Сможет ли Nokia снова возродиться из пепла? | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Сможет ли Nokia снова возродиться
из пепла?

Руководство компании проглядело потенциал бизнеса смартфонов, с их соблазном «интернета в кармане».

Автор: Рита Гюнтер Макграт

Сможет ли Nokia снова возродиться из пепла?

читайте также

Как сделать крутую презентацию

Крис Андерсон

Золотое правило стратегии

Умар Хак

Горе от ума

Хит Дэн,  Хит Чип

Вредные связи

Андрей Шипилов,  Жюльен Клеман,  Шарль Галюник

Компания Nokia, которая сейчас специализируется на телекоммуникационных сетях, достигла небывалого мастерства в корпоративных изменениях. Основанная в 1865 году как завод по производству бумаги, она стала акционерным обществом в 1868 году. За несколько последующих десятилетей Nokia разрасталась в разных, поражающих воображение направлениях.

Компания часто запускала новые виды продукции — во многом благодаря поглощениям. Так в один момент своей истории она производила резиновые калоши, шины, телефонные и электрические провода и даже продукцию для дома — например, туалетную бумагу (я видела ее собственными глазами). Но пережить свой первый кризис Nokia смогла благодаря производству электроэнергии. После Первой мировой войны ей грозило банкротство, и Nokia купил ее крупный клиент, компания Finnish Rubber Works, которая боялась утратить доступ к поставкам электроэнергии (вот откуда калоши).

В течение следующих десятилетий Nokia была промышленным конгломератом с разными отделениями, работающими автономно и собравшимися под одной крышей случайно (в самом деле, трудно уяснить для себя связь между обувью, противогазами и станками). Исследуя новые возможности, компания начала инвестировать в предшествовавшие сотовой связи мобильные рации и другие компоненты зарождающегося рынка мобильной связи.

К концу 1980-х — началу 1990-х гигант Nokia, переживший диверсификацию, снова оказался в тяжелом положении, в немалой степени из-за случившей в Финляндии рецессии, которая угрожала самому существованию корпорации. Друзья рассказывали мне, что компанию пытались продать конкуренту — корпорации Ericsson, однако безуспешно.

В 1992 году новый гендиректор Йорма Оллила и его команда приняли решение, которое уже стало легендарным для ее возрождения из пепла. Они поставили все на зарождающийся рынок телекоммуникаций. Компания (наконец-то) продала свои бумажные комбинаты, значительно сократила бизнес потребительской электроники, а в течение некольких последующих лет продала свои «дочки», занимающиеся выработкой электроэнергии, телевидением, шинами и кабелями. Концентрация всех усилий на обеспечении лидирующего положения в быстрорастущем сегменте рынка в мировом масштабе принесло впечатляющие результаты: Nokia продержалась на первом месте в категории мобильных телефонов в течение всех девяностых.

Читайте материал по теме: Компании Sears не впервой оправляться от поражений

Интересно, что (как рассказал мне позднее член исполнительного совета) выбор сделать ставку на мобильные телефоны был гораздо проще, чем последующие решения — в тот период, когда фирма уже достигла успеха на рынке. «В тот момент у нас практически не было нормальных вариантов, поэтому для нас было проще простого агрессивно выйти на рынок мобильных телефонов», — признался он.

Разумеется, все мы знаем, что случилось дальше. Несмотря на потрясающие результаты, которым позавидует не один корпоративный бонза (глобальная доля рынка в 41%? Невероятно!), руководство компании проглядело потенциал бизнеса смартфонов, с их соблазном «интернета в кармане». Они вовремя не вывели на рынок наладонник (который, по иронии судьбы, они на самом деле разработали) и, что еще хуже, соединили бизнес мобильных телефонов и смартфонов под одной «крышей». Последующие события знакомы каждому, кто изучал менеджмент: зрелый бизнес подмял под себя новый зарождающийся. В результате, когда конкуренты вроде Apple и Samsung стремительно завоевывали мир с помощью своих смартфонов, Nokia никак не могла за ними поспеть.

Читайте материал по теме: Каким образом Apple тянет вперед всю отрасль

После неудачных попыток возродить былую славу организация снова приняла жизненно важное решение, продав весь свой бизнес мобильных телефонов корпорации Microsoft, в недрах которой ее ПО и бренд теперь обречены на исчезновение. У Nokia на руках осталось три бизнеса — сетевой, который обслуживает многих мировых лидеров телекоммуникаций; картографический и Nokia technologies, который (ко всеобщему удивлению) снова тихой сапой отвоевывает себе местечко в сфере потребительской электроники с планшетником на основе Android для китайского рынка.

Но подумать только, что, похоже, мы скоро снова увидим легендарную способность этой корпорации к перерождению! Новости о том, что Nokia размышляет о приобретении Alcatel-Lucent, могут говорить о развитии именно в этом направлении. Вместе эти компании могли бы стать тяжеловесами, способными противостоять Ericcson и китайской Huawei. К тому же взаимное дополнение разработанных Nokia и Alcatel-Lucent технологий позволило бы им заполнить пробелы в портфолио. Следовательно, получившаяся структура может стать ключевым игроком в самых быстрорастущих сегментах техномира, таких как стриминг по запросу и облачные сервисы. Информация о возможном превращении телекоммуникационного бизнеса в основной интерес компании подтверждается и недавними слухами о вероятной продаже картографического «крыла».

Этот сценарий нам уже знаком. Выбрать точку приложения усилий, в идеале такую, которая будет быстро расти. Выяснить, как обеспечить нужный масштаб и качества, необходимые для успеха. Продать бизнесы, отвлекающие от основного вида деятельности. Быть готовым на непростые решения. Возможно, история снова повторится.

Читайте по теме: