Правило №5. Изменения требуют точных расчетов | Большие Идеи

・ Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Правило №5. Изменения требуют
точных расчетов

ххххх

Правило №5. Изменения требуют точных расчетов

читайте также

Как принимать решения, когда ничего не понятно

Алексей Белков

Уже два года!

Елена Евграфова

Новый облик промышленного гиганта

О’Брайен Луиза,  Стюарт Томас

Откажитесь от старых дел

Элизабет Грейс Сондерс

Формула расчета изменений такова: перемены происходят, когда цена сохранения текущего положения вещей начинает превышать риски, связанные с изменениями.

C(SQ)>R(C)

С этой формулой я впервые познакомился осенью 1970 года, едва окончив колледж Амхерст. Сразу после выпуска я забросил вещи на заднее сиденье своего синего «Мустанга» и, проехав через всю Америку, прибыл в штат Орегон, в город Портленд.

Обычным пасмурным портлендским днем я пересек Стальной мост, отыскал место для парковки в центре города, вышел из машины и подумал: «Ну вот я и прибыл, хотя пока и неясно зачем».

Тогда я еще не знал, что приехал в Портленд как раз в тот момент, когда решалось будущее этого города. Не знал я и того, что последующие десять лет мне предстоит работать здесь вместе с молодым мэром, его увлеченной командой единомышленников и многочисленными местными активистами, и что наша деятельность поможет превратить Портленд в самый прогрессивный и удобный для жизни город Америки.

Осенью 1970 года Портленд был совсем не таким.

В то время он считался настоящей глушью – и всех это устраивало. Сан-Франциско мог гордиться своей утонченной изысканностью, Сиэттл – бурным ростом, которым он был обязан расположившейся здесь компании «Боинг». Портленд же в 1970 году, казалось, застрял где-то в 50-х. «Потрясти костями» – то есть прокатиться взад-вперед на спортивной машине по жалкому местному аналогу Бродвея – было лучшим из развлечений для пятничного вечера. Город деревообрабатывающих комбинатов и лесопилок, Портленд выглядел грязным и неприглядным: районы трущоб с пьяными бездомными на улицах, полуразрушенные ночлежки… Был в городе и свой деловой центр, однако большинство офисных зданий выглядели старыми и обшарпанными. Городские власти под стать деловому центру: в 1970-м средний возраст сотрудников мэрии перевалил за 70.

Все это было ясно даже новичкам вроде меня.

С чем ясности было куда меньше, так это с планом развития города, начертанным тогдашним руководством, в особенности – с разветвленной дорожной системой, именовавшейся «Планом развития городской транспортной сети». Вскоре после окончания Второй мировой войны Портленд пригласил знаменитого нью-йоркского архитектора Роберта Мозеса, заказав ему разработку этого самого плана развития. Мозес спланировал для Портленда то, что он уже сделал для Нью-Йорка: беспорядочно расползающуюся во все стороны сетку дорог, прорезающих тут и там жилые районы города. Если бы город решился воплотить в жизнь план Мозеса, каждый десятый дом либо пришлось бы снести, чтобы освободить место для строящейся магистрали, либо он оказался бы стоящим вплотную к оживленной трассе. По сути, эта концепция превращала Портленд в миниатюрный Лос-Анджелес. Жилым районам предстояло смириться с потоками автомобилей, проносящихся днем и ночью. Многие семьи ожидал переезд в пригороды. Разрастание города должно было полностью изменить облик всего региона. А самому Портленду было уготовано стать белым пятном на карте округа, городом бедняков, стариков и молодежи, которым переезд в пригороды окажется не по карману.

Такова была ситуация. Однако в этот момент на сцене появился молодой и обаятельный Нил Голдсмит, бывший адвокат, сумевший полностью ее изменить.

