Знаете ли вы, чего не знаете? | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Знаете ли вы, чего
не знаете?

Просите объяснять трудные концепции, даже если считается, что в них все сумели разобраться.

Автор: Арт Маркман

Знаете ли вы, чего не знаете?

читайте также

Данные исследований: Экономика на обочине

Как договориться с китайцами

Олег Баранов

Несекретные секреты

Гладуэлл Малкольм

Искусственный интеллект не cможет заменить жизненный опыт

Дороти Леонард,  Уолтер Суоп

На самом деле не так уж вы много знаете, как вам кажется. Большинство людей не в состоянии объяснить, как функционируют хорошо им известные и якобы вполне понятные вещи.

Не верите? Возьмите любой предмет, которым вы пользуетесь повседневно, и попробуйте детально описать его устройство. Увидите — в ваших знаниях обнаружатся зияющие пробелы. В психологии этот когнитивный барьер именуется иллюзией глубокого понимания. То есть вы уверены, что до конца понимаете то, о чем имеете весьма смутное представление.

Каждый день мы пользуемся жаргоном, не отдавая себе отчета в значении этих псевдотерминов. Мы просто маскируем пробелы в своем знании, вставляем «умные слова» как «заполнители», придавая своим рассуждениям лоск и не вдумываясь в глубокий смысл.

Например, несколько лет назад я побывал на корпоративном собрании, где вице-президент настаивал на рационализации деловых практик в ближайшем году. Присутствовавшие в зале топ-менеджеры одобрительно кивали. А потом в кулуарах пустились обсуждать, что конкретно он подразумевает под рационализацией деловых практик. Ни один из кивавших в унисон деловых людей не мог толком объяснить, как именно эти практики рационализируются.

Другой, весьма печальный и известный пример таких пробелов и их последствий. Именно глубочайшим непониманием природы сложного финансового продукта отчасти был вызван ипотечный кризис и коллапс нескольких крупных инвестиционных банков в конце нулевых. Последние попросту не сумели уберечь себя от сопряженных с этим продуктом рисков, потому что лишь очень немногие (как среди трейдеров, так и среди тех, кто покупал эти «токсичные бумаги») до конца осознавали, чем именно они торгуют.

Вот те, кто понимал структуру этого продукта, в итоге и сделали высокие ставки против рынка, предъявив свопы на дефолт по кредиту. Многие компании, в том числе AIG, охотно продавали как можно большее количество таких партии свопов, то есть явно недооценивали степень рискованности продукта, который они взялись страховать.

Читайте материал по теме: Как запустить двигатель инноваций за 90 дней

Для инноватора любых масштабов жизненно важно прежде всего выявить пробелы в своих знаниях. Пробел, оставшийся без диагностики, грозит неполным пониманием проблемы, а значит, помешает найти наилучшее ее решение.

Чтобы выяснить, чего именно вы не понимаете, присмотритесь к работе учителя: все пробелы в знаниях приходится заполнять тому, кто берется объяснять что-то другим. Но нет необходимости ждать, пока вам подвернется дельный ученик — объясняйте все концепции самому себе по мере того, как вы их усваиваете.

Обзаведитесь привычкой учить самого себя. Попытка объяснить что-то вслух выявит пробелы в знаниях. Вы увидите, значения каких слов и смысл каких понятий остаются вам неясны.

Вовлекайте коллег в совместное обучение. Помогайте им выявлять пробелы в знаниях. Просите объяснять трудные концепции, даже если считается, что в них все сумели разобраться. Это поможет вам проработать новые идеи и выявить какие-то критически-важные аспекты, в которых ваши коллеги окажутся не так уж сильны.

Обнаружив их, не принимайте их за слабость или изъян — это наилучшая возможность чему-то научиться. Успешная инновация возможна лишь при условии, что и вы, и ваши сотрудники полноценно постигли проблему. И порой стоит найти пробел в своих знаниях, как появится и решение.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена