Кризис: нажить или выжить? | Большие Идеи

・ Коммуникации

Кризис: нажить
или выжить?

Генеральный директор ГК «Уайт» уверен: после кризиса рынок изменится, значит, нужно действовать на опережение: наметить новые точки роста и активно развиваться. С ним не согласен исполнительный директор: он убежден, что кризис — не время для перемен.

Автор: Павлов Дмитрий

Кризис: нажить или выжить?

читайте также

Кто определяет стратегию вашей фирмы?

Бауэр Джозеф,  Гилберт Кларк

Все для продаж

Сеспедес Фрэнк

Вы хороший начальник? Или очень хороший?

Лайнбек Кент,  Линда Хилл

Распорядок новой жизни: как стать «жаворонком» и все успеть

Джефф Сандерс

— А что, правда, Николай Петрович возвращается? — Иван, личный водитель основателя и генерального директора группы компаний «Уайт», с надеждой взглянул на секретаршу Леночку. — Неужели у меня наконец появится работа? Уже пару лет Иван ходил в офис как в интернет-клуб. Николай Петрович Палтусов, «хозяин» Ивана, в Питере появлялся редко, и Иван почти все рабочее время, как с завистью говорила Леночка, гонял балду. Человек старой закалки, он переживал, что получает зарплату ни за что, и с готовностью брался за любые поручения руководителей и рядовых сотрудников «Уайта». Оставшееся время он проводил за компьютером — в основном на форумах, посвященных гонкам по бездорожью «Ладога-Трофи».

— Да, — вздохнула Леночка, — возвращается. Не понимаю, чему ты радуешься: чует мое сердце, с его приездом только хуже будет.

— Да брось ты, — возразил Иван. — Ты его просто не знаешь. Николай Петрович — голова! Он нас всех спасет.

— Ой сомневаюсь, — покачала головой Леночка.— Утопит он нас. Я за свое место, знаешь, как переживаю. Вот посокращает он всех — и где мне новую работу в кризис искать?!

— Не боись, Ленок, — подмигнул Иван. — Все будет окей.

Путь к мечте

Николай Петрович Палтусов всю жизнь «болел» Великобританией. «Когда-нибудь, — говаривал он в юности, — когда я стану богатым и знаменитым, я прикуплю себе домик на острове Уайт и буду жить там в свое удовольствие». Первый шаг к осуществлению мечты он сделал на заре карьеры — назвал свою компанию в честь будущего места жительства и изобразил на ее логотипе ромб — такой же, как на флаге острова.

Первым бизнесом Палтусова стал девелопмент. Пользуясь связями в правительстве области, он выгодно приобретал участки под застройку, инвестировал в инженерную инфраструктуру, приводил в порядок документацию и выставлял лот на продажу по цене, в несколько раз превышавшей все затраты. Многие участки требовали серьезных осушительных работ, и Палтусов стал закупать насосное оборудование у известного европейского производителя Norgefos, а через некоторое время и сам занялся продажей насосных станций. Так у него появился второй бизнес. Потом он придержал два земельных участка, доставшихся ему особенно дешево, и пустил их в дело — на одном затеял строительство логистического терминала, а другой выгодно обменял на автосалон, торговавший подержанными машинами.

Наладив работу всех своих бизнесов, Палтусов наконец решил: пора отдохнуть. Он подыскал себе симпатичный домик на острове Уайт — в небольшом городке на самом берегу моря, утряс последние формальности и покинул родину на неопределенный срок. Бразды правления компанией он передал Леониду Крашенинникову, исполнительному директору «Уайта», владевшему 15% акций. Уверенный, что компания в надежных руках, Палтусов почти перестал интересоваться ее делами (дивиденды он получал регулярно, да и в отчетах все было в порядке) и с головой окунулся в новую беспечную жизнь.

Конфликт стратегий

— Я думаю, приезжать сейчас не имеет смысла. — Крашенинников старался говорить спокойно, но голос выдавал волнение.

— Не имеет смысла? — удивленно переспросил Палтусов. — Вы считаете, что в такое время я должен сидеть на берегу моря и любоваться закатами? Мне сейчас нелегко, вложения в ценные бумаги обесценились, доля в английской брокерской компании упала в цене. Я не могу допустить, чтобы и «Уайт» пошел ко дну — а это, судя по всему, весьма реальная перспектива. Я же вижу, что в последние несколько месяцев доходы едва перекрывают операционные расходы.

