Религия для деловых людей | Большие Идеи

・ Экономика

Религия для
деловых людей

В становлении российского капитализма огромную роль сыграли староверы.

Автор: Русанов Василий

Религия для деловых людей

читайте также

XXI век может стать веком семейного бизнеса

Джош Бэрон

Что сильные руководители делают каждый день

Райан Фуллер

Да здравствуют ограничения! Беседа со специалистом по этикету Джудит Мартин

Как сформировать эффективный совет директоров

Правда ли, что, подобно протестантизму эпохи индустриальной революции в западных странах, старообрядчество подняло российскую экономику в XIX веке?

Холодные и ветреные улицы Санкт-Петербурга, хотя 
и больше походили на европейские, не стали колыбелью русского капитализма. Когда в первой половине XIX века в стране началась индустриализация, дела велись преимущественно в первопрестольной. В Москве появились фабриканты, немалая часть которых принадлежала к Рогожской и Преображенской общинам — по названиям старообрядческих кладбищ. Староверов не случайно числили по кладбищам — власти то запрещали, то разрешали их молельные дома, а кладбища остались нетронутыми по сей день. Притесняли их не только в вопросах веры, но и экономически: облагали двойной податью, аннулировали их завещания, сделаные в пользу общины, всячески усложняли их вступление в купеческие гильдии.

Несмотря на гонения, успехи староверов в промышленности были впечатляющими — пишет экономист Данила Расков в книге «Экономические институты старообрядчества». 34% бумаготкацкой промышленности и 45% шерстоткацкой промышленности Московской губернии в 1860-е гг. находились в руках староверческих семей, что в разы превышало их долю в населении. Тот же самый эффект в Петербурге: среди купцов доля раскольников более, чем в четыре раза выше их доли в населении в целом. Савва Морозов, откупившийся от помещика Шереметьева в 1820 году, стал основателем целой династии предпринимателей, которые владели самыми крупными текстильными фабриками России. Терентий Кузнецов, тоже выходец из крестьян, основал в России Гжельский промысел, и к концу XIX века его потомки контролировали ­почти половину производства фарфора в России. Купцы Рябушинские, помимо хлопка, включились в нефтедобычу и даже успели до революции попытаться производить автомобили.

Расков замечает, что староверы — далеко не единственное успешное религиозное меньшинство: например, торговлей алмазами в США и Голландии до сих пор заправляют ортодоксальные евреи, известные тем, что свои миллионные сделки скрепляют не договором, а простым рукопожатием и пожеланием удачи партнеру.

Экономисты давно заметили, что гонимые или просто маргинальные группы преуспевают в бизнесе, особенно торговом. «Эффект меньшинства» приводит к более высокому доверию внутри группы. Среди своих — по религии, происхождению или даже национальности — договоры не прописывают детально, не тратят деньги на юристов, продумывающих все варианты последствий. Даже если другая сторона нарушила договор, вовсе не обязательно идти в суд для выяснения отношений. Если не хватает денег или товара, не нужно занимать средства или организовывать экстренную ­поставку — никто ведь не ­подозревает, что ты скроешься и забудешь о долге.

Преимущества гонимой группы не только в отношениях между предпринимателями, но и между хозяином 
и работником. В сплоченных меньшинствах нет необходимости особо пристально проверять работника при найме и на работе: он выкладывается ради общины, зная, что та поддержит его в трудную минуту.

Однако все успехи старообрядцев вряд ли объясняются только эффектом сплоченности гонимой группы. В тогдашней многоукладной экономике им удается создать свои весьма прогрессивные институты. Расков задается вопросом: насколько повседневная и деловая этика старообрядцев сближает их с представителями другой конфессии — протестантизма, который, согласно Максу Веберу, явился важным фактором индустриального скачка Западной Европы.

Русский философ Сергей Булгаков отметил сходство между старообрядцами и протестантами почти сразу после выхода работ Вебера: и тех, 
и других сама религия подталкивала 
к активным действиям. Парадоксально, но уверенность староверов в скором конце греховного мира не привела их к изоляции, а, наоборот, заставила активно заниматься предпринимательством. Как у протестантов прибыльное дело служит знаком благосклонности Бога, так и у староверов осознание того, что они — последние истинные христиане, возлагает ответственность и требует успешности.

Деловая хватка староверов проявилась очень рано. Когда Петр I начал строить Петербург, сбежавшие на север раскольники быстро сообразили, что цены на продовольствие в новой столице будут высокими, и организовали сложную цепочку поставок из Поволжья. Расков описывает, как они создали настоящую «агентурную сеть» — для перевозки товаров староверы в разных городах часто действовали под чужими именами и представлялись приказчиками иностранцев. И это в среде людей, которые вот-вот ожидали, что свершится второе пришествие!

Общины организовали принятие решений и регулировали внутренние отношения. Существенные вопросы решались коллективно: чтобы сделать что-то важное (например, в закупках), необходимо было договориться. Тем самым староверы избегали рисков, ведь решения, принятые группой в обсуждении, обычно более взвешенные, чем индивидуальные.

Общины старообрядцев создали еще один институт, который помог их быстрому развитию: систему беспроцентного кредита для своих. Вопрос, допустимо ли выдавать деньги под процент, остро ставили и христианство, и ислам: последний до сих пор запрещает ростовщичество (мусульманские банки обязаны проявить некоторое участие в проекте, который финансируют, то есть принять на себя часть рисков). В христианстве также существовал запрет на взимание процентов — правда, и в православии, и в католичестве он был в основном номинальным. Старообрядцы же, возвращаясь к истокам христианства, считали недопустимым выдавать единоверцам деньги под проценты. Это создало крепкую систему социальной поддержки и одновременно предоставило фонды для начинающих купцов: община помогала бывшим крестьянам откупиться от помещиков и давала стартовый капитал.

В начале XIX века финансовые рынки России были развиты очень слабо из-за попыток государства ограничить ставки — во многом под влиянием официальной церкви. А вот староверы могли закупать передовое европейское оборудование, занимая у своих. Протекционистские ограничения (запрет на ввоз готовых тканей) создал смекалистым предпринимателям рынок — и они этим воспользовались.

«В каком-то смысле гонения помогли раскрыться в старообрядчестве модернизационному потенциалу православия», — пишет Расков. В их среде развились качества, в нехватке которых традиционно обвиняют русское общество: независимость от государства — ведь оно, поддерживая официальную веру, потакает Антихристу; взвешенность в решениях и ответственность ввиду скорого конца света; личную ответственность и сплоченность группы.

Они сумели, насколько возможно, выстроить отношения с государством, делая крупные благотворительные пожертвования, и все же, оставаясь маргиналами, не смогли удержать гос­подство в экономике. Им не удалось разрешить вечного конфликта между моралью и ведением бизнеса, который так удачно преодолело протестантство.

Внутри староверских общин беспроцентный кредит стал нормой — однако Расков описывает многочисленные споры, раздирающие общины относительно допустимости выдачи кредитов внешним лицам.

В конце XIX века начавшаяся 
в Москве волна индустриализации переместилась в Петербург, где развитие шло от госзаказов. С богатейшими родами Морозовых и Рябушинских уже конкурируют Нобели, Гинцбурги и Кнопы. Строить железные дороги, добывать полезные ископаемые и привлекать капитал через банки и биржи иностранцам оказалось легче, и государство сделало ставку на них, а не на миллионеров-староверов. Оказавшиеся очень успешными при первоначальном накоплении, староверы проигрывали при новом укладе. Жирную точку в противостоянии зарубежного и отечественного капитала поставила Октябрьская революция.