они могли бы порекомендовать на ту или иную должность, ― такое сарафанное радио действительно работает. Один из моих знакомых с помощью сообщества недавно привлек инвестиции в свой проект и спас бизнес, в то время как все банки в силу разных причин отказались давать ему новые кредиты.

Заблуждение 7: «Надо отправить всех на удаленку»

Компании, предлагающие сотрудникам дистанционную форму занятости, безусловно, сокращают часть офисных затрат, но именно личное общение помогает преодолеть стресс, ощутить поддержку команды и сфокусироваться на работе. Именно поэтому многие руководители сейчас стали возвращать персонал в офис.

Те топ-менеджеры, которые экстренно уехали из страны в первые две недели, оказались «вне» команды и с трудом могут эффективно управлять процессами. Есть риск, что кого-то из них работодатели уже не вернут: либо расстанутся с ними и закроют позицию, либо начнут искать замену. Основной аргумент собственников и генеральных директоров: «Как я могу прогнозировать поведение этого топ-менеджера, доверять ему и дистанционно строить с ним планы по спасению, удержанию или развитию бизнеса, когда я и вся команда здесь, а он там?»

В кризисной ситуации многие компании оказались не в первый и, вероятно, не в последний раз. Руководителям важно придерживаться рационального подхода в формировании и развитии топ-менеджеров, ведь именно от них во многом зависит устойчивость бизнеса и перспективы его развития.