Как компании упускают возможности цифровизации | Большие Идеи

・ Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как компании упускают
возможности цифровизации

Каких данных не хватает бизнесу для успешной цифровой трансформации

Автор: Мохан Субраманьям

Как компании упускают возможности цифровизации
Фото: SasinParaksa/Getty Images

читайте также

Рекламодатели, не бойтесь DVD-рекордера

О’Коннелл Эндрю

Резать/не резать: что делать с расходами на маркетинг в кризис

Кен Паувельс,  Нирмалья Кумар

Ролевая модель для бизнесмена

Кук Джеймс

Что делать, если вы уже ненавидите вашу новую работу

Кэролин О'Хара

Сами по себе данные не новое явление, но те возможности в создании стоимости, которые они открывают сегодня, беспрецедентны. Это наиболее очевидно в бизнес-моделях цифровых платформ, таких как Facebook, Amazon и Google. Но в большинстве традиционных компаний, работающих по модели цепи создания стоимости, новые возможности данных по-прежнему не используются. И основная причина этого — традиционный подход к их сбору и применению.

Большинство традиционных компаний полагаются на эпизодические данные, относящиеся к отдельным событиям, таким как поставка компонента поставщиком или продажа продукта. С другой стороны, огромные новые возможности цифровых платформ связаны с использованием интерактивных данных, поставляемых взаимодействующими с ними пользователями, например, ставящими лайки на Facebook или ищущими что-либо в Google. Благодаря этим данным, на Facebook и Google вместе приходится почти 50% цифрового рекламного рынка США, оцениваемого в $200 млрд. И поскольку их бизнес-модели привязаны к интернету, все их данные являются интерактивными. Не все традиционные компании могут извлекать пользу из данных тем же способом, что Facebook и Google. Но они могут сделать гораздо больше, чем было возможно прежде. Традиционные компании тоже могут пользоваться преимуществами интерактивных данных благодаря датчикам и интернету вещей (IoT).

Sleep Number — прекрасный пример традиционной компании, использующей возможности интерактивных данных. Компания применяет в своих матрасах датчики, генерирующие потоки интерактивных данных о пульсе пользователей, характере их дыхания и движениях тела во время сна. С помощью этих данных компания изготавливает уникальный матрас для каждого пользователя. Но датчики не обязательно должны присутствовать в продуктах физически — они могут присутствовать на веб-сайте или в приложении. Например, The Washington Post генерирует интерактивные данные, когда читатели просматривают новости и статьи-мнения на их сайте. Все датчики приложения Allstate Insurance передают данные о том, как пользователи водят свои автомобили. Сегодня датчики повсеместно распространены и доступны в нескольких формах, и у традиционных компаний есть возможность получать и использовать интерактивные данные так, как они никогда не использовали их раньше.

Свойства интерактивных данных

У интерактивных данных есть две особенности, благодаря которым в современном мире их можно использовать более широко, чем эпизодические данные. Они позволяют генерировать новый класс идей, и ими можно широко делиться. Вместе эти свойства позволяют традиционным компаниям предлагать богатый цифровой опыт и расширять свое ценностное предложение.

Новый класс идей

Данные всегда источник идей. Например, эпизодические данные о продажах матрасов дают представление о том, какие бренды лучше продаются, в каких географических точках и в каких сегментах. Обычно такие сведения получают из анализа совокупных данных по факту продаж в различных категориях, географических точках или сегментах. И обычно их представляют в ежедневных, еженедельных или ежемесячных отчетах.

