Как продать свою идею | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как продать
свою идею

ххххх

Как продать свою идею

читайте также

Великие предприниматели прошлого. Савва Мамонтов

Мария Макарушкина

Шесть методов реорганизации бизнеса после пандемии

Дэн Шварц,  Майкл Мэнкинс,  Эрик Гартон

Как избавиться от чувства вины за несделанную работу

Арт Маркман

Я знаю силу слов

Хауэлл Роберт

Выдавать на-гора креативные идеи несложно, а вот продать свой замысел, да еще тому, кто видит вас впервые, гораздо труднее. «Покупатель» будет оценивать не только саму идею, но и творческие возможности продавца. Причем быстро навесит на него ярлык: при первом знакомстве мы всегда опираемся на стереотипы, относя собеседника в ту или иную стандартную категорию. Еще 30 лет назад это доказали психологи Нэнси Кантор и Уолтер Мишель, а позже исследователь Роберт Стернберг проверил их выводы как раз на материале «торговли идеями». По его наблюдениям, успех «продавца идеи» довольно сильно зависит от того, насколько он соответствует устоявшимся представлениям о настоящей творческой личности.

Кимберли Элсбах, автор статьи «Искусство продавать идеи» («HBR — Россия», ноябрь 2004), провела исследование в Голливуде: в течение 6 лет она работала с менеджерами, отбиравшими заявки на сценарии. Она отмечает три типа удачливых продавцов идей:

«Продюсер»  — человек творческий, но прекрасно знающий техническую сторону вопроса, способный воплотить свою идею и заработать на этом.

«Художник» кажется странноватым и неотесанным, он живет в мире своих замыслов — зато создает гениальные идеи и умеет их эффектно представить покупателю.

«Новичок»  — как правило, это люди молодые — неопытен или притворяется неопытным. Зато он очень обаятелен, что вызывает в продавце желание помочь “этому талантливому пареньку”.

По наблюдениям Элсбах, если соискатель удачно играет одну из этих ролей, его шансы продать свою идею заметно повышаются. Но еще важнее, что успех в любом амплуа зависит от одних и тех же вещей:

1) нужно вовлечь покупателя в творческий процесс, дать ему почувствовать себя вашим соавтором;

2) нужно, чтобы желаемое не расходилось с действительным. Нельзя заключить сделку, просто разыграв удачную роль. Важно действительно быть тем человеком, в которого покупатель поверит — и не ошибется;

3) и конечно, нужна по-настоящему перспективная идея.

Между прочим, игра на ожиданиях собеседника довольно опасна: есть и негативные стереотипы, а покупатели полагаются на них особенно охотно. Вот самые провальные роли:

«Слабый игрок» скорее откажется от идеи, чем будет ее защищать;

«Робот» представляет свой замысел слишком схематично, на вопросы отвечает заученными фразами;

«Торговец подержанными автомобилями»  — зануда, упрямый даже в мелочах, который не желает никого слушать;

«Проситель» всегда бедствует, он чуть ли не умоляет купить его идею, жалуется, что этот заказ — его последняя надежда.

На какой бы стороне баррикад вы не стояли — на стороне покупателей или продавцов идей, — вам очень поможет знание этих тонкостей человеческого восприятия. Инвесторам стоит больше задумываться о качестве творческих идей, которые им предлагают, и проницательно судить о тех, кто их профессионально продает. А продавцам идей нужно готовиться к разговору так, чтобы покупатель сполна оценил и ваши личные достоинства, и качество вашего предложения.