Глобальные тренды: поймать и оседлать | Большие Идеи

・ Тренды

Глобальные тренды: поймать
и оседлать

Будущее компаний и целых стран будет зависеть от их умения уловить мировые тенденции

Автор: Александр Чулок

Глобальные тренды: поймать и оседлать
Иллюстрация: Getty Images / Liana Monica Bordei

читайте также

Мужество лидера

Сергей Филонович

Что делать, если сотрудники не хотят возвращаться в офис

Лиз Кислик

Что нужно сотрудникам, чтобы они показывали лучшие результаты

Зорана Ивчевич,  Робин Стерн,  Эндрю Фаас

Папы спешат на помощь!

Брэд Джонсон,  Дэвид Смит,  Ева Родски,  Хейли Свенсон

Мир стоит на пороге фундаментальной цифровой трансформации. Она связана с распространением новой технологической парадигмы, кардинальным изменением цепочек создания добавленной стоимости, переходом от экономики знаний к экономике действий, усилением «суверенитета» потребителя, развитием новых моделей образования, заменой умными технологиями не только рутинного труда, но и высококвалифицированных специалистов. Каждая страна выбирает, на что делать ставку. Япония объявляет ­целью построение Общества 5.0, в котором люди смогут жить до 120 лет, Германия направляет ресурсы на цифровизацию и создание цифровых двойников в рамках Индустрии 4.0, ряд государств — среди них Швеция, Финляндия, Канада — всерьез рассуждают о том, что благодаря роботизации промышленности часть населения будет получать базовый безусловный доход от €1000.

Положение любой страны на мировой арене во многом будет определяться тем, насколько оперативно она сможет отреагировать на глобальные тренды — устойчиво развивающиеся тенденции в политике, экономике, науке, технологиях, обществе, экологии.

Среди глобальных трендов, которые в полной мере проявятся в России в ближайшее время, — лавинообразное распространение новых бизнес-моделей. Они будут основаны в первую очередь на платформенных ­цифровых технологиях (тех, на которые опираются, например, Alibaba, Uber и Airbnb), на передовых производственных технологиях вроде 3D-принтинга и цифровых двойников, а также на экономике совместного потребления, которая к 2025 году вырастет в 22 раза и достигнет $335 млрд. Уже сейчас все больше российских компаний и научных центров подхватывают эти тенденции: примеры можно увидеть в таких областях, как доставка еды (умный конструктор программ питания на основе анализа больших данных Elementary), строительство (проектирование ­строительных роботов, зданий и т. д. в НИУ МГСУ), компьютерное проектирование (компьютерный дизайн и моделирование для космической отрасли, автомобилестроения, авиации и т. д. в CompMechLab при Санкт-Петербургском политехническом университете). Среди зарождающихся тенденций — активное использование «мудрости толпы», или коллективного разума. А объем мирового краудфандинга к 2025 году, по прогнозам, составит $300 млрд.

Кардинальную трансформацию переживает социум: он становится цифровым, виртуализированным. Значимую роль играют цифровые технологии, общение и взаимодействие через интернет, а также активный здоровый образ жизни и постоянное обучение. Еще одна важная характеристика общества — неизбежное старение. В полной мере влияние этих трендов проявится в ближайшие годы: доля пожилых неуклонно растет (в России к 2050 году она достигнет 30%), и мировой рынок антивозрастных программ уже в 2023-м составит $365 млрд. Хотя ряд трендов свидетельствует о том, что к 2045 году человечество может обрести бессмертие, пока ставка делается на теле- и персонифицированную медицину, клеточные технологии и детальное изу­чение человека, в том числе на базе расшифровки генома, стоимость которой за последние годы опустилась ниже $50. Эти тенденции уже подхватили так называемые биохакеры — исследователи-энтузиасты, использующие передовые биомедицинские технологии, чтобы создать доступные «гаражные» лекарства, например от сахарного диабета и ряда онкологических заболеваний, или продлить собст­венную жизнь путем «взлома» генетических программ.

На глазах меняется городская среда — города стремятся быть умными и комфортными, предоставлять больше благ в общественное пользование, объединять умные дома в умные энергетические и информационные сети, подстраиваться под каждого жителя. Полемика о непри­косновенности частной жизни и кибербезопасности может ослабить этот тренд, однако пока его подхватывает, по крайней мере декларативно, все больше городов и регионов России. Ключевой элемент такой трансформации — ­полномасштабное, а не точечное проникновение инноваций. В российской действительности особенно актуальны умные измерительные приборы — они превращаются в базовый компонент ЖКХ нового поколения.

Все важнее становится рациональное, то есть бережливое отношение к природе: среди глобальных трендов — зеленый образ жизни и экологическое ответственное развитие. Это уже не только ценностная установка поколения миллениалов, но и существенный фактор конкурентоспособности бизнеса: компании вынуждены обращать все больше внимания на экологические и этические вопросы. По ряду оценок, до 80% людей готовы отказаться от приобретения продукта или услуги, если производители или поставщики действуют, с их точки зрения, неэтично.

В новой технологической гонке ключевым ресурсом оказываются не столько финансы, сколько время, необходимое для вывода продукта на рынок и завоевания потребителя. Эта скорость во многом зависит от готовности руководителей компаний адаптироваться к новой реальности и от наличия у них предпринимательского капитала. Благодаря этому тренду перед Россией, с одной стороны, могут открыться новые возможности: мы умеем выживать в быстро меняющихся условиях, а с другой — возникнуть препятствия, преодолеть которые можно будет, лишь научившись оперативно реагировать на запросы рынка и предоставлять услуги «под ключ».

Шанс на ускоренный подъем российским компаниям дают еще два взаимосвязанных глобальных тренда: экспоненциальный рост индустрии развлечений (к концу 2022 года объем ее мирового рынка достигнет $2,4 трлн) и очередной виток развития туристической отрасли, который во многом связан с применением новых ­технологий, ­например дронов, которые за считанные часы могут соткать навесной мост в ранее непроходимых местах. Ряд отечественных проектов — среди них «Rossiya zovet» и «2+2. Путешествия с детьми», тревел-реалити о путешествиях по Сибири, Кавказу, Байкалу, Камчатке, Уралу и другим регионам России — подтверждает потенциал этой ­тенденции.

Глобальные тренды неизбежно дадут о себе знать. Все, что мы можем делать, — вовремя их улавливать и использовать. Так поступает большинство развитых и многие развивающиеся государства — например, страны БРИКС ­полагаются на форсайт как на инструмент проактивного реагирования и конкурентной разведки. Россия с ее традицией классического прогнозирования, системного анализа и планирования, зародившейся в советские времена, способна действовать так же — и добиться выдающихся успехов.

Выявить глобальные тенденции поможет карта, подготовленная Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (см. ниже). Это результат анализа более 30 млн документов 2011—2018 годов, в том числе отчетов мировых консалтинговых компаний, прог­нозов ведущих зарубежных организаций (ЮНИДО, МЭА, ФАО, ЮНЕСКО, ОЭСР и др.), публикаций, данных о патентах, грантах фондов, а также сайтов-агрегаторов рыночной аналитики и направлений деятельности стартапов. Тренды представлены на карте в виде иерархии: крупные группы (экология, демография, ценности и т. д.) разбиты на подгруппы (изменение климата, урбанистика, финансовые технологии и т. д.), которые обозначены цветом. Каждая точка на карте — отдельный тренд: наиболее важные выделены крупным шрифтом.

Получившаяся карта дает объективную (в отличие от экспертной — субъективной) оценку ландшафта глобальных трендов. Она позволяет увидеть картину будущего с высоты птичьего полета, соотнести свои приоритеты развития с устойчивыми мировыми тенденциями, выявить потенциальные направления для дальнейших инвестиций в венчурные и быстроразвивающиеся сферы (они находятся на периферии цветовых областей — скажем, новые свойства графена, мобильная телемедицина и т. д.). Примеры того, как читать и анализировать карту и какие выводы из прочитанного можно сделать, представлены во врезке «Паспорт глобальных трендов».

Об авторе. Александр Чулок — кандидат экономических наук, доцент, директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

ПАСПОРТ ГЛОБАЛЬНЫХ ТРЕНДОВ

Несколько трендов из одной группы объединены общей темой — например, «Переход к экономике впечатлений». Для каждой темы указано время проявления, а также даны прогнозы, касающиеся рынков, которые могут возникнуть или развиться ­благодаря этим трендам, и перспектив для России. Отдельно выделен так называемый футурологический ­джокер — событие, вероятность которого невысока, но эффект которого может быть значительным.

Появление технологически ­усовершенствованного человека

Время максимального проявления: 2023—2030 годы.

Оценка рынков, порождаемых трендом:

  • функциональные продукты питания — $305 млрд к 2020 году;

  • нейрокомпьютерные интерфейсы — $1,7 млрд к 2022 году;

  • диагностические системы — около $9 млрд к 2019 году (при среднегодовом темпе роста до 30%).

Угрозы для России: неготовность общества воспринять новые технологии, в том числе с неоднозначной этической составляющей; распространение традиционных заболеваний (сердечно-сосудистые, онкологические); вероятность сильной дифференциации общества и дискриминации по «технологическому» признаку.

Возможности для России: наличие серьезных научных заделов ­мирового уровня, например в нейронауках, может позволить создать продукты и услуги с высоким экспортным потенциалом, радикально повышающие качество и продолжительность жизни населения.

Футурологический джокер: возможность «взламывать» человека (и управлять им) как компьютерную программу при наличии у него технологических гаджетов — мониторинговых браслетов, устройств контроля, медицинских роботов, искусственных органов.

Кто выиграет: компании, работающие в передовых биотехнологических и медицинских областях, прикладные исследовательские центры, венчурные фонды, отдельные классы общества — биохакеры, трансгуманисты, технооптимисты.

Кто проиграет: традиционные медицинские и страховые компании — из-за появления нестандартных и пока не регулируемых ­страховых случаев; общество — в случае угрозы кибератак, ­проблем с биобезопасностью и генетической дискриминацией.

Рост и старение населения («серебряная экономика»)

Время максимального проявления: 2025—2030 годы.

Оценка рынков, порождаемых трендом:

  • продукция и услуги «серебряной экономики» — как минимум $15 трлн к 2020 году.

Угрозы для России: рост доли пожилых (до 30% к 2050 году), низкий уровень доходов и цифровой грамотности и региональные диспропорции могут существенно маргинализировать общество.

Возможности для России: рост занятости населения «серебряного» возраста при должном развитии технологий персонализированной медицины; сокращение разрыва поколений.

Футурологический джокер: по оценкам ряда футурологов, к 2045 году человечество может обрести бессмертие.

Кто выиграет: компании, предоставляющие специализированные продукты и услуги для пожилых (обувь, средства коммуникации, медицинские и транспортные устройства); государство (увеличение доли работоспособного населения), пожилые (при реализации ­позитивного сценария возможно увеличение сроков и рост качества жизни).

Кто проиграет: страховые компании из-за увеличения средней продолжительности жизни; молодежь — если начнется конкуренция за рабочие места; государство — в случае необходимости ­бюджетного маневра, требующего незапланированного перераспределения средств; города и регионы, которые не смогут создать комфортную среду для стареющего населения.

Переход к экономике впечатлений

Время максимального проявления: 2022—2025 годы.

Оценка рынков, порождаемых трендом:

  • индустрия развлечений и медиа — $2,4 трлн к концу 2022 года и $8 трлн — к 2030 году;

  • киберспорт — $1,5—1,8 млрд к 2020 году.

Угрозы для России: сложности с выходом на рынки, открываемые этим трендом, могут быть вызваны низким уровнем инновационной инфраструктуры и защиты прав на интеллектуальную собственность, неготовностью и нежеланием компаний, сосредоточивших бизнес в традиционных секторах экономики, диверсифицироваться.

Возможности для России: одно из самых быстрорастущих направлений (например, рынки продуктов дополненной реальности будут расти до 50% в год), не требующих крупномасштабных многомиллиардных инвестиций; у него высокий экспортный потенциал (мультфильмы, компьютерные игры); оно может дать широким слоям населения доступ к различным благам (виртуальный туризм).

Футурологический джокер: виртуальная экономика быстро вытеснит реальную, и часть населения полностью перенесет свое общение в онлайн (по примеру «матрицы»).

Кто выиграет: стартапы, регионы — например, за счет развития различных видов туризма.

Кто проиграет: компании традиционных секторов экономики, которые непосредственно связаны с потребителями и не успеют адаптироваться (ритейл, FМСG, индустрия развлечений).

Экспоненциальный рост объемов ­промышленных и бытовых отходов

Время максимального проявления: 2021—2025 годы.

Оценка рынков, порождаемых данным трендом:

  • твердые коммунальные отходы — $1,3 трлн к 2022 году;

  • «умное» производство — почти $400 млрд к 2025 году.

Угрозы для России: почти 90% твердых бытовых отходов захороняются; рынки непрозрачны и низкотехнологичны; экологические последствия учитываются слабо; культура дружественного и бережливого отношения к природе только начинает развиваться.

Возможности для России: развитие технологий обеззараживания токсикантов и переработки отходов, которые, по оценкам, нахо­дятся на высоком научном уровне, позволит решить энергетические и экологические проблемы и выйти на ряд экспортных рынков с пакетным предложением; из-за эффекта низкой базы возможны быстрые победы и масштабные улучшения.

Футурологический джокер: превращение России в полигон для отходов и национальная экологическая катастрофа из-за роста мирового объема отходов и отказа ряда стран их импортировать.

Кто выиграет: общество (улучшение состояния экологии), высокотехнологичные компании и «зеленые» стартапы.

Кто проиграет: компании, ведущие традиционный бизнес.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАРТА ГЛОБАЛЬНЫХ ТРЕНДОВ И ВЫЗОВОВ

Увеличить изображение ↗

ПРИМЕЧАНИЕ Семантическая карта подготовлена коллективом Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ с использованием системы интеллектуального анализа больших данных iFORA при активном участии И.Ф. Кузьминова и Ю.В. Мильшиной. Контуры групп выделены условно, некоторые элементы могут находиться за их пределами.