С другой стороны, интерактивные данные дают возможность получать важные сведения в режиме реального времени, а не только по факту. Например, интерактивные данные, полученные с датчиков в матрасах, позволяют оценивать качества сна пользователя в режиме реального времени. Подобные идеи можно использовать, чтобы, к примеру, динамично корректировать контуры матраса. Данные в режиме реального времени, в конце концов, превращаются в данные постфактум для ретроспективного анализа. Но эти данные относятся к конкретным наблюдениям, таким как особенности сна каждого конкретного пользователя. Индивидуализированные идеи составляют профиль пользователя, который содержит информацию о качестве сна и уникальных факторах, влияющих на него. В Sleep Number планируют использовать подобные сведения, полученные на основе данных, для выявления хронических проблем со сном, таких как временная остановка дыхания во время сна и синдром беспокойных ног, и в итоге предсказывать другие состояния, например, заболевания сердца и инсульт. Недавно компания заключила партнерское соглашение с клиникой Мэйо для дальнейших исследований сна и планирует расширить свою деятельность с производства матрасов до услуг по оздоровлению.

Постоянные потоки интерактивных данных позволяют дополнять и совершенствовать индивидуальные профили пользователей. Облачные технологии дают возможность компаниям иметь обширные хранилища профилей и получать данные в режиме реального времени от каждого датчика. ИИ, машинное обучение и анализ данных открывают новые возможности генерировать важные сведения для каждого профиля. Следовательно, компании могут применять новые идеи, полученные с помощью интерактивных данных, чтобы предлагать клиентам более индивидуализированные свойства продуктов и новый опыт и находить новые возможности для создания стоимости.

Возможность широко делиться идеями

Традиционные компании тщательно охраняют свои эпизодические данные из соображений конкуренции. Эти данные редко куда-либо передают за пределами организации. Даже внутри компаний обобщенным анализом и отчетами часто делятся избирательно.

С другой стороны, интерактивными данными в режиме реального времени можно делиться в более широком диапазоне, в том числе и с третьими сторонами. Обмен данными повышает их ценность. Интерактивные данные о сне пользователей, собранные с помощью умных матрасов, можно передавать на различные устройства в комнате: системы освещения, музыкальные системы и телевизоры. Если сразу после того, как датчик в матрасе обнаружил, что пользователь заснул, выключится свет, музыка и телевизор, это повысит качество сна. Аналогично, если передавать интерактивные данные датчиков в режиме реального времени при обнаружении признаков замерзания труб выбранным хозяином дома поставщикам услуг, страховые компании могут инициировать превентивные меры и избежать большого ущерба. Чем больше соединенных друг с другом элементов будет дополнять опыт пользователя, тем больше можно увеличивать ценность данных, делясь ими с этими элементами.

Интерактивные данные являются временными по своей природе. Ценность обмена ими существует только в режиме реального времени. В случае с пользователями матрасов их ценность заключается в том, чтобы выключить свет и музыку в момент, когда человек засыпает, в случае с домовладельцами они нужны прежде, чем замерзшие трубы прорвет. Ценность этих данных для внешних элементов исчезает сразу после их использования, так как они больше не могут действовать, исходя из них. В силу такого временного характера данных в режиме реального времени ими особенно удобно делиться с внешними элементами. Соображения конкуренции, касающиеся обмена данными постфактум, здесь неприменимы. Более того, поскольку обмен данными повышает их ценность, компании имеют дополнительный стимул делиться ими.

Обмен интерактивными данными в режиме реального времени также возможен благодаря наблюдающемуся в последние годы резкому росту количества устройств, подсоединенных к IoT. Ожидается, что в ближайшие годы будет подключено около 30 млрд устройств, что создаст широкие возможности для применения интерактивных данных с целью обогащения клиентского опыта и расширения бизнеса. Например, компании, занимающиеся страхованием жилья, могут расширить сферу деятельности с компенсации ущерба до его предотвращения. Будущие доходы может обеспечивать не только оценка рисков и выгодные условия полисов. Они будут расти и за счет услуг на основе данных, направленных на предотвращение ущерба и своевременный ремонт.

Перейти от эпизодических данных к интерактивным нелегко. Однако этот шаг является неотъемлемой частью инициатив цифровой трансформации традиционных компаний. Чтобы оставаться актуальными в современном мире, традиционные компании должны найти способы использовать возможности интерактивных данных.

* деятельность на территории РФ запрещена