На пределе: как справиться с авралами и не потерять команду | Большие Идеи

・ 20-21: Уроки стойкости
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

На пределе: как справиться с авралами и не
потерять команду

Какие управленческие подходы помогают в самые сложные времена

Авторы: Флавио Серапиао , Эндрю Хилл , Борис Гройсберг

На пределе: как справиться с авралами и не потерять команду
Jae Rew/Getty Images

читайте также

Пять шагов, которые помогут наладить доверительные отношения с кем угодно

Кристина Хиллсберг

Семь советов переговорщику

Анна Миронова

Есть ли польза от научных работ по менеджменту?

Джанпьеро Петрильери

Китай пока еще не готов стать глобальным лидером

Уильям Керби,  Уоррен МакФарлан

В стремлении добиться успеха и не упустить его многие компании предъявляют чрезвычайно высокие требования к своим командам. Инвестбанки, юридические и консалтинговые компании с мировым именем печально известны своими бесконечными изматывающими рабочими сменами. У разработчиков программного обеспечения есть такое понятие «кранч» — оно означает долгие и напряженные авралы в последние недели перед запуском нового продукта.

Эффективные лидеры понимают, что в периоды критических нагрузок трудно добиться высокого результата без жестких требований к персоналу. И все же любой успех, который достается ценой психологического или физического самочувствия сотрудников, — это пиррова победа.

Как руководителям эффективно управлять командой в периоды критических нагрузок, не допуская выгорания?

Чтобы разобраться в этом, мы проанализировали опыт старших офицеров армии США, служивших в крайне сложных и напряженных условиях. Как показало наше исследование, умение находить взвешенные решения, помогающие выполнять задачу и при этом учитывать нагрузку и последствия для людей, представляет собой отдельную лидерскую компетенцию, которая особенно важна в высокоэффективных организациях.

Взвешенно подходить к рискам для команды и поставленных задач

Этот сложный выбор нигде не стоит так остро, как в вооруженных силах, где самые сложные операции — это часто вопрос жизни и смерти. При решении боевой задачи командование часто должно рисковать жизнями тех, кто находится у них в подчинении. С одной стороны, командир, который никогда не рискует, не добьется победы. С другой — если он будет распоряжаться жизнями своих подчиненных безрассудно, он будет подрывать боеспособность, дисциплину и моральный дух своего подразделения, а то и создавать дополнительные риски прямого неподчинения.

В рамках нашего исследования мы провели интервью с представителями высшего офицерского состава американской армии и задали вопросы об эффективном лидерстве. Мы говорили с полковниками и подполковниками армии США, имеющими в среднем более 20 лет опыта командования. Большинство участников служили командирами батальонов в боевых или зарубежных соединениях при ведении военных операций.

По результатам исследования мы определили три взаимосвязанных модели поведения, которые отличают эффективных лидеров в армии. Первая, как мы обозначили ее, открытость и расположение, составляет «человеческую» сторону лидерства. Вторая, понимание процесса и сути работы, относится к миссии и управлению ее выполнением. Наконец, третья, умение взвешенно подходить к рискам для выполнения задачи и людей, объединяет первую и вторую модели поведения.

По данным участников нашего исследования, руководители, которые демонстрируют открытость и расположение:

Не отстраняются от людей, убирают барьеры между руководителем и командой — к ним всегда можно обратиться.

Показывают команде (на словах и на деле), что ее мнение важно.

Практикуют эффективное слушание.

Поощряют и вознаграждают прямоту, «не убивают гонца, принесшего плохую весть».

Офицеры из нашего исследования, которые понимают процесс и суть работы:

  • Понимают, какие операции имеют принципиальное значение для успеха миссии.

  • Отличаются высоким уровнем технической подготовки (Никто не может знать всего, но они знают то, что должны знать.)

  • Понимают, чего они не знают, и активно ищут информацию, чтобы восполнить пробелы.

  • В курсе того, что происходит в поле, как выполняются задачи и что на них влияет.

  • Понимают издержки и последствия тактических решений.

  • Разбираются не только в собственных задачах, но также видят взаимосвязи между собственной сферой компетенции и другими направлениями деятельности организации.

Лидеры, которые в нашем исследовании получили самые высокие оценки, демонстрировали на собственном примере третий тип поведения. Они взвешенно подходили к рискам для выполнения задачи и людей. Достигается это двумя способами. 

Первое. Они работали над укреплением доверия и лояльности в команде до и после периода критических нагрузок, а значит, в сложные времена они могли рассчитывать на этот ресурс. Респонденты в нашем исследовании систематически отвечали, что руководители, которые много вкладывали в работу с людьми на начальном этапе, в ситуации необходимости могли более эффективно управлять рисками. Лидеры, которые заботятся о людях, добиваются более высокого уровня заинтересованности, лояльности и ответственности в команде, что, в свою очередь, подразумевает, что для каждого их подчиненного выполнение задачи имеет более высокий приоритет. Как отметил один из офицеров, «всюду в расположении вооруженных сил можно встретить известный лозунг: “Mission first, people always” (Долг — в первую очередь, люди — всегда). У лучших командующих люди — в первую очередь, и они уже позаботятся о выполнении задачи». 

Второе. Такие лидеры работали над укреплением боевого духа и уверенности в трудные времена. Им было важно поддерживать открытую коммуникацию, чтобы члены команды могли сообщать о проблемах. Они прямо увязывали особенно сложные требования миссии с успехом ее выполнения. Они ставили ясные цели и помогали подчиненным понять картину в целом, если для решения задачи требовалось идти на какие-то жертвы, так они добивались единодушия в понимании ситуации. И они показывали, что ставят команду выше своих личных интересов, демонстрируя, что и они тоже несут эту нагрузку и понимают последствия своих решений.

Как проявляется взвешенное лидерство в критические периоды

Как лидеры могут применить этот сбалансированный подход в своих организациях? В первую очередь нужно определить положение дел на данный момент относительно критического роста нагрузки. Если сложный период уже позади или только предстоит, нужно вкладываться в укрепление лояльности и доверия, демонстрировать свою профессиональную компетентность и смысл в работе. В критические периоды вы будете делать выбор и добиваться от команды максимума.

При подготовке к критическим периодам и последующем восстановлении:

  • Будьте с командой. Прислушивайтесь к сотрудникам. Относитесь к ним не как к подчиненным, а как к партнерам, покажите им, что их мнение учитывается. Будьте готовы обсуждать разные точки зрения и воспринимать их опыт и знание организации.

  • Разберитесь, как строится работа в вашей организации. Уделите время, чтобы ближе познакомиться с командой, узнать, кто чем занимается и с какими сталкивается сложностями. Используйте эти возможности для налаживания контакта и взаимодействия и покажите, что вам важна работа подчиненных и к вам можно обращаться с проблемами и вопросами.

  • Всегда стремитесь к профессиональному развитию членов вашей команды. Регулярно оценивайте готовность команды к решению тех задач, которые возникают на текущем этапе и возникнут в скором времени.

  • Ваша цель — заботиться о психологическом состоянии коллектива. Покажите, что обращаться за психологической поддержкой не признак слабости.

В период критических нагрузок:

  • Ставьте серьезные, но достижимые цели. Пусть это будет вдохновляющая, но выполнимая задача, учитывающая уровень продуктивности и зрелости команды. Оценивайте риски перед постановкой цели. Учитесь на ошибках команды и давайте обратную связь, чтобы помочь наработать недостающее.

  • Понимайте, чего стоят ваши решения. Иногда лидеры не знают, чего они требуют от своих команд в критические периоды. По возможности берите на себя часть нагрузки и самопожертвования команды.

  • Будьте на связи. В периоды критических нагрузок лидерам часто сложнее поддерживать контакт. Важно следить, чтобы у команды всегда была возможность сообщать важнейшую информацию, например, о том, что они не справляются с нагрузкой или что-то идет не так.

  • Не ставьте свои личные интересы выше интересов команды. Токсичные лидеры услужливы перед своими начальниками и ведут себя как тираны со своими подчиненными.

Авралы оказывают беспримерное влияние на успех бизнеса — и на формирование организационной культуры. Результаты работы в такие периоды — будь то положительные или отрицательные — часто перекрывают обычные достижения компании в типичных условиях. Неудачное руководство в период критических нагрузок наносит большой ущерб организации, и результатом становится упадок морального духа и выгорание команды, срыв и недостижение целей — или и то и другое одновременно. Наши исследования показывают, что успех организации в трудные периоды и способность руководителя привести ее к победе и не заплатить за это чрезмерную цену зависит от умения взвешенно подходить к рискам для выполнения задачи и для команды. 

Об авторах

Флавио Серапиао (Flavio Serapiao) — постдокторант Пенсильванского университета. Ранее был директором по персоналу в Lojas Americanas/B2W. Получил докторскую степень в области обучения в организациях и лидерства в Пенсильванском университете.

Эндрю Хилл (Andrew Hill) — сооснователь BurnBright, специализируется на технологиях подготовки руководителей для некоммерческих организаций. Был первым заведующим кафедрой стратегического лидерства в Военном колледже армии США (U.S. Army War College). Получил докторскую степень в области делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса.

Борис Гройсберг (Boris Groysberg) — профессор делового администрирования Гарвардской школы бизнеса, сотрудник Программы гендерного равенства. Соавтор (вместе с Коллин Аммерман) книги «Glass Half-Broken: Shattering the Barriers That Still Hold Women Back at Work» (Harvard Business Review Press, 2021).

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «20-21: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно.