Инновации: люди или процедуры? | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Инновации: люди
или процедуры?

Что важнее для прорывных инноваций — найти талантливых творческих людей или гениальную идею?

Автор: Андреа Ованс

Инновации: люди или процедуры?

читайте также

Угробить из лучших побуждений

Владимир Рувинский

Урок лидерства

Елена Евграфова

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Не цепляйтесь за плохую стратегию

Ниро Сиванатан,  Фрик Вермюлен

Что важнее для прорывных инноваций — найти талантливых творческих людей или гениальную идею? Этот вопрос глава компании Pixar Эд Кэтмелл задавал множеству людей, и, по его словам, ответы разделились где-то пятьдесят на пятьдесят.

Это поразило Кэтмелла. К 2008 году его студия выпустила восемь успешных блокбастеров подряд, и в своей статье этого года «Pixar: сила коллективного творчества» он настаивал, что люди переоценивают важность первоначальной идеи, и без обиняков заявлял, что «талант — это настоящая редкость».

Если порыться в архивах HBR, можно понять, что в своем убеждении он не одинок. Например, Бернар Арно, топ-менеджер компании LVMH, в интервью HBR, вышедшем в 2001 году, придерживался того же мнения. «Весь наш бизнес построен на предоставлении нашим художникам и дизайнерам полной свободы изобретать без всяких ограничений», — сказал он, описывая свою роль в управлении персоналом. Речь идет о фигурах, подобных главному дизайнеру Dior Джону Гальяно (который в тот момент конструировал платье из газеты) и художнику Vuitton Марку Джейкобсу (придумавшему знаменитую сумочку с рисунком граффити).

К лагерю сторонников первенства таланта также принадлежит Майкл Шрейдж, который в том же году написал весьма продуманный отчет о компании IDEO «Playing Around with Brainstorming». Эта работа была одной из первых в целом ряду статей HBR о дизайн-мышлении и до сих пор является одной из самых проницательных. Шрейдж написал ее в ответ на книгу соучредителя IDEO Дэвида Келли под названием «Искусство инноваций». Он считал, что способность IDEO выдвигать новаторские идеи лежит не столько в методах мозгового штурма, горячих команд и молниеносного изготовления прототипов, описанных Келли, сколько во всей ее корпоративной культуре. Шрейдж убежден, что процессы IDEO пропитаны страстью ее людей к инновациям, в результате чего возникает «нетипичная атмосфера, которую нелегко скопировать другим организациям».

Читайте материал по теме: Сделайте так, чтобы ваша новая идея выглядела не такой пугающей

Наверное, нет ничего удивительного в том, что представители компаний из области кинематографа, моды или дизайна продукции склоняются к мысли, что инновации зависят от талантливых профессионалов. И нет ничего странного в том, что этот подход не устраивает мыслителей-новаторов от инженерии, которые как раз и представляют собой противоположный лагерь в статьях HBR (а также, скорее всего, вторую половину респондентов, опрошенных Кэтмеллом).

Их лозунг таков: «В моем идеальном мире гениальные идеи рождаются в результате таких шагов, которые при желании может сделать каждый». Скорее всего, наиболее «технически» к задаче подходит Intel, чей процесс инновации, основанный на четком обмене данными, описывается в подробнейших деталях Стивеном Эппингером в статье 2001 года «Innovation at the Speed of Information».

Целью многих мыслителей в этом лагере стало превратить практику инноваций из творческого процесса во что-то вроде производственного механизма с целью создавать «больше идей, хороших и разных!» (как пишут Роберт Саттон и Эндрю Харгадон в своей книге «Построение фабрики инноваций»).

Саттон и Харгадон описывают полезные детали того, что на первый взгляд может показаться обобщенным процессом: начните с хороших идей из самых разных источников, обсудите их, поиграйте с ними, подумайте о новых применениях для старых идей и превратите проекты с потенциалом в реальные продукты, услуги и бизнес-модели. Похожим образом подробно описывает процедуру изобретения новых услуг конгломератом Bank of America Стефан Томке в своей статье «R&D comes to services».

Читайте материал по теме: Как руководители внедряли и применяли инновации в 1969 году

Данная организация использует несколько отделений в качестве экспериментального поля для творческих идей. При этом подобный полигон «достаточно велик, чтобы произвести на нем самый широкий спектр испытаний, но достаточно мал, чтобы ограничить риски для бизнеса».

С большим успехом применяет системный подход компания Lego; считается, что наиболее отточен «производственный подход» к новаторству у P&G. Завершая круг, компания Intuit известна тем, что даже внедрила у себя процесс, обучающий каждого мыслить так же творчески, как лучшие люди в Pixar, Dior и IDEO. Ярко описанная Роджером Мартином в статье «Ускорители инноваций», эта процедура требует столько же хватки и настойчивости, как системное мышление, и заставляет нас вспомнить предупреждение Шрейджа о том, что даже корпоративные культуры, рожденные по четкому плану, трудно скопировать.

Мысль о том, что некоторые из данных инновационных процессов не легче внедрить, чем найти редкий талант для культур, зависящих от творческого полета, не очень-то приятна.

Это недавно сподвигло Скотта Энтони на определение минимальных шагов для компаний, не располагающих ресурсами P&G или креативным гением Джона Гальяно, но при этом желающим создать надежные пути для инноваций.

Читайте материал по теме: Рассчитайте, сколько вам следует вложить в инновации

Четыре этапа, описанные им и его коллегами в статье «Как запустить двигатель инноваций за 90 дней», разумеется, не обещают превратить вашу фирму в P&G по мановению волшебной палочки. Но даже эти так называемые «минимальные» шаги не так уж просты. Во-первых, топ-менеджеры должны понять и четко определить, как инновации вписываются в более широкую корпоративную стратегию.

Во-вторых, нужно выбрать несколько областей для исследования, которые будут отвечать запросам большого числа потенциальных потребителей. При этом компания должна быть способна уникальным образом эти потребности удовлетворить. И только тогда можно создать маленькую команду новаторов и назначить им в помощь и руководство кого-нибудь из руководителей высшего звена.

Чтобы помочь фирмам, особенно малым и неопытным в этой сфере, Энтони переработал огромное количество данных от опытных новаторов и создал весьма практический метод оценки, который эта команда и ее руководители могут использовать для ответа на один из основополагающих вопросов: «Стоит ли нам заниматься этим проектом?». Таким образом можно понять, на верном ли пути находится ваша организация.

В конце концов ответ на вопрос, что важнее: люди или процедуры, наверное, звучит как «и то, и другое». Талантливым специалистам могут мешать неразумные процессы; неуверенным в себе людям хорошие процессы могут наоборот помочь. В лучшем из всех миров необычайно одаренные индивидуумы исследуют новаторские идеи с помощью процессов, которые прекрасно подходят к их талантам. Но в реальном мире нам всем со всеми нашими недостатками стоит как можно мудрее использовать все возможные инструменты.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена