Зумеры: привлечь и удержать | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Зумеры: привлечь
и удержать

Как отбирать и нанимать молодых сотрудников — и по максимуму использовать их потенциал

Автор: Елена Логинова

Зумеры: привлечь и удержать
Фото: Steven Lelham / Unsplash

читайте также

Могут ли большие компании отказаться от инноваций?

Скотт Энтони

Что можно приобрести, теряя ценных специалистов

Корредойра Рафаэль,  Розенкопф Лори

«''Ашан'' не болеет, мы здоровы, мы просто меняемся»

Наталья Ищенко

Интеллект или мошенничество

Джон Брокман

В последние годы на рынок труда активно выходят представители поколения зумеров — люди, родившиеся в 1997—2012 годы. Они становятся движущей силой многих организаций и меняют представление о том, как надо работать. Поэтому одна из главных задач HR-специалистов и руководителей компаний — научиться по максимуму использовать потенциал молодых сотрудников.

По данным последнего дайджеста «Демографические изменения и предложение рабочей силы в регионах России», составленного экспертами НИУ ВШЭ, к 2030 году численность рабочей силы в стране сократится на 1,9 млн человек. Таковы последствия демографической ямы 1990-х, а также изменения состава и структуры населения — его старения. Уже сейчас мы наблюдаем острую конкуренцию среди работодателей за молодые и талантливые кадры: теперь не кандидаты борются за место, а компании — за новых сотрудников, в том числе зумеров. Молодое поколение, люди со своими ценностями и мышлением, способно изменить любую организацию, а нанять и удержать их — настоящий вызов для работодателей. Очевидно, это требует новых подходов и инструментов. Чтобы понять, как привлечь молодых людей, необходимо знать, что для них важно и чем они отличаются от представителей старшего поколения.

Образование и опыт

Согласно опросам последних лет, зумеры преимущественно убеждены, что значимость высшего образования преувеличена. Молодежь видит много возможностей для самообразования: онлайн-курсы, вебинары, подкасты, видео и т. д и активно использует их. И если раньше сложно было представить себе, что в крупных организациях могут работать специалисты без диплома, то сейчас рынок труда, особенно ИТ-специалистов, изменился. Высшее образование перестало быть обязательным условием зачисления на ряд должностей, и многие молодые люди начинают работать до окончания вуза.

Еще недавно карьерный путь выпускника был предопределен: устроиться в крупную компанию на низшую должность и постепенно двигаться вверх. Сейчас студенты и выпускники готовы идти в стартапы, открывать собственный бизнес, работать на фрилансе. Большинство передовых компаний идут им навстречу, предлагая удаленку или гибридный формат работы.

Многие организации также начинают понимать: необходимо менять практику подбора и найма молодых сотрудников. Для этого следует сокращать time to offer, уменьшать количество этапов отбора до минимума, отказываться от объемных тестовых заданий. В работе с кандидатами на ИТ-должности стоит придерживаться правила одного дня: если не сделать предложение сильному востребованному специалисту, его перехватят конкуренты. И, конечно, не стоит забывать: «достучаться» до зумеров и получить ответ от них быстрее и эффективнее в мессенджерах.

Сильный бренд и социальная ответственность бизнеса

При выборе работодателя зумеры пристально изучают бренд компании. Это цифровое поколение, поэтому они смотрят сайт, социальные сети компании, читают профильные форумы и отзывы. На собеседование они приходят подготовленными. Это значит, что организациям стоит уделять особое внимание формированию своего образа, работе в соцсетях и с отзывами. Не помешает сделать оригинальный и стильный welcome pack для новичков — зумеры это оценят. Молодое поколение аккумулирует много информации — и щедро делится ею. Так что, если юные сотрудники гордятся компанией, в которой работают, они будут активно ее рекомендовать и даже станут амбассадорами бренда. Они с удовольствием выложат в соцсетях свое фото в корпоративном мерче, наденут футболку с логотипом фирмы, собираясь на беговой марафон, или возьмут с собой флаг компании, если решат покорить снежную вершину.

Зумеры хотят работать в тех организациях, для которых социальная ответственность — не пустой звук. Они обращают внимание на то, поддерживает ли компания экологические инициативы, сортирует ли мусор и занимается ли благотворительностью. Молодые сотрудники с энтузиазмом откликаются на благотворительные инициативы. Они готовы объединяться, поддерживать окружающих, делиться: например, сделать счастливыми детей из малообеспеченных семей, помочь собрать их в школу, посадить деревья, помогать животным и т. д. Зумеры очень вовлеченные — подобные активности их воодушевляют.

Самореализация и развитие

Если вы хотите заинтересовать и удержать зумера, покажите ему широкие перспективы самореализации в вашей компании. Для молодых людей важен старт карьеры. Они еще немного растеряны, ищут себя, и помочь им могут стажировки, которые дают возможность попробовать себя в разных сферах. На стажировки можно смело брать не только выпускников, но и студентов второго и третьего курсов — они вернутся к вам, когда окончат вуз. Это один из инструментов построения лояльности.

Зумеры лучше других понимают, что профессия — это не на всю жизнь: в любой момент и в любом возрасте можно переобучиться, сменить специальность или освоить смежную. Они постоянно пробуют новое, боясь упустить возможности. Важно, чтобы в вашей компании были четко видны пути развития и роста, причем не только вертикального, но и в большей степени горизонтального. Зачастую уже через год юный сотрудник понимает, что готов получать дополнительные знания и менять работу. Чтобы удержать его, нужно постоянно оценивать его удовлетворенность, вовлеченность и эмоциональное состояние и предлагать ему горизонтальные переходы и новый опыт. В этом смысле хорошо работают дни открытых дверей в разных подразделениях.

Баланс работы и личной жизни

Большинство зумеров считает, что баланс работы и личной жизни превыше всего. Работа не станет для них «вторым домом». Однако если они искренне поверят в важность задачи и почувствуют сопричастность важному делу, то будут готовы к переработкам. А если цели компании окажутся им не близки, трудиться сверхурочно они не захотят.

Зумерам важны не только материальные факторы мотивации — им нужно видеть, что компания заботится о них. Поэтому уделите внимание программам well-being — молодые люди оценят заботу о своем физическом и психологическом здоровье, возможность получать различные юридические и социальные консультации и многое другое. Спорт и здоровый образ жизни в их системе координат занимают первые места: они предпочтут видеть в вендоматах полезное питание, а не шоколадные батончики, с удовольствием пробегут марафон, поучаствуют в гонке героев, велопробеге или киберспортивном турнире. Также популярностью пользуются театральные и художественные студии и клубы по интересам.

Возможность проявить себя и быть услышанным

Зумерам важно быть услышанными: если их игнорируют, это может стать одной из причин ухода из компании. Чтобы подобного не произошло, стоит использовать инструменты, которые позволят молодым сотрудникам проявить себя: участие в рабочих группах, лабораториях идей, помощь смежным подразделениям. Создайте пространство, в котором каждый сможет оставлять комментарии, делиться мнениями, голосовать за лучшие предложения. Вовлекайте зумеров в создание и тестирование новых продуктов и их названий. Признание коллег и руководителей важно для всех, в том числе для самых молодых сотрудников.

***

Зумеры во многом отличаются от миллениалов. Они зачастую не видят смысла в классическом высшем образовании и отдают предпочтение онлайн-курсам; хотят работать удаленно или в гибридном формате, иногда на несколько компаний; готовы меняться и переобучаться, не выбирая профессии на всю жизнь; могут быстро устроиться на работу и так же быстро уволиться; основным приоритетом считают самореализацию; обладают развитыми «мягкими» навыками: мышлением, коммуникативностью, адаптивностью.

Людям старшего поколения, безусловно, есть чему поучиться у юных коллег — например, быстро подстраиваться под ситуацию, быть гибкими и не бояться смотреть на мир шире. Поэтому в организациях идеально иметь баланс сотрудников разных возрастов, а задача HR-службы — помогать руководителям выстраивать команды, в которых представители разных поколений будут успешно работать и учиться друг у друга при постоянном взаимодействии.