Четыре мифа о гигономике | Большие Идеи

・ Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Четыре мифа
о гигономике

Что нужно знать о гигономике

Автор: Дэвид Джолли

Четыре мифа о гигономике
Фото: Thought Catalog / Unsplash

читайте также

«В индустрии идей спрос почти никогда не виден напрямую»

Артур Брукс

Бот в помощь: как новые технологии могут изменить здравоохранение

Дэвид А. Аш,  Марк Л. Бергер,  Шон Николсон

Три принципа успешного управления проектами

Эрик Найт

Зачем нам такой диплом?

Евгения Чернозатонская

Каждый день появляется все больше новостей о так называемой «гигономике» — экономике свободного заработка, в рамках которой люди могут посвящать своей трудовой занятости как полный, так и неполный рабочий день, но при этом становятся не сотрудниками с соцпакетом, а независимыми подрядчиками. 10 сентября генеральный директор Uber Дара Хосровшахи с гордостью заявил, что «не всякий бренд становится именем нарицательным». На той же неделе Upwork, платформа для найма фрилансеров, подала заявку на IPO. Аналогично поступила и компания Fiverr, которую называют «фриланс-биржей для lean-предпринимателей». Действительно, гигономика не только сделала миллионы американцев свободными подрядчиками, но и дала самым успешным предпринимателям инструменты для еще более стремительного роста. Теперь быстро развивающийся стартап может обеспечивать себя кадрами по мере необходимости и отдавать на аутсорсинг рутинные задачи вроде ведения бухгалтерии, оставаясь при этом гибким. Занимаясь в EY поддержкой креативных и успешных стартапов, я вижу, как предприниматели применяют этот подход в своей работе.

Однако вокруг гигономики образовалось огромное количество мифов. Она растет, но далеко не так быстро, как может показаться, и принимает не те формы, которые от нее ждут. Возможно, гигономика даже больше подходит зрелым руководителям, а не вчерашним выпускникам. Вот несколько мифов, которые стоит развеять.

Миф №1: миллениалам нравится гибкая форма занятости. Бытует мнение, что поколение миллениалов — тех, кто родился между 1981 и 1996 годами — обожает неполный рабочий день и предпочитает фриланс. Однако недавнее исследование, проведенное EY, говорит о том, что в реальности все гораздо сложнее. 60% миллениалов остались за бортом гигономики, и только 24% зарабатывают на жизнь таким способом. Согласно нашим данным, процент миллениалов с полной занятостью резко вырос с 45% в 2016 году до 66% в 2018. С одной стороны, это говорит о том, что экономика растет, и на рынке появляется все больше позиций с полной занятостью. С другой стороны, это показывает, что поколение миллениалов стремится иметь то же, что и их родители: стабильную работу, понятный карьерный путь и преимущества вроде медицинского страхования и оплачиваемого отпуска.

Миф №2: рано или поздно мы все станем независимыми подрядчиками. Размер гигономики и скорость ее роста порой кажутся сильно преувеличенными. Текущая статистика, как и прогнозы роста, неоднозначны. Еще в 2013 году в одном известном исследовании был озвучен прогноз, что к 2020 году — то есть всего через год с небольшим — 40% рабочей силы перейдут к формату гибкой занятости (в их число войдут подрядчики, временные сотрудники и фрилансеры). Но вот факты: по самым оптимистичным оценкам Gig Economy Data Hub, совместного проекта Института трудовых отношений Корнеллского университета и Института Аспена, число участников гигономики в настоящий момент составляет всего 30%. Конечно, это немало, и этот показатель постоянно растет, но все же не стоит думать, что привычный порядок вещей так скоро изменится. Только 10% работников полностью полагаются на проекты, связанные с гибкой формой занятости. А число подрядчиков, предоставляющих свои услуги с помощью сервисов вроде Lyft и Task Rabbit, и того меньше. На самом деле, по данным за сентябрь 2018 года, менее 1% работников используют онлайн-платформы для активного заработка. Большинство находит подработку старомодными способами, а не с помощью цифровых инструментов.

Миф №3: работодатели предпочитают гигономику. По результатам ежегодного глобального опроса руководителей среднего бизнеса за 2018 год EY Growth Barometer, мы обнаружили, что количество сотрудников с частичной занятостью и фрилансеров несколько уменьшилось. Большинство компаний по-прежнему предпочитают нанимать людей на полную ставку, так как это дает много преимуществ: лояльность, сохранение знаний, институциональную память, возможность переманить лучшие кадры у конкурентов. Во многих случаях сотрудник становится неотъемлемой частью команды и нуждается в контроле и руководстве. Вот почему так много известных мне предпринимателей по возможности поддерживают гигономику, но продолжают нанимать лучших сотрудников на полный рабочий день. Организации, в основе которых лежат принципы гигономики, не могут передавать корпоративную культуру в традиционном смысле. Профессор делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса Дэниел Куинн Милс считает, что несмотря на пользу, которую гигономика может принести компаниям, и ее потенциал, этот формат подойдет не каждому бизнесу. «Вы окружены людьми, но не можете контролировать их деятельность, вам остается только результат их работы», — объясняет Миллс.

Миф №4: гигономика не приносит удовлетворения занятым в ней. Существует мнение, что работа, предполагающая разовую занятость, — путь в никуда. Это не так. Рассмотрим пример Джоди Гринстоун Миллер, у которой была потрясающая карьера — от работы в Белом доме до компании Walt Disney. Миллер, в прошлом адвокат, а ныне предприниматель, стала сооснователем и генеральным директором компании Business Talent Group (BTG), которая объединяет лучшие кадры и проводит высококлассную экспертизу в таких областях, как финансы, производство, слияния и поглощения в компаниях вроде Pfizer, Kraft и MasterCard. В одном из интервью Миллер отметила, что ее ключевые кадры хотят «сами выбирать клиентов и проекты». Это соответствует выводам, к которым пришли и мы. На глобальном уровне, согласно EY Growth Barometer 2018, для американских компаний нехватка квалифицированного персонала становится гораздо большей проблемой, чем для организаций в других странах. 25% респондентов в США считают это проблемой для роста, в то время как в остальном мире этим обеспокоены лишь 10%. Уровень безработицы в США находится на рекордно низком уровне за последние 40 лет, однако спрос на квалифицированные кадры явно превышает предложение.

Автор книги Navigating the Talent Shift Лиза Хаффорд давно работает с людьми, занятыми в гигономике. Она отмечает, что, несмотря на недостатки, такая форма занятости может помочь стартапам обеспечить себя квалифицированной рабочей силой по более низкой цене, а зрелым компаниям — вырасти. Гигономика может также оказаться спасением для бэби-бумеров и поколения X. «Мы росли во времена, когда было не так много вариантов для трудоустройства, но посмотрите, какой выбор есть теперь», — сказала в одном из интервью Хаффорд, сама представляющая поколение X. По ее словам, людей, которые росли в других условиях, гигономика может буквально ошеломить. «Мне нравится помогать людям совершать этот переход. Они вдруг понимают, что обладают многими востребованными навыками и что они сами могут выбирать, как и с кем работать, — отмечает Хаффорд. — Это здорово».

Об авторе. Дэвид Джолли (David Jolley) — руководитель направления растущих рынков в консалтинговой компании EY.