Нил был истинным уроженцем Орегона. Он вырос в Юджине, окончил Университет Орегона, где был избран президентом студенческого союза, и поступил на юридический факультет в Беркли. Нил участвовал в акции «Лето свободы», проводившейся в рамках движения за права человека в штате Миссисипи и посвященной регистрации чернокожих избирателей штата. Вернувшись в Портленд, он работал в адвокатском бюро. Когда ему исполнилось 27, выставил свою кандидатуру на выборах в городской совет – и победил, став единственным представителем молодежи на этом собрании старейшин.

Еще будучи кандидатом, Нил активно критиковал стиль работы городского совета, который принимал свои решения келейно, при закрытых дверях, и лишь потом представлял уже, по сути, готовую резолюцию на якобы публичных слушаниях. Он критиковал существующую систему городского планирования, не учитывавшую нужд горожан. Но активнее всего обрушивался с критикой на готовое вот-вот начаться строительство первой гигантской автострады, предусмотренной грандиозным транспортным планом Мозеса.

Став членом городского совета, Голдсмит обратился к мэру с просьбой дать ему контроль над городским планированием. Вместо этого мэр поручил ему заботу о службе отлова бездомных животных.

Через год Нил выставил свою кандидатуру на выборах мэра. На обложке его агитационной брошюры для избирателей была напечатана цитата из программной речи: «В нашем городе нам есть что любить, есть о чем заботиться и есть что терять. Не оставайся в стороне!» Вся кампания Нила напоминала урок математики.

Какова стоимость сохранения текущего положения дел?

Какие риски возникают при проведении изменений?

Как выяснилось, с учетом предстоящего строительства суперавтострады, стоимость сохранения существующего курса мэрии была чрезмерно высока: предполагался снос целых жилых кварталов, загрязнение воздуха, направление дополнительных транспортных потоков в центр города, и без того перегруженный автомобилями. И все – для того, чтобы построить автостраду, которая будет парализована пробками с момента ввода в строй, – именно так гласили результаты экспертизы, изучавшей воздействие предстоящей стройки на окружающую среду. Иными словами, ценой сохранения курса должно было стать разрушение того Портленда, который знали и любили его жители.

Что касается рисков, связанных с изменениями, – все они были воплощены в фигуре Нила Голдсмита. Голдсмит говорил очень быстро: политические оппоненты, насмехаясь над его манерой выступать, называли ее «сплошное тра-та-та». Нил был очень молод, он всегда спешил – эти факторы были рискованны сами по себе. В некоторых районах города жители с неодобрением обсуждали его еврейское происхождение.

Впрочем, выборы дают избирателям возможность самим произвести все необходимые вычисления. В конце концов, жители Портленда решили, что риск, связанный с грядущими переменами, им кажется менее опасным, чем сохранение прежнего курса. В день выборов избиратели отдали свои голоса за Нила Голдсмита, ставшего самым молодым в истории США мэром крупного города.

Если теперь вам доведется попасть в Портленд, обратите внимание на линии скоростного трамвая, построенные вместо запланированных автострад. Посетите оживленный деловой центр города, взгляните на пригороды с их прекрасной экологией. Вы увидите, что жители Портленда сумели правильно решить математическую задачку о необходимости перемен. Сохранение прежнего порядка вещей обошлось бы им гораздо дороже, чем все эти рискованные изменения.

Что же из этого следует?

Этот урок я получил больше тридцати лет назад. С тех пор принимал участие во множестве попыток провести реформы как в государственном управлении, так и в бизнесе. О многих таких попытках мне потом приходилось писать. Как правило, в роли реформаторов выступали люди, глубоко убежденные в своей правоте, уверенные, что они совершают благое дело, и готовые пожертвовать собственной карьерой во имя победы. При этом в большинстве случаев реформаторы проигрывали, а их карьера на этом заканчивалась.

Это несправедливо. Но в большинстве случаев именно так и происходит. Почему?

Потому что убежденности в собственной правоте недостаточно. Ведь противник, в свою очередь, тоже верит, что он прав. Если вы, к примеру, мечтаете продавить проведение реформ в корпорации и пытаетесь убедить генерального директора стать вашим сторонником лишь потому, что «правда на вашей стороне», вы тратите время впустую. Если вы сводите дискуссию о реформах лишь к своему противостоянию с оппонентом и предлагаете руководству сделать выбор между вами, утверждая, что готовы поставить на карту свою карьеру, – можете начинать паковать вещи. Вас просто-напросто начнут воспринимать как агрессивного фанатика, а отсюда лишь шаг до участи мученика.

Если же вы действительно хотите победить, а не положить вашу жизнь на алтарь идеи, стоит усвоить методики и тактические приемы, которые помогут изменить ситуацию в вашу пользу.

Во-первых, вы должны ясно представлять себе, что предстоит долгая борьба – не стоит сразу ставить на карту свою карьеру в надежде на молниеносную победу. Неважно, стремитесь ли вы убедить руководство принять новый курс развития, изменить методику работы отдела маркетинга или внедрить новейшую стратегию найма сотрудников, дабы привлечь в компанию новые таланты, – в любом случае, если вы собираетесь бороться, для этого вам, как минимум, необходимо сохранить за собой рабочее место. Реформы, как правило, проходят в соответствии с поговоркой: дело не закончено, пока оно не закончено, и даже после завершения оно еще не совсем закончено. В политике и бизнесе вокруг реформ происходят похожие баталии, поэтому, чтобы участвовать в процессе от начала до конца и обеспечить себе долгосрочную победу, нужно оставаться на посту.

Во-вторых, следует знать терминологию и систему аргументации оппонентов лучше, чем знают их они сами. Когда мы занимались реформированием транспортной системы Портленда, нам потребовались гораздо более весомые аргументы, нежели апелляции к состоянию окружающей среды. Мы должны были говорить на профессиональные темы с инженерами-транспортниками. Нам приходилось доказывать, что автострада не только ухудшит обстановку в жилых районах и будет загрязнять воздух, но и не поможет решить транспортные проблемы. Именно наше утверждение, что автострада будет парализована пробками сразу после ввода в строй, оказалось в конечном итоге тем аргументом, который наши оппоненты не смогли опровергнуть.

Непременно научитесь приводить экономические аргументы, если вы еще не овладели этим умением. Как правило, обе противоборствующие стороны принимают в расчет стоимость тех или иных мероприятий. Доказательства того, что ваше решение обойдется дешевле, и при этом окажется более эффективным, сделают ваши выкладки гораздо более убедительными.

В-третьих, запомните: недостаточно критиковать подход, который вы считаете негодным; наряду с критикой следует предлагать нечто лучшее. Это особенно важно, если вы пытаетесь убедить руководство или ваших избирателей, что существующее положение вещей требуется изменить. Профессиональные политики знают: любые предложения лучше, чем отсутствие предложений. Если вам нечего предложить, сторонники сохранения устоявшегося порядка, будь он сколь угодно неприятным и неэффективным, обязательно победят. Сдерживайте свое недовольство до тех пор, пока досконально не проработаете свое альтернативное предложение, включая аргументы в его защиту, детальное описание, экономическое обоснование и все необходимые расчеты.

И, наконец, позаботьтесь о приобретении сторонников. Слишком часто меняя союзников, вы рискуете загнать себя в угол и остаться там в одиночестве вместе со всеми своими доводами. В то же время искреннее и творческое стремление к переменам способно поколебать устоявшиеся взгляды и разрушить старые союзы. Если вы правильно произвели все расчеты, показали, во что обходится поддержание нынешнего порядка вещей и как можно снизить риски, связанные с изменениями, вы, вполне возможно, сумеете привлечь на свою сторону неожиданных союзников из числа людей, которых вы полагали «слишком консервативными» и «боящимися риска». Очаруйте их своей логикой. Объясните, что предлагаемое вами решение соответствует их консервативным взглядам, потому что оно рационально, помогает сэкономить средства и исключает любые неожиданности. Убедите их, что изменения на самом деле – наименее рискованный и реальный вариант развития событий.

Научиться искусству перемен означает, прежде всего, научиться их просчитывать. Правильно организованные изменения – это не столько абстрактное искусство, сколько вполне конкретная научная дисциплина.