Готовя презентацию, берите в расчет местную культуру | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Готовя презентацию, берите в расчет
местную культуру

В разных странах системы образования отличаются в том числе и благодаря философам, которые повлияли на представление об умственной жизни в целом.

Автор: Эрин Мейер

Готовя презентацию, берите в расчет местную культуру

читайте также

Демонизация как инструмент недобросовестной конкуренции

Анатолий Ермолин

Что делать, если основатели стартапов заходят слишком далеко

Какой «умный дом» на самом деле нужен людям

Райан Шенкс,  Фрэнсис Хинтерманн

Игра всей жизни, или карьера после 45

Тери Линдеберг

14 лет назад я переехала из Чикаго в Париж. К первому тренингу во Франции я тщательно готовилась, подыскивала наиболее убедительные способы презентации. Я перебирала основные пункты своего выступления и предвкушала, какие посыплются вопросы.

Я начала тренинг так, как привыкла проводить за многие годы вполне успешной работы в Штатах: сразу быка за рога, описываю стратегию, привожу практические примеры — и двигаюсь дальше.

Но группа реагировала как-то странно, и вот уже взметнулась рука: «Как вы пришли к этим выводам? Вы вкладываете нам в руки инструменты и рекомендуете определенные действия, а мы пока не услышали, какими методами пользовались вы сами. Скольких людей опросили? Какие задавали вопросы?» И тут же присоединился другой голос: «Будьте добры, поясните методологию, которую вы применили для анализа данных и каким образом вы получили этот результат».

Реплики казались мне неуместными, даже нахальными. «По какому праву эти люди отказывают мне в доверии?» — внутренне возмутилась я. Ведь я предоставляю им практический, интересный, годный в дело материал. А они задают теоретические вопросы, да такие, что, если я примусь отвечать на них обстоятельно, вся группа уснет. Так что я просто сообщила, что мои рекомендации опираются на вполне надежную методологию и на тщательно проведенные исследования, а детали я готова обсудить в перерыве. И я вернулась к выводам, инструментарию и практическим примерам. Но только презентация моя после этого, мягко говоря, пошла наперекосяк.

Читайте материал по теме: 4 правила эффективной презентации

Я наткнулась на принцип «сперва объяснения, и лишь потом выводы» (по-научному говоря, дедуктивный метод). Он требует, чтобы практическим выводам предшествовали общие положения, концепции. Люди из концептуально ориентированных культур (это Франция, Испания, Германия, Россия и так далее, список далеко не полный) предпочитают разобраться в причинах и целях, прежде чем перейти к действию.

Но я-то американка, и для меня всю жизнь применение принципа было важнее теоретических объяснений (то есть у нас дедуктивная культура и мы выводим общие заключения из тех паттернов, которые складываются в результате наблюдений за реальной жизнью). Дедуктивные культуры не столько озабочены вопросом «почему», сколько вопросом «как». Позднее, вникая в различия между культурами, которые отражаются, между прочим, и на способах влиять и убеждать, я наслушалась рассказов о том, как европейцы воспринимают американский способ подачи информации.

Йенс Хуперт — немец, проживший много лет в США, рассказал мне о том, как он пережил опыт, обратный моему. «В США, выступая перед коллегами, я начинал с объяснения теории, из которой собирался делать выводы — точно так же, как я делал это в Германии. Я определял параметры, перечислял основные данные, описывал методологию, объяснял ход рассуждений». Йенс был потрясен, услышав от начальника-американца: «В следующий раз переходите сразу к делу. Они перестали слушать прежде, чем ты добрался до сути!» Хуперт был уверен: «Нельзя делать выводы, не обозначив сперва четкие границы».

Читайте материал по теме: Данные не говорят сами за себя

Большинство людей способны воспринимать и выстраивать обе линии презентации, индуктивную и дедуктивную, но привычный нам ход рассуждения в значительной мере определяется принятой в данной культуре структурой преподнесения информации и преподавания.

В разных странах системы образования отличаются в том числе и благодаря философам, которые повлияли на представление об умственной жизни в целом. Хотя считается, что первым идею преподавания, ориентированного на практические знания, выдвинул древнегреческий философ Аристотель, популяризаторами этого метода стали английские мыслители Роджер Бэкон в XIII веке и Фрэнсис Бэкон в XVI веке. Общие выводы были получены из прямых наблюдений за феноменами реального мира.

Например, если бы вы каждый год приезжали ко мне в Миннесоту в январе и отмечали низкую температуру, вы бы пришли к выводу, что зима в наших краях обычно суровая. Из наблюдений за окружающим миром вы бы сделали достаточно общий вывод. Американцы с их склонностью быстро осваивать новые рубежи подхватили философию англичанина Фрэнсиса Бэкона и теперь проявляют еще большую, чем англичане, склонность к дедукции.

В Европе же философия развивалась главным образом под влиянием метода «сначала принципы». В XVII веке француз Рене Декарт полностью систематизировал такой метод мышления: сначала ученый формулирует гипотезу, а затем ищет доказательства или опровержения.

Читайте материал по теме: 5 советов для выступающих без подготовки

Возьмем, например, общий принцип: «Все люди смертны». Затем конкретное: «Джастин Бибер — человек». И переходим от общего к частному: «Однажды Джастин Бибер умрет». Так от общего принципа мы приходим к практическому выводу. В XIX веке немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель предложил диалектическую модель дедукции, которая и царит с тех пор в странах с романскими и германскими языками. Гегелевская диалектика начинается с тезиса, то есть основного довода, ему противопоставляется антитезис, контрдовод, и из этого противопоставления рождается синтез.

В какой бы стране вы ни выросли и к какой бы ни привыкли культуре, всегда нужно приспосабливать стиль выступления к аудитории. Вот несколько советов для подготовки выступления перед людьми, которые могут принадлежать к другой культуре.

Работая с людьми, ориентирующимися на практическую деятельность:

  • Презентация: Придайте аргументам убедительность, сразу перейдя к сути дела. Приведите конкретные примеры, передайте инструменты для дальнейшей работы и переходите к следующему этапу. Стоящей за вашими доводами теории или концепции время уделяйте по минимуму. И не готовьтесь к затяжной теоретической дискуссии.
  • Чтобы убедить: Приводите практические примеры того, как это работает в других ситуациях.
  • Инструктаж: Важнее не почему, а как.

Читайте материал по теме: 7 правил успешных рассказчиков

Работая с людьми, ориентирующимися на принципы:

  • Презентация: Придайте аргументам убедительность, разъясняя и подкрепляя лежащую в их основе концепцию, и только потом переходите к примерам и выводам. Тренинг может затянуться.
  • Чтобы убедить: Разъясните основные принципы и пригласите всех поучаствовать в дискуссии.
  • Инструктаж: важнее не как, а почему.

Теперь мне приходится часто выступать перед различными группами как в Европе, так и в Северной и в Южной Америке. Я изо всех сил приспосабливаюсь к аудитории, а не рассчитываю, что весь мир должен привыкнуть мыслить так же, как я.

Выступая перед жителями Нью-Йорка, я потрачу не больше минуты, поясняя, как проводилось исследование, но попав в Москву, я тщательно все изложу, определю параметры и данные и, прежде чем перейти к выводам, открою дискуссию. Если этого не сделать, люди знаете, что подумают? «Эта женщина считает нас идиотами. Думает, что мы все принимаем на веру — вот что».

Хотите увлечь аудиторию, хотите учить, убеждать, вести за собой — тогда следите не только за тем, что вы говорите, но и как. Очень многое зависит от структуры и последовательности изложения — это важно и для вас, и для американцев, и для французов, и для русских — для всех.

Читайте по теме: