Георгий Зараковский. Отвергнутая эргономика | Большие Идеи

・ Феномены

Георгий Зараковский.
Отвергнутая эргономика

Увеличение производительности и повышение качества труда, обеспечение необходимых условий работающему, забота о его силах и здоровье — все это задачи эргономики. Подробнее о сфере деятельности и ответственности этой науки, о ее нынешнем состоянии и перспективах развития рассказывает доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной академии психологических наук, заведующий лабораторией эргономического обеспечения проектирования новой техники Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики (ГУ ВНИИТЭ) Георгий Зараковский.

Авторы: Анна Натитник , Зараковский Георгий

Георгий Зараковский. Отвергнутая эргономика

читайте также

В поисках идей: апрельский выпуск

Что делать, когда никто не знает, что делать

Три способа овладеть своим временем

Скотт Бисон

Как не испортить себе отпуск после того, как он закончился

Иван Кириллов

Увеличение производительности и повышение качества труда, обеспечение необходимых условий работающему, забота о его силах и здоровье — все это задачи эргономики. Подробнее о сфере деятельности и ответственности этой науки, о ее нынешнем состоянии и перспективах развития рассказывает доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной академии психологических наук, заведующий лабораторией эргономического обеспечения проектирования новой техники Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики (ГУ ВНИИТЭ) Георгий Зараковский.

Что такое эргономика?

Эргономика — это прикладная наука о человеке и труде. Вообще говоря, она включает в себя несколько дисциплин. Все началось с психологии и физиологии труда и психотехники. Они появились в конце XIX века, когда возникла необходимость повышать производительность труда и мотивацию работников. Однако эти дисциплины занимаются обеспечением не просто производительности, а качества труда. Производительность — это результативность по цели деятельности: количество созданных за единицу времени элементов, зарегистрированных изобретений и т.д. Качество труда — это производительность, соотнесенная с той «ценой» (физиологическое и психическое напряжение), которой достигается желаемый результат. В ХХ веке с появлением автоматизированных систем сформировалась еще и инженерная психология. Тогда возникли проблемы, связанные с отчуждением человека от предметов, на которые он воздействует, и распределением функций между машиной и человеком. Развитие инженерной психологии — большой шаг в развитии эргономики.

Почему?

Потому что наиболее важный и сложный компонент в большинстве видов современного труда — не физиологические, а психические процессы. Приведу такой пример. После окончания аспирантуры я занимался проблемами повышения качества труда специалистов на подлодках. Мне удалось выяснить, что многие ошибки подводников обусловлены не утомлением и не переизбытком углекислого газа, а неправильным восприятием показаний приборов. Скажем, видя, что стрелка барометра ползет вверх, они трактовали эти показания с точностью до наоборот. Эти ошибки связаны уже не с физиологией, не с условными рефлексами, а с психикой. Инженерная психология стала опираться на когнитивную психологию, то есть на исследования памяти, закономерностей принятия решений, распределения внимания, совмещения разных видов деятельности. Ну а когда инженерная психология стала давать рекомендации, возникла необходимость учитывать и другие факторы вроде условий обитаемости, то есть среды, в которой работает человек. Так появилась собственно эргономика как системная научно-практическая дисциплина.

Получается, что у эргономики очень широкий охват.

Да, эргономика исследует человеческую деятельность в разных аспектах — и средства отображения информации, и сам процесс работы, и среду, и мотивацию, и отношения в коллективе. Все это взаимосвязано. Когда вы занимаетесь одной проблемой и упускаете другую, то часто получаете неверный результат. Смысл эргономики в системном решении задачи проектирования или оптимизации эргатической системы, то есть системы, включающей в себя человека, средства деятельности (рубанок, самолет, компьютер), объект воздействия (доска, которую вы стругаете, взлетно-посадочная полоса и т.д.) и среду (на рабочем месте и за его пределами).

Какие задачи решает эргономика?

