Почему не нужно ждать благодарности от сотрудников | Большие Идеи

・ Коммуникации

Почему не нужно ждать благодарности
от сотрудников

Благодарность — это очень личное чувство: оно часто мешает бизнесу

Автор: Максим Белухин

Почему не нужно ждать благодарности от сотрудников
Фото: Hybrid / Unsplash

читайте также

Опасные звезды: почему награды и рейтинги могут навредить

Гэбриел Россман,  Оливер Шильке

Цена выбросов: во что обойдется компаниям их углеродный след

Джон Малликен,  Роберт Экклз

Почему искусственный интеллект не смог бы (пока) написать эту статью

Уолтер Фрик

Универсалам платят больше

Торрес Николь брала Интервью

Руководитель много делал для своего подчиненного: давал ему интересные проекты, всячески продвигал по службе, шел навстречу в вопросах отпусков и присутствия в офисе. В ответ он ожидал встречной лояльности: одобрения и поддержки принимаемых решений, «правильную» сторону в случае конфликтов и кризисов. Но вдруг сотрудника переманила другая компания. И на прощание начальник не дождался от своего несостоявшегося протеже ни «спасибо», ни добрых слов, ни какой-либо другой благодарности. Ситуация неприятная, подрывающая веру в людей… Но тут что-то не сходится, не находите?

Есть одна расхожая фраза: «Благодарность — это дорогой дар, и не стоит его ожидать от дешевых людей». Это важная позиция, которую всегда стоит держать в голове. Но мы поговорим о ситуации, в которой сами ожидаем благодарности от других. Часто подобное ожидание не оправдывается, и в этом, как ни странно, есть и наша вина.

Туманные отношения

Как ругаются бизнес-партнеры, которые друг к другу хорошо относятся? Обычно все начинается с того, что они делают друг другу одолжение. Например, я открыл с другом интернет-магазин, но бизнес не пошел. Я решил партнеру сказать, что из этой истории выхожу. Встречаюсь с ним, а он говорит: «Я придумал способ, как нам пережить тяжелый период — взял кредит». Он старается сделать как лучше, а у меня язык не поворачивается сказать, что магазин надо закрыть. Я понимаю, что друга бросить не могу. Начинаю ему помогать, тянуть убыточный бизнес. В итоге все друг другу делали одолжение вместо того, чтобы проговорить сложные моменты и взять на себя смелость из подобных отношений выйти. Наверняка мой друг тоже думал, что помогает мне оставаться в бизнесе, взяв ответственность за кредит на себя. В результате выросшего взаимного напряжения мы поругались. Бизнес так и не пошел.

В чем разница между «дам в долг» и «одолжением»? Когда мы даем в долг, люди понимают, что им дали в долг. (Мы не берем те случаи, когда это ошибочно воспринимается как подарок). Дающий в долг берет расписку с берущего: «Я получил столько-то, обязуюсь вернуть такого-то числа». Все понимают роли и взаимные обязательства. Одолжение — это когда я считаю, что дал в долг, а другой человек так не считает, и не находит нужным благодарить.

Вернемся к нашему руководителю. Когда он вкладывался в «неблагодарного» сотрудника, то ведь никогда не говорил: «Ты сейчас ничего не умеешь. Давай, я сейчас тебе дам задание, ты его выполнишь, профессионально подрастешь — и сможешь претендовать на новые должности». Это очевидная картина для руководителя. А как эту ситуацию видел сотрудник? «Руководитель постоянно давал сложные задания, я их выполнял, но это не ценилось, скорее наоборот — меня продолжали грузить. Я закалился профессионально и теперь своим уходом докажу, как меня недооценили». Это очень распространенная ситуация: никто не потрудился ситуацию прояснить, хотя основная вина тут лежит на управленце.

Если отношения не регламентированы, то люди могут и будут воспринимать их в разных регистрах: один — в регистре долговых отношений, другой — в регистре начальник-подчиненный, а кто-то — вообще в регистре дружеского общения.

«Чисто по-дружески»

Иногда ко мне обращаются хорошие знакомые с просьбой провести стратегическую сессию. Это просьба, которая выводит наши отношения за рамки дружеских. Например, они говорят: «Есть крутой клиент, наш друг. Помоги нам бесплатно, чего тебе стоит? Потом будешь заказы получать от этого нового клиента!»

Однажды я согласился на такое предложение, отменил отпуск (хотя мне не сильно нужны были новые клиенты, просто хотелось помочь) — и все это вылилось в напряжение и взаимное недовольство. Я сделал одолжение, ожидая от друзей понимания, каких усилий и жертв это мне стоило. Но я не проговорил это вслух. А почему мои друзья должны были учитывать мои переживания, если я согласился, но сам же молчал об этом?

Мои друзья считали, что дали мне работу, привели потенциального клиента, и это выгодно всем. А я ждал от них благодарности, так как отменил отпуск и проделал бесплатную работу. Но своим насупленным видом я вызвал отнюдь не сочувствие, а раздражение и недовольство. Мол, ты чего, мы тебе привели клиента, что тебе еще надо?

У меня не хватило мужества дать понять, чего мне это стоило. Мои ожидания благодарности оказались сугубо моими проблемами. Вот почему первый шаг к тому, чтобы люди тебя действительно благодарили, — это разделять с ними определенную ответственность, а не брать ее только на себя.

Как это делать правильно? Недавно мне позвонил клиент и товарищ, с которым мы много лет работаем, и говорит: «Прилетай ко мне на день, посмотри один проект и дай мне обратную связь. Лететь всего полтора часа. А потом, как посмотришь, отдохнем, пообщаемся».

Если бы я ответил «хорошо, я сделаю тебе одолжение», он, скорее всего, этого никогда бы не оценил. Пришлось ответить ему так: «Я не планировал к тебе лететь, и это не дружеская услуга. У меня достаточно напряженный график, ради тебя я готов кое-что перенести, но кому-нибудь другому это стоило бы столько-то. Я точно тебе нужен?»

Если ты переводишь «дружескую просьбу» в деньги, то у человека возникает отчетливое ощущение, что ему дали в долг — и дали очень конкретную сумму. Как ее возвращать в рамках ваших дружеских отношений — отдельный вопрос. Но ни у кого не остается иллюзий по поводу выгоды и усилий участников этого договора. И вероятность, что другой человек будет благодарен, гораздо выше, чем если этих фоновых условий не проговорить.

Рамки без рамок

Мы часто смешиваем регистры общения — рамки и форматы взаимодействия, подходящие для определенных отношений. Начальник и подчиненный легко смешивают дружеский и деловой регистры, и это не удивительно. Людям тяжело следовать нормам каждой поведенческой ситуации, особенно когда дело касается друзей и знакомых.

Помните нашего руководителя, который рьяно вкладывался в своего сотрудника? Это ведь история про отношения (не будем называть их дружескими, хотя рабочими их тоже назвать тяжело). Давайте поменяем схему «бизнес-отношения» и «дружеские отношения» на «работу, направленную на результат» и «работу, направленную на отношения» — и разберем то, что случилось в компании, с точки зрения общей продуктивности бизнеса.

Как выглядела бы работа, направленная на результат? Сотрудник говорит: «Я хочу повышения». Руководитель отвечает: «Хорошая идея. Расскажи, чем твоя текущая позиция отличается от той, на которую ты претендуешь?» После этого руководитель говорит: «Отлично. В этом ты прав, в этом тоже, а тут — нет. Еще я вижу вот такие направления для работы на этой позиции. Согласен?» Дальше они должны прийти к какому-то единому мнению и посмотреть, какими из необходимых навыков обладает сотрудник. Если это обсудили, то руководитель может озвучить договоренность: «Я готов в тебя вкладываться, но это должны быть обоюдные усилия. Ты должен учиться делать то, что сейчас не умеешь, и через какое-то время сможешь претендовать на новую позицию. Теперь давай посмотрим, какие задачи из тех, что сейчас не входят в круг твоих обязанностей, я тебе должен поручить, чтобы ты двинулся к своей цели». В рамках таких отношений благодарность с обеих сторон может быть нормальной реакцией на происходящее.

Отношения как работа

Как обычно делает руководитель? Он уходит в отношения и говорит: «Давай я тебе что-то пообещаю, потому что к тебе хорошо отношусь. А дальше будем выкручиваться». Или начинает, как в начале нашего разговора, повышать зарплату, подкидывать новые проекты — по сути, подкупать своего сотрудника, ожидая какой-то особой реакции по отношению к себе. В этой ситуации ставки и взаимные ожидания растут. И дальше ожидаемо следуют обиды и взаимные разочарования.

И самое главное: если мы как руководители так поступаем, то пытаемся сделать что-то для отношений с сотрудником, но не занимаемся решением рабочей проблемы. Логично, что сотрудник не чувствует к нам благодарности, потому что проблема, с которой он пришел к нам, не решена.

Мы предлагаем «любовь к себе» в обмен на повышение, интересную работу или деньги. Но мы не знаем мотивации сотрудника, у нас высок риск неправильно истолковать его поведение и мотивы. Продуктивно ли это с точки зрения общей атмосферы в компании и вовлеченности сотрудников в рабочие процессы? Не уверен. В такой ситуации мы строим отношения, а не бизнес. У этих проектов разные, если не противоречащие друг другу задачи.

Помните, благодарность — это очень личное чувство. Если поймали себя на ожидании благодарности от кого-то, возможно, вы пытаетесь выйти за рамки рабочих отношений. Ваши личные интересы могут оказаться выше логики бизнеса и позиции руководителя.

Управлять людьми тяжело, именно потому, что нужно каждый раз, как канатоходцу, проходить по ниточке личного и рабочего, дружбы и бизнеса. И лучше каждый раз не лениться и проговаривать: если канат оборвется, упадут все.

Об авторе. Максим Белухин — директор центра executive-коучинга, развития и карьеры Московской школы управления «Сколково».