— Николай Петрович, вы сгущаете краски. Реальной угрозы нет. Сейчас всем тяжело. Обстоятельства изменились, и с этим мы ничего поделать не можем. Но люди-то не стали работать хуже.

— Я что, похож на идиота?! — взорвался Палтусов. — Думаете, я не понимаю, что ситуация изменилась? Но валить все на обстоятельства — последнее дело. Просто потрясающе, как вы можете сохранять такое спокойствие, когда все вокруг горит. Даже не горит — полыхает.

— Полыхает у того, кто много должен. И кому должны — и непонятно, как и когда будут отдавать. А у нас финансовый рычаг очень скромный. Товарный кредит от Norgefos — на складе. В любой момент, если прижмет, можем вернуть. Машины всегда закупали под заказ после предоплаты. Стройку остановили. Есть пара проблем с банками, но мы уже почти договорились о реструктуризации основной задолженности. Так что все под контролем. Сейчас главное — не делать резких движений. Кризис когда-нибудь завершится, и у нас все окончательно наладится...

— Что значит «наладится»? Мы с вами должны все налаживать сами. Может быть, у нас действительно не все так плохо, как кажется издалека. Я приеду и разберусь. Но это не единственная моя задача. Компанию сейчас надо не только спасать — ее надо развивать!

— Николай Петрович, о чем это вы? — Крашенинников, кажется, не поверил своим ушам. — Развивать? Это в кризис-то?

— Да, именно в кризис! Кризис — идеальное время для...

— Нет, подождите, — перебил его Крашенинников. — О каком развитии может идти речь? Сейчас наша основная задача — держать маржу на прежнем уровне. Мы сокращаем расходы, сворачиваем новые направления. Вот, скажем, продажи у нас упали на тридцать

процентов, значит, расходы надо сократить на пятьдесят.

— Знаете, Леонид, оперировать цифрами по компании в целом — это, безусловно, правильно, но нам необходим более фрагментированный подход. У нас есть бизнесюниты, — последнее время Палтусов все чаще расцвечивал речь английскими словами, — которые откровенно завалены. Я приеду, и мы вместе посмотрим: может, стоит что-то продать, пополнить операционный капитал. И усилить то, что выстрелит в ближайшем

будущем.

— А что выстрелит в ближайшем будущем? Вы знаете?

— Некоторые сектора экономики уже сейчас показывают определенный рост... — Палтусов на секунду задумался. — Ну вот, скажем, мы торгуем машинами — так, может, фиг с ними? Все равно это, скорее, хобби. Ну или что-то вроде того. Может, от этого стоит совсем отказаться. И наоборот, именно сейчас, когда продажи упали, застолбить пару новых площадок.

Спрос начнет восстанавливаться, и мы окажемся в авангарде отраслевого роста. Это не руководство к действию, а, скорее, наметки. Я просто рассуждаю вслух. Еще раз повторяю: я приеду, и мы во всем разберемся.

Поняв, что Палтусова не переубедить и он обязательно сорвется с места и кинется реорганизовывать компанию, Крашенинников сник. Стратегия, которую пропагандировал генеральный директор, показалась ему не просто ошибочной — даже абсурдной. Но причина была не только в этом. Еще одно обстоятельство делало приезд генерального директора крайне нежелательным: Леонид и Николай Петрович принадлежали разным эпохам, исповедовали разные стили и методы управления.

Палтусов был «строгим, но справедливым» барином. Он мог и наказать, и по головке погладить. Мог стереть в порошок, унизить и накричать, а потом все простить, приблизить к себе, «взять с собой на охоту». Крашенинников же, человек постсоветской формации, держал всех на равноудаленном расстоянии. Принципы управления, которых он придерживался, были ясны всем. Он продвигал и награждал толковых сотрудников, стимулировал трудовое рвение у отстающих. С его приходом все стало работать четко и предсказуемо.

В условиях нестабильности, эмоционального напряжения, неуверенности в будущем эта разность подходов могла дестабилизировать коллектив, внести разлад и смуту в рабочий процесс. Крашенинников был уверен: сотрудники, которых он подбирал под себя, встанут на его сторону, а вот старая гвардия, сохранившая веру во «всемогущего царя-батюшку», поддержит Палтусова; найдутся и те, кто будет действовать по принципу «и вашим, и нашим». Очевидно, это вызовет сплетни и конфликты. Атмосфера в коллективе испортится, командный дух испарится. И, как человек с ослабленным иммунитетом, компания с подорванной корпоративной культурой зачахнет и кризис не переживет.

— Николай Петрович! — В голосе Крашенинникова звучала умирающая надежда. — Мне, правда, кажется, сейчас не лучшее время для перемен. Давайте немного подождем. Нам бы продержаться, пока ситуация не начнет налаживаться, а потом мы спокойно выплывем вместе с рынком. Вот пройдет кризис, и все вернется на круги своя.

— Послушайте меня, молодой человек! Я много пожил и много видел. Вот вы говорите «выплывем с рынком». Но ведь когда кризис минует, все изменится. Рынок уже не будет таким, как прежде. Поэтому мы должны действовать на опережение, наметить новые точки роста. Сейчас можно сделать хороший задел на будущее: те, кому стало совсем худо, готовы отдаться нам за бесценок.

— Ну не надо нам ловить рыбу в мутной воде… — слабо возразил Крашенинников.

— Если мы, как вы советуете, ляжем в стратегический дрейф, то откатимся далеко назад, — парировал Палтусов. — Короче, я прилетаю в эту субботу. Вечерний рейс British Airways. Пусть Иван меня встретит.

Затаиться или...

Чтобы развеяться после неприятного разговора, Крашенинников вышел в коридор. В офисе было неожиданно тихо. Он взглянул на часы: восемь сорок. Ну еще бы, все уже давно разошлись. Налив себе кофе, Крашенинников сел за столик на пустой кухне.

«Похоже Николай Петрович совсем оторвался от действительности, — подумал он. — Да оно и понятно: разве с далекого острова видно, что творится на родной земле? Самое ужасное, что Палтусов — как танк: прет вперед, и ничем его не остановить. Сейчас он приедет и развернет бурную деятельность. Будет ловить попутный ветер, выплескивать свою немереную энергию».

Отхлебнув кофе, Крашенинников поморщился: слишком много сахара. Наверное, задумался и сам не заметил, как положил пару лишних ложек.

«Будем рассуждать логически, — попробовал он собраться с мыслями. — Что может придумать Палтусов? Решит продать логистический терминал — незавершенное строительство? Так его еще надо умудриться продать. И что делать с этими деньгами? Гасить кассовые разрывы? Искать привлекательные объекты для реинвестирования? Покупать бизнесы, которыми “Уайт” в принципе никогда не занимался? Распылять силы на переговоры, вместо того чтобы заниматься текущей эффективностью?! А ведь собственный логистический терминал — это наша мечта! С какой любовью мы его строили — не спеша, в свое удовольствие. “Уайт” — заказчик и застройщик. “Уайт” — генпроектировщик и генподрядчик. А если мы его продадим, что делать с проектным офисом? Там же профессионалы с большой буквы… Или вдруг он решит отказаться от автомобильной темы. Даже наверняка — для него это всегда было игрушкой. И ведь продаст легко: предложения по покупке поступали даже пару месяцев назад, в самые тревожные времена...» Погруженный в тяжелые мысли, Крашенинников не услышал телефонного звонка: мобильный в кармане повибрировал и разочарованно затих.

«Скорее всего, шанс сохранить все наши компании у меня есть, — с надеждой подумал Крашенинников.— Я почти уверен, что мне удастся склонить на свою сторону часть членов совета директоров. Сколочу коалицию, и будем держать оборону. Согласуем на совете несколько сценариев и возьмем за ориентир самый пессимистичный. Заляжем на дно, будем придерживаться минимального уровня затрат. Сохраним ключевых людей. Во что бы то ни стало достроим терминал и встроим его в какую-нибудь международную логистическую цепочку. Вот уж где пригодятся новые связи Николая Петровича. А когда кризис закончится, будем думать, что делать дальше. Сосредоточиться на чем-то одном или по-прежнему развивать все направления».

И вдруг Крашенинников осекся. Неожиданно ему пришла в голову новая мысль: а что если Палтусов в чем-то прав и в его теории есть рациональное звено?

«А может, и правда, я чего-то не понимаю? Я же никогда не работал в условиях неопределенности. Одно дело — руководить, когда все сыты и целы, другое — когда завтра, не дай бог, зарплату платить будет нечем. А Николай Петрович человек умный, опытный.Чувствует, видимо, что где-то рядом ходят

большие деньги...»

«Но где они, эти деньги?! — сам себе возразил Крашенинников, — На господдержку нам рассчитывать не приходится: не социально значимый бизнес. Конечно, Палтусов может что-то выпросить на уровне города, но этим мы свяжем себе руки — опять попадем в зависимость от чиновников».