Эргономика делится на микро- и макроэргономику. Микроэргономика занимается проектированием отдельных изделий, например инструментов и рабочих мест. А макроэргономика — это уровень производственных линий и производства в целом; она решает уже и социально-психологические задачи: формирование коллектива, повышение квалификации сотрудников и т.д. Ведь сегодня конкурентоспособным может считаться предприятие, которое постоянно развивается, на котором соблюдают все социальные требования, модернизируют оборудование, обучают персонал. В эту работу непременно должна включаться эргономика — но у нас, к сожалению, это происходит редко. Например, когда проектируют завод, решают, где пойдет производственная линия, где встанут станки, где будут бегать робокары. Но о том, где должны находиться сотрудники и как они будут себя чувствовать, думают мало, да и то на уровне здравого смысла. А ведь законы поведения человека и его целенаправленной деятельности гораздо сложнее, чем принципы функционирования машины. А технологический процесс — это единое целое: человеческая деятельность, механическая обработка материала, сборка, упаковка, и проектировать его надо соответственно.

Кроме того, эргономика делится на проективную (занимается разработкой, модернизацией, оптимизацией машин) и эксплуатационную (в ее ведении профессионально-психологический отбор персонала, обучение и тренировка, вопросы мотивации, анализ сложностей и ошибок в процессе эксплуатации изделий). Они тесно взаимосвязаны: эксплуатационная экономика, анализируя всякие неприятности, обеспечивает проективной обратную связь. Недавно я слушал доклады молодых дизайнеров-эргономистов. В них, в частности, говорилось, что наши буровые установки малоэргономичны из-за того, что там, например, ночное освещение не обеспечивает быстрой адаптации зрения при переходе мастера из центральной рабочей зоны (где большая освещенность) в периферийную (где темно). И это влияет на производительность труда и уровень аварийности. Но есть и более серьезные эргономические недостатки вроде нерациональной компоновки оборудования и больших физических нагрузок (к примеру, на американских буровых установках физическая нагрузка гораздо меньше). Эти дизайнеры разработали проекты, в которых соблюдены все нормы эргономики, но внедрять их никто не хочет. О какой модернизации промышленности может идти речь, если даже в такой «продвинутой» отрасли, как газо- и нефтедобыча, игнорируют эргономику?

То есть эргономика у нас не в почете?

К сожалению, да. У нас очень плохо внедряются эргономические стандарты и стандарты управления качеством, которые действуют в большинстве стран мира, например ISO 9000. В советские времена мы участвовали в деятельности технического комитета №159 ISO — разрабатывали международные стандарты по эргономике. Но это все в прошлом. Редко на каких предприятиях сейчас есть отделы эргономического проектирования. А ведь исследования показывают, что эргономика дает прирост эффективности производства на 15—20% (за счет устранения брака, сокращения времени работы, повышения работоспособности персонала, предупреждения аварий). Чтобы достичь таких результатов, в проектировании любых сложных изделий, сооружений и систем должны участвовать эргономисты. Кроме того, эргономисты должны проводить экспертизу качества поступающих в продажу изделий. У нас же не привлекают эргономистов даже на конкурсы лучших товаров. В целом, в нашем обществе очень низкая эргономическая культура. В местах обслуживания населения нередко отсутствует понятная система визуальной коммуникации (указатели, объявления), не видна нумерация на домах, лестницы сооружаются из скользкого материала и т.д.

Какова сфера деятельности эргономистов?

Прежде всего, проектирование человеческого «технологического процесса», то есть структуры, алгоритмов деятельности человека и всех интерфейсов (любых средств передачи информации от машины или предмета труда к человеку). Кроме того, вместе с дизайнерами они трудятся над внешним видом изделия, а также занимаются кодированием информации. Это очень важная составляющая их работы: система кодирования должна быть простой и исключать ошибки в понимании. Тут существует ряд простых правил. Одно из них — инженерно-психологическое: любой знак должен отличаться от другого двумя, а лучше тремя признаками. Это может быть цвет, шрифт, размер, форма. Одного признака недостаточно — люди ошибаются. Приведу ужасный пример, связанный с кодированием цифрами. На Курской дуге во время боев остановилось много наших новых танков. Выяснилось, что у них полетели подшипники. Первое предположение — диверсия. Члены следственной комиссии приезжают на завод, наблюдают за работой, высказывают гипотезы. И вот смотрят: металл на складе закодирован цифрами — одна марка идет на броню, другая на подшипники. Ставят эксперимент и понимают: люди в спешке путают коды. Вот к чему это привело!

