Как не демотивировать сотрудников, высказывающих свое мнение | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как не демотивировать сотрудников, высказывающих
свое мнение

Чего не учитывают менеджеры, когда просят команду делиться идеями

Авторы: Хюнсун Пак , Субра Тангирала , Инсия Хусейн

Как не демотивировать сотрудников, высказывающих свое мнение
Фото: Ivana Cecez/Getty Images

читайте также

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Удел остаться не у дел

Ирина Пешкова

Как расшевелить мозг

Джеффри Даер,  Кайл Нел,  Натан Ферр

Свежий Harvard Business Review Россия

Когда сотрудники могут уверенно высказывать свое мнение, это идет на пользу всем. Лидер команды в поиске идей по разработке продукта; менеджер, собирающий обратную связь о новой политике; руководитель высшего звена, который хочет услышать мнения по поводу крупных стратегических решений, — все они должны создавать условия для того, чтобы люди могли искренне делиться идеями и предложениями.

Однако наше новое исследование, которое скоро выйдет в Journal of Applied Psychology, демонстрирует, что подход, который выбирают многие руководители, стремящиеся создать подобные условия (он состоит в призывах высказывать свое мнение), может приводить к негативным последствиям. Полевой опрос и эксперименты с участием почти тысячи работающих специалистов в США и Индии показали, что чем чаще менеджеры просят сотрудников поделиться своим мнением, тем реже вознаграждают их, когда те высказываются. Это деморализует людей, потративших время и силы на то, чтобы обдумать и представить идеи, которые могли помочь их командам.

Почему так происходит? Предположим, вы менеджер в компании-разработчике ПО и ваша подчиненная, Сьюзан, предложила потенциальные решение известной проблемы с продуктом. Если бы она высказалась по собственной инициативе, вы бы, скорее всего, сочли ее активным сотрудником и хорошим кандидатом на прибавку к зарплате, участие в крупном проекте или повышение. С другой стороны, если бы Сьюзан поделилась той же идеей по вашей просьбе, вы бы подумали, что она высказалась только потому, что ее попросили. В этой ситуации вы могли приписать заслугу за действия Сьюзан себе и, следовательно, в меньшей степени отметить ее вклад, хотя он в обоих случаях одинаковый.

Менеджеры легко попадаются в эту ловушку. Обычно заранее сложно сказать, насколько ценной окажется идея, и зачастую, чтобы найти несколько хороших предложений, нужно высказать массу «плохих». Руководители редко вознаграждают сотрудников исключительно за то, что те придумали что-то значимое, — они предпочитают поощрять их за инициативность.

Проблема в том, что, когда менеджеры интересуются точкой зрения сотрудников, они не учитывают, что людям, чтобы придумывать и высказывать идеи, требуются силы. Вместо того чтобы отплатить им за прилагаемые усилия, руководители, как мы видим, присваивают себе все лавры — ведь это они создали условия, в которых сотрудники смогли высказаться. Иначе говоря, предложив подчиненным рассказывать о своих задумках, менеджеры начинают считать (сознательно или нет), что их подчиненные поделились идеями только потому, что их об этом попросили, и редко вознаграждают их.

Конечно, это не означает, что руководители не должны просить команду делиться своими мыслями. Открыто обратиться к людям с такой просьбой — прекрасный способ собрать новые, инновационные идеи. Но наше исследование доказывает, что в подобных случаях менеджеры реже поощряют сотрудников за их предложения, что, возможно, отбивает у людей желание делиться своими соображениями.

Признайте свою предвзятость

Чтобы решить эту проблему, руководителям для начала следует признать, что они, возможно, склонны ставить себе в заслугу действия подчиненных. Эта идея не нова: целый ряд исследований подтверждает существование сходного представления об особой роли лидера, в силу которого положительные результаты работы команды объясняют, главным образом, действиями руководителей (а не рядовых сотрудников). Как в случае с любой предвзятостью, в качестве первого шага по ее преодолению менеджерам необходимо признать, что они склонны преуменьшать усилия сотрудников и преувеличивать собственные заслуги.

Признайте, что хорошие идеи создаются совместно

Далее менеджеры могут уменьшить влияние этой предвзятости, признав, что в команде идеи разрабатываются в процессе совместного творчества лидеров и сотрудников. Даже если руководители пытаются создать условия, благоприятные для генерирования идей — например, обеспечивают доброжелательную, инклюзивную среду и активный интерес к мнению и предложениям подчиненных, им не следует недооценивать усилия, которые люди прилагают, чтобы выразить свои мысли. Сотрудники часто тратят массу времени и сил на анализ рабочих процессов и продуктов, выявляя проблемы, обдумывая решения и описывая свои задумки в подходящей и убедительной манере. Менеджеры должны понимать: их старания привлечь предложения команды не нивелируют ценности усилий, которые люди прилагают к генерированию идей.

В конечном счете создание рабочей среды, в которой сотрудники могут открыто делиться своими мнениями и тревогами, — одна из задач руководителей. Это означает, что нужно не только вознаграждать инициативу, но и демонстрировать, что любой вклад ценится и признается — независимо от того, просили о нем или нет.

* деятельность на территории РФ запрещена