Почему умирают платформы | Большие Идеи

・ Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему
умирают платформы

Ошибки, из-за которых можно потерять все

Авторы: Аннабель Гавер , Дэвид Йоффи , Майкл Кусумано

Почему умирают платформы
Фото: C.J. BURTON/GETTY IMAGES

читайте также

Климатическая стратегия как защита от будущих потрясений

Джанфранко Джанфрате,  Джозеф Олди

Нереальное искусство

Владимир Рувинский

Академия лженаук

Юлия Фуколова

Первый вопрос, который нужно задать при выработке любой стратегии

Роджер Мартин

Платформы стали одной из важнейших бизнес-моделей XXI века. В нашей недавно опубликованной книге мы выделяем два основных типа платформ. Инновационные платформы позволяют сторонним фирмам добавлять дополнительные (комплементарные) продукты и услуги в основной продукт или технологию. Среди известных примеров таких платформ — операционные системы Google Android и Apple iPhone, а также Amazon Web Services. Другой тип платформ — транзакционные платформы. Они обеспечивают обмен информацией, товарами или услугами. К таким относятся Amazon Marketplace, Airbnb и Uber.

Пять из шести самых дорогих компаний мира работают на базе платформ. Мы провели анализ данных за последние 20 лет и обнаружили, что 43 зарегистрированные на бирже платформенные компании попали в рейтинг Forbes Global 2000: при вдвое меньшем количестве сотрудников им удалось выйти на тот же уровень годового дохода (около $4,5 млрд), которого достигают неплатформенные конкуренты. Также они могли похвастать вдвое большей операционной прибылью и гораздо более высокими темпами роста и рыночной стоимостью.

Однако создать успешный бизнес на базе платформы не так-то просто. То, что мы называем «платформоманией», похоже на захват земель: компании считают, что должны стать первопроходцами, присвоить новую территорию, использовать сетевой эффект и возвести барьеры для входа на рынок. Среди наиболее очевидных недавних примеров — неистовые усилия Uber по завоеванию каждого города мира и стремление Airbnb организовать аренду жилья в глобальном масштабе.

Проблема в том, что платформенные бизнес-модели прогорают с угрожающей частотой. Выявив источники неудач, менеджеры смогут избежать очевидных ошибок.

Чтобы понять, почему и как случается провал, мы попытались найти как можно больше обанкротившихся американских платформенных компаний, которые на протяжении последних 20 лет конкурировали с 43 успешными платформами. Анализ 209 неудач позволил нам вынести некоторые общие уроки о том, почему возникают проблемы.

Средний срок жизни платформы составляет всего 4,9 года. Многие платформы гиг-экономики прогорели в течение 2—3 лет из-за недостатка пользователей или финансирования. С учетом больших финансовых потребностей неудивительно, что век автономных компаний был, как правило, короче, в сравнении с теми бизнесами, которые были приобретены или созданы как часть более крупной фирмы или консорциума. Самостоятельным проектам в среднем удавалось продержаться всего 3,7 года. Приобретенные фирмы, как правило, с более крепким балансом, были способны бороться дольше (в среднем 7,4 года), в то время как у структур в составе более крупных компаний срок функционирования был средним.

Мы выделили четыре вида наиболее распространенных просчетов: (1) ошибочная ценовая политика в отношении одной из сторон рынка, (2) неспособность заработать доверие пользователей и партнеров, (3) преждевременное списание со счетов конкурентов и (4) слишком поздний выход на рынок.

Ценообразование уже всесторонне изучено исследователями, но менеджеры продолжают ошибаться. Платформам часто приходится привлекать одну часть рынка в ущерб другой. Но самым важным для любой платформы может оказаться умение понять, с кого взимать плату, а кого субсидировать.

Когда на рынке есть две и более платформы, в попытках создать сетевой эффект, возможно, придется забыть о разумной ценовой политике. Например, сервис Sidecar первым предложил модель совместных поездок без посредников еще до появления Uber и Lyft, но бренд так и не стал популярным. Компания целенаправленно внедряла инновации и придерживалась консервативной стратегии медленного роста, так как считала своим долгом нести финансовую ответственность. Роковой ошибкой стало то, что в компании не поняли важность привлечения на платформу пассажиров и водителей. Сервис Sidecar также привлек гораздо меньше венчурного капитала, чем Uber и Lyft, и не смог нарастить достаточную базу водителей и пассажиров, чтобы успешно преодолеть фазу стартапа. Однако Uber и Lyft уже потеряли миллиарды долларов и, даже став публичными компаниями, вполне возможно, не станут прибыльным и жизнеспособным бизнесом.

Любой платформе необходима правильная ценовая политика, но для успеха этого недостаточно. Платформам необходимо обеспечить контакт двух или более сторон, независимо от того, знакомы они друг с другом или нет. Таким образом, крайне важно выстраивание доверия, которого обычно удается достичь с помощью рейтинговых систем, механизмов оплаты или страхования. При отсутствии доверия клиентам приходится действовать на свой страх и риск. Одним из крупнейших провалов в этом отношении стала площадка eBay в Китае. В начале 2000-х годов сервис eBay был в Китае первопроходцем с самой большой долей рынка. Но потом этот рынок завоевала компания Alibaba. Генеральный директор eBay China признался в интервью, что «самой большой проблемой eBay… стало доверие». Платформа еBay использовала сервис PayPal, который был разработан по принципам банковской платежной системы. У незнакомых с электронной коммерцией китайских потребителей такое решение не вызывало доверия. Платежная система Alipay у Alibaba использовала модель временного депонирования (платеж перечисляется только в том случае, если потребитель получает покупку). Такая схема свела на нет преимущество первенства eBay, и Alibaba быстро захватила значительную часть рынка.

Распространенное заблуждение относительно платформ заключается в том, что, как только рынок склонится в вашу пользу, вы станете победителем в долгосрочной перспективе. Зачастую это так. Но лучше воспринимать преимущество в клиентских предпочтениях по-другому — как возможность для победителя проиграть. Высокомерие, самонадеянность и заносчивость могут привести к впечатляющим провалам. Например, браузеры были классической инновационной платформой: чтобы использовать ключевые функции браузера, веб-мастерам приходилось оптимизировать свои сайты. Когда к 2004 году Microsoft Internet Explorer захватил почти 95% рынка, эксперты объявили, что война браузеров завершена, рынок захвачен, и Microsoft победила. Казалось, потерять рынок после такой победы можно только в результате феноменального исторического провала, но именно он и случился. Прошло без малого десять лет, и корпорация Microsoft упустила свои лидирующие позиции: крайне плохая реализация продукта в период между 2004 и 2008 годами дало возможность закрепиться на рынке браузеру Firefox, а позднее и Google Chrome.

Возможно, самой классической ошибкой цифровых платформ оказывается выбор времени. Рынок смартфонов наглядно демонстрирует, как с отличным продуктом и всеми ресурсами мира можно тем не менее прийти к провалу, если компания слишком поздно вышла на рынок. Корпорация Microsoft служит ярким примером неудачи и в этом случае. Несмотря на многомиллиардные инвестиции на протяжении десяти лет, операционная система Windows phone от Microsoft не справилась с конкуренцией. Запуск бизнеса через пять лет после Apple и через три года после Google означал лишь, что Microsoft упустила момент и так и не смогла наверстать отставание.

Вот главные выводы нашего исследования о причинах неудач платформенных компаний.

Во-первых, поскольку на рынке платформ многое может получиться не так, как было задумано, менеджеры и предприниматели должны согласовать усилия и извлекать опыт из неудач. Несмотря на огромные возможности роста, платформенная стратегия компании не обязательно увеличивает шансы на успех в бизнесе.

Во-вторых, поскольку платформы в конечном итоге развиваются благодаря сетевому эффекту, главными задачами остаются правильные цены и правильный выбор субсидируемой стороны. В Uber отлично просчитали (а в Sidecar фатально не учли) силу влияния сетевого эффекта на объем сделок при резком снижении цены и расходов для обеих сторон рынка. В то время как Uber все еще изо всех сил бьется над экономикой проекта (и все еще может потерпеть неудачу как бизнес), Google, Facebook, eBay, Amazon, Alibaba, Tencent и многие другие платформы начали с агрессивного субсидирования по крайней мере одной стороны рынка и вышли на высокую прибыльность.

В-третьих, первоочередной заботой должно стать доверие. Просить клиентов или поставщиков действовать на свой страх и риск без какой-либо истории сотрудничества с другой стороной сделки — это чересчур для любой платформы. eBay не смогла создать механизмы выстраивания доверия в Китае, а у Alibaba с площадкой Taobao это получилось. Руководители платформ могут и должны избегать подобных ошибок.

В-четвертых, хоть это и может показаться очевидным, решающее значение имеет выбор момента. Первым быть предпочтительнее, но это не гарантия успеха: вспомните сервис Sidecar. А вот опоздание может быть смертельным. Подтверждение тому служит катастрофическая задержка Microsoft в создании конкурента для iOS и Android.

И, наконец, заносчивость тоже приводит к провалу. Даже если у вас безоговорочное преимущество, пренебрежение конкуренцией непростительно. Если вы не можете оставаться конкурентоспособным, ни одна позиция на рынке не будет безопасной. Ужасная реализация продукта Internet Explorer от Microsoft — наглядный тому пример.

Об авторах

Дэвид Йоффи (David B. Yoffie) — преподаватель кафедры международного управления бизнесом в Гарвардской школе бизнеса. Соавтор книги The Business of Platforms: Strategy in the Age of Digital Competition, Innovation and Power (2019).

Аннабель Гавер (Annabelle Gawer) — старший преподаватель цифровой экономики и директор Центра цифровой экономики в Университете Суррея, Великобритания. Соавтор книги The Business of Platforms: Strategy in the Age of Digital Competition, Innovation and Power (2019).

Майкл Кусумано (Michael A. Cusumano) — почетный профессор в Школе менеджмента им. Слоуна при MIT в Кембридже. Соавтор книги The Business of Platforms: Strategy in the Age of Digital Competition, Innovation and Power (2019).

* деятельность на территории РФ запрещена