Замечу также, что эргономисты — а не инженеры — должны писать инструкции. Объясню почему. Лет пятнадцать назад из-за отказа двигателя при взлете разбился самолет ТУ-134. Основная версия — неправильные действия пилота. Один из членов комиссии, известный эргономист Владимир Александрович Пономаренко, с этой версией не согласился. Он поставил эксперимент и выяснил: даже самые опытные летчики не могут ничего в такой ситуации сделать по инструкции, потому что инструкция написана «с потолка». Из-за того, что структура деятельности пилота не была проработана во времени, он не мог уложиться в те секунды, которые у него были. Инженеры об этом не подумали.

Судя по вашим примерам, от работы эргономистов зависит еще и безопасность?

Безусловно. Кстати, вопрос соотношения безопасности и производительности очень сложный. Например, сейчас в Кузбассе выясняют причины взрыва на шахте «Распадская». Одна из версий — горняки изменили установки на датчиках содержания метана. Датчик срабатывает при определенной концентрации газа, люди прекращают работу, не выполняют план и теряют в деньгах. Не факт, что шахтеры «Рас-падской» действительно изменили эти установки, но я сам видел производства, где так делали. Люди выбирали производительность в ущерб безопасности. Это естественно: все хотят заработать. И вот тут появляется работа для психолога-эргономиста: люди всегда понимают, когда требования безопасности завышены, и нарушают их. А у нас они бывают завышены настолько, что впору ставить крест на производстве. Поэтому при проектировании, скажем, завода или шахты необходимо правильно расставлять приоритеты и находить золотую середину между требованиями безопасности и производительности. Ну и, конечно, нормы безопасности должны быть «рамочными»: предусматривать широкий коридор для обоснованного выбора критических показателей.

Какие еще факторы, влияющие на производительность, учитывает эргономика?

Условия обитаемости — это, например, микроклимат: состав воздуха, наличие в нем вредных примесей, акустические характеристики, наличие шумов, вибрация, обзор, компоновка рабочего места. Отдельно я бы сказал про освещение. Оно оказывает огромное воздействие на настроение человека и, следовательно, на качество его жизни и работы. В идеале спектральная характеристика искусственного освещения должна быть близка к солнечному свету. Такой свет не искажает цвета помещения и облегчает адаптацию при выходе на улицу. Если необходимо работать при затемнении (например, следить за локаторами), лучше использовать красный свет — он также предупреждает дезадаптацию при выходе на солнце. Но надо учитывать, что красное освещение искажает восприятие цветов на табло и экранах — значит, необходимо менять все цветовое кодирование сигналов (лампочек, приборной панели и т.д.). Существенное влияние на производительность оказывает экология, причем как объективное ее состояние, так и субъективное восприятие. Скажем, в Киришах был комбинат — его выбросы в атмосферу были не очень вредными, но обладали неприятным запахом. Люди жаловались, а им отвечали: показатели в пределах нормы. Но ведь надо понимать: запах создает дискомфорт и плохо сказывается на производительности. Есть еще визуальная экология — она отражается на физическом и психическом состоянии человека. Скажем, водителям мешает висящая где попало реклама, здания, от которых рябит в глазах, лампы, которые легко спутать со светофорами. В Комитете по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, например, есть группа, которая занимается дизайном визуальной среды города, в том числе дизайном рекламы. И результаты заметны: Невский проспект в лучшую сторону отличается от Тверской, питерское метро — от московского.

Какие требования предъявляют эргономисты к организации рабочего пространства, скажем, на производстве и в офисе?

В основном требования, связанные с антропометрией и биомеханикой. Это то, что сильнее всего влияет на мотивацию и производительность труда. И в том плане у нас много наработок, есть и стандарты, еще советские, которые необходимо использовать при проектировании. Например, существуют нормативы, определяющие, каким должно быть расстояние между столами в офисе, какими — компоновка предметов и зонирование в помещении. Что касается организации производства, то проектировщикам следует, прежде всего, помнить, что оборудование должно быть стандартизировано по отношению к психологическим и физиологическим характеристикам человека. Я знаю случаи, когда в один цех ставили станки нескольких производителей. А у них разная сигнализация: на отечественных красный свет означает, что станок работает и входить за ограждение запрещено, а на японских на это указывает зеленый свет. Казалось бы, ерунда, но в спешке, в кризисной ситуации, можно легко перепутать. Кроме того, все оборудование должно адаптироваться к конкретному пользователю — здесь речь идет, прежде всего, о регулировках (высота кресла, положение спинки и т.д.). На мотивацию также сильно влияют эстетические факторы. Например, в вакуумных цехах, где стерильная чистота, категорически запрещается приносить что-либо на рабочее место. И вот мы входим и видим: на столе портрет дочки, какая-то фотография. Люди проносят их нелегально. Но послушайте: раз такая потребность существует, обеспечьте ее технологически, сделайте планшеты, в которые можно убрать все эти картинки. Пусть все будет законно — не приучайте людей к обману! Ведь многие убеждены: чтобы сделать что-то полезное, надо обойти закон. Если при проектировании учитывать характер и потребности людей, это скажется не только на их производительности, но и на моральных установках.

Одним из факторов, снижающих производительность труда, вы называли дискомфорт. Но есть еще, например, усталость. Что ее провоцирует и как ее предотвратить?

Усталость бывает разная. Физическая усталость связана с физическими нагрузками. Психическая, умственная — с интеллектуальным и эмоциональным напряжением и с высокой степенью концентрации внимания. Чтобы предотвратить такую усталость, необходимо устанавливать оптимальный темп работы и делать микропаузы. Это перерывы, которые люди делают неосознанно: вы работаете с компьютером, потом отвлекаетесь, смотрите в сторону, закрываете на минуту глаза. Длительная напряженная работа без микропауз быстро приводит к переутомлению, и человек начинает пропускать значимые сигналы. Кроме того, падение работоспособности вызывает монотония. Тут механизм совершенно другой: энергетические и интеллектуальные ресурсы сохранены, но в силу монотонности работы снижается бдительность. Это относится, например, к машинистам локомотивов и операторам, контролирующим автоматический производственный процесс. Чтобы поддерживать внимание человека на необходимом уровне, можно устраивать тренировки или имитации: то есть давать ему дополнительные задания как часть работы — или переключать на другой вид деятельности. Полезны также любые организованные перерывы: на зарядку, на обед, на отдых в комнате релаксации. Однако к этому нельзя подходить формально. Например, еще в советское время я был на одном заводе под Ереваном. Директор устроил мне экскурсию, показал: вот комната отдыха, тут играет музыка, на стенах нарисованы пейзажи, ими можно любоваться; вот столовая — тут мозаика, фоновая музыка; вот двор — тут скамеечки. Народу везде мало. А в цеху, в закуточке, сидят женщины, едят бутерброды и разговаривают. «Зачем вам комнаты релаксации? — спрашиваю я. — Поставьте на улице тенты от солнца, столики, где люди разложат свои бутерброды и будут обедать, отдыхать и “релаксировать” — смотреть на живую природу и слушать живых птичек. Это же ваша этническая, социально-групповая особенность». Это не по науке, отвечает он мне…

Очередной негативный пример. Неужели все настолько бесперспективно?

Конечно, нет. У нас большой потенциал. Например, сейчас в России хорошо развивается такое направление эргономики, как юзабилити-инжиниринг — изучение и проектирование взаимодействия человека и компьютера. У нас есть известные на весь мир компании, которые занимаются созданием и оптимизацией сайтов с учетом закономерностей психики человека. Кроме того, наш институт вместе с Российской академией государственной службы проводит для будущих руководителей семинары по дизайну и эргономике, чтобы они поняли их важность. Мы пытаемся пропагандировать и развивать эргономическую культуру, и некоторые результаты уже видны.