Внутренний диалог окончательно лишил Крашенинникова душевного равновесия. В нем как будто схлестнулись два разных человека: один — убежденный в собственной правоте, другой — сомневающийся и неуверенный в себе.

«А может, и правда, нам стоит что-нибудь продать? Похоже, сейчас три бизнеса тянут нас в разные стороны, как лебедь, рак и щука. Но кто знал, что все так обернется?! У каждого бизнеса были свои нормы рентабельности, свои стратегии. Риски были разнесены по трем отраслям. Автомобили — дело доходное и имиджевое. Торговый дом, продающий насосное оборудование, — маленький свечной заводик. Капало по капельке. Квалифицированный персонал. Никогда никаких сбоев. Девелопмент — более серьезная тема, но перспективы уже год назад стали весьма туманны. Лакомые участки давно разобраны. А на вторичном рынке мы никогда не работали...»

Крашенинников не знал что и думать. Стратегия выживания казалась ему более подходящей; в том, что рынок не изменится после выхода из кризиса, он тоже не сомневался. Но внутренний голос, убеждавший его в правоте — хотя бы частичной — Николая Петровича, был уж больно настойчив...

Только вперед?

Николай Петрович Палтусов летел в Москву с тяжелым сердцем. Разговор с Крашенинниковым оставил у него в душе неприятный осадок. Все эти годы, когда он наблюдал за развитием компании из-за рубежа, Леонид казался ему разумным и надежным человеком. Не раз Палтусов хвалил себя за выбор исполнительного директора и гордился, что сумел разглядеть в подчиненном задатки лидера. Ему казалось, что они дышат одним воздухом и одинаково на все реагируют. Но тут оказалось, что они с Крашенинниковым расходятся в самом главном — в представлении о будущем компании.

«Ну ничего, — успокаивал себя Палтусов. — Я сейчас все перетрясу и разберусь, как нам действовать. Наверняка придется от чего-то отказаться. Первый кандидат на вылет — недостроенный терминал. Сейчас строительство законсервировано, но он все равно съедает кучу денег. Охрана, налоги, протапливание зимой, профилактика всех систем. Если терминал не продать в обозримом будущем его придется достраивать, иначе никакая госкомиссия потом не подпишет ни один акт. А денег на строительство у нас нет. Второй кандидат — автоцентр. Тут мы выручим хорошие деньги — часть пустим на погашение оперативной задолженности, часть — на развитие насосного бизнеса. Откроем торговые дома в Новгороде, Пскове, Череповце. Перекупим лучших продавцов. Да их и перекупать не придется: живая очередь на рынке труда. Музыку заказывает работодатель. Медленно, но верно выйдем на первое место в регионах. Ну а на оставшиеся средства купим новый бизнес — по бросовым ценам у падающего владельца».

И тут Палтусов представил себе, с каким сопротивлением ему придется столкнуться при осуществлении своего плана. Нет, конечно, сторонники у него будут — это однозначно, но и противники найдутся: наверняка Крашенинников уже провел агиткампанию.

«Ну как можно мыслить так однобоко?! — снова завелся Палтусов. — Как можно быть таким зашоренным? И ведь я уверен, Крашенинников тоже печется о компании. В чем же тогда дело? Неужели он не видит, что кризис — самое время брать быка за рога? А может, он как раз понимает что-то такое, чего не понимаю я? Но что?» Палтусов закрыл глаза и задумался. Самолет шел на посадку...

Какой стратегии стоит придерживаться компании? Ситуацию комментируют эксперты.

Игорь Чепенко, генеральный директор ЗАО ТФД «Брок-Инвест-Сервис и К»

В этой истории описана классическая ситуация: конфликт разных подходов к ведению бизнеса. Первый — предпринимательский, его отстаивает Палтусов, «барин», создавший компанию и уехавший на отдых. Второй — менеджерский, его пропагандирует Крашенинников. В кризис конфликт обостряется — в том числе из-за общей нервозности, усиливающейся в это время. Каждый из героев начинает сомневаться в своей правоте:

Палтусов, который в начале заявляет: «Я приеду и наведу порядок», в конце концов задается вопросом: «Может, Крашенинников понимает что-то такое, чего не понимаю я?» Похожие мысли одолевают и Крашенинникова: он вдруг задумывается, не мешает ли ему погруженность в операционное управление.

У сомнений, к которым приводят нервозность и неопределенность, есть и положительная сторона. Это первый шаг к столу переговоров. Если герои не попытаются договориться, их взаимное раздражение постепенно превратится в хроническую болезнь и приведет к развалу бизнеса. В идеале Палтусов и Крашенинников должны выработать

стратегию взаимодействия и взаимодополнения. Каждый из них в чем-то хорош, каждый обладает какими-то уникальными навыками. Палтусов — харизматичный лидер, у него нюх на деньги. Крашенинников — грамотный управленец, он умеет тщательно выстраивать систему мотивации и планирования, он эмоционально устойчив и всегда действует последовательно. Поняв, кто в чем силен, Палтусов и Крашенинников должны

разделить обязанности по управлению компанией на разных этапах.

Что касается стратегии организации в кризис, я считаю, здесь есть универсальное правило, которое подойдет «Уайту» так же, как и большинству других компаний. Когда кризис только набирает обороты и неопределенность принимает такой масштаб, что ей не в силах противостоять ни генеральный, ни исполнительный директор, компания должна следовать стратегии выживания. Да, возможно придется «удариться о дно», залечь и затаиться. В такой момент нужно внимательно осмотреться, сбалансировать доходы с расходами, то есть поработать с цифрами, таблицами, бюджетами. Надеюсь, у Палтусова хватит мудрости понять, что на этом этапе он компании не поможет, и отдать все полномочия Крашенинникову. Думаю, под его руководством «Уайт» за полгода сможет достичь определенной стабильности и даже начать зарабатывать прибыль.

Когда руководители поймут, что ситуация под контролем: нет кассовых разрывов, все нормально с кредитным портфелем, — пора постепенно переходить к этапу развития. На этой стадии нужно открывать новый проект. Какой именно — сказать не могу, ведь куда пойдет государство после кризиса и как изменится рынок, не знаю ни я, ни Палтусов, ни Крашенинников. Но вот в том, что за рынком нужно внимательно следить, улавливать малейшие сдвиги, я не сомневаюсь.

Чтобы стратегия развития принесла плоды, все акционеры и наемные менеджеры должны хорошо понимать ее суть — значит, ее нужно внятно и четко сформулировать. Получится ли это у Палтусова, не знаю: до сих пор его бизнес рос и расширялся как придется, без какой-либо взаимосвязи. Да и сейчас, кода он рассуждает о развитии, он говорит:«прикупим что-нибудь» — подвернется ему бизнес по разведению бобров, он им и займется. А это очень опасно. Если компания не сможет выработать единую стратегию развития, скорее всего, ей лучше остановиться на этапе выживания. Это

спасет ее сейчас, но не обеспечит успеха в будущем.

Владимир Скворцов, генеральный директор компании «Альфа Страхование»

Я не специалист в девелопменте, насосном оборудовании и продаже автомобилей, но, с точки зрения бизнеса, ни одно из решений, которые предлагают руководители группы компаний «Уайт», нельзя безоговорочно назвать верным. С одной стороны, очевидно, что проводить революцию в организации во время кризиса — подобно самоубийству. Развитие новых проектов, не связанных с основной специализацией компании, наверняка негативно отразится на успешно работающих «бизнес-юнитах (если пользоваться терминологией

Палтусова). Покупка «нового бизнеса по бросовым ценам у падающего владельца» может поставить под удар удачно выходящую из кризиса организацию. С другой стороны, замыкаться только на операционной деятельности, не оценивать изменяющиеся рыночные

перспективы — значит упустить свой шанс на существенный скачок. Именно в кризис, благодаря уникальному стечению обстоятельств, появляются новые возможности, которые позволяют в разы капитализировать бизнес, наращивать присутствие компании на рынке, нанимать недоступных прежде высококлассных специалистов.

Судя по тому, что мы знаем о «Уайте», ее положение сейчас нельзя назвать особенно тяжелым. Это значит, что компании в принципе ничего не угрожает и она находится в здоровом состоянии. В такой ситуации, я полагаю, Палтусову и Крашенинникову стоит задуматься о развитии — причем преимущественно в профильной сфере, ведь там и у руководителей, и у команды уже есть необходимый опыт. По всей видимости, Палтусов

осознает, что в кризис нужно развивать знакомые и хорошо изученные направления бизнеса. Однако, когда он говорит: «...откроем торговые дома в Новгороде, Пскове, Череповце, перекупим лучших продавцов», — мы понимаем, что он не видит явных многообещающих возможностей для роста. Если вспомнить слова Крашенинникова: «...торговый дом, продающий насосное оборудование, — маленький свечной заводик. Капало по капельке», — станет ясно, что рассуждения Палтусова свидетельствуют скорее

о желании вложить спасенные из падающих направлений деньги — вложить хоть куда-нибудь, лишь бы не пропали. Об осознанной инвестиционной стратегии речь здесь не идет.

Каким путем должна идти компания в тот или иной момент своей истории (особенно в кризис) — зависит от множества факторов. Поэтому, прежде чем принимать какое-либо решение, я бы советовал героям как можно более адекватно оценить, во-первых, сложившуюся рыночную ситуацию — в том числе потенциальные риски, а во-вторых — финансовое положение компании. Если с головой броситься в развитие нового

направления или недооценить экономические риски, последствия будут плачевными.

Я убежден: кризис — пора новых возможностей и, чтобы воспользоваться ими по максимуму, нужно действовать коллегиально. Поэтому мой главный совет героям: следует обязательно обсудить все варианты развития компании, скрупулезно, без эмоций оценить их и, взвесив все плюсы и минусы, прийти к общему решению. Баланс интересов «консерваторов», боящихся что-либо менять, и «революционеров», пытающихся энергично развивать бизнес, непременно нужно соблюсти. И тогда компания наверняка выберет правильный путь.

Зося Герчикова, управляющий партнер ГК «Топ-Менеджмент Консалт»

Конфликт, возникший в компании «Уайт», угрожает ее существованию: руководители, у каждого из которых свой взгляд на будущее бизнеса, тянут ее в разные стороны. И хотя предпринимательский подход больше соответствует требованиям кризисного времени, назвать Палтусова идеальным руководителем нельзя потому, что он давно отошел от операционного управления и может допустить ряд серьезнейших ошибок. Поэтому я считаю: чтобы успешно управлять компанией в условиях неопределенности, нужно

скомбинировать стратегии, предлагаемые Палтусовым и Крашенинниковым. Чтобы понять, как их лучше объединить, рассмотрим каждую по отдельности.

Стратегия выживания, которую отстаивает Крашенинников, редко бывает выигрышной. Большинство российских компаний так и не отказались от постоянных показателей издержек, и в кризис снижение затрат у них чаще всего происходит за счет механического «срезания». В выигрыше оказываются лишь те, кто решился ввести переменные показатели во все статьи расходов, включая заработную плату. Но таких компаний немного, так как для этого необходимо изменить обычный порядок подготовки

информации и принятия управленческих решений на нескольких уровнях. Например, нужно прогнозировать выручку по продуктам и клиентам на месяц и квартал вперед, чтобы регулировать расходы на следующий месяц, а не постфактум; нужно подводить финансовые итоги не в конце следующего месяца, а в самом начале. К сожалению, менеджеры и представители финансовых служб к такому порядку пока не готовы. Между

тем переходить к гибкому прогнозированию и «переменным» бюджетам компаниям все равно придется, ведь лидерство по издержкам нужно сохранять не только в тяжелые времена. Что касается стратегии кризисного роста, которой придерживается Палтусов, то ее можно реализовывать по-разному. Если компания находится в лучшем положении, чем ее основные конкуренты, она может захватить их объемы — либо за счет финансового рычага (если она не перебрала кредитов до кризиса), либо за счет определенных преимуществ (качества, гибкой реакции на изменяющийся спрос, низкой себестоимости, то есть высокой производительности и оптимизированных процессов).

Второй вариант — купить упавшие в цене бизнесы с большим потенциалом

роста. В активы, обремененные долгами, вкладываться слишком рискованно.

Поэтому лучше искать активы благополучные — владельцы проблемных бизнесов, которые не могут рассчитаться с кредиторами, иногда продают их, чтобы продержаться на плаву.

И третий вариант — искать новые рыночные возможности (ассортимент, география, услуги) для существующего бизнеса. Воспользоваться ими нужно уже сейчас, когда упали цены и можно тестировать свои идеи на малобюджетных пилотных проектах.

Оценив обе стратегии, я бы рекомендовала «Уайту» скомбинировать их следующим образом. Выбрать второй и третий варианты стратегии роста, то есть тратить деньги только на поиск и быструю проверку новых рыночных возможностей и беспроблемных активов. Руководить этим нужно Палтусову: он больше видит и может использовать нестандартные подходы. Во всем остальном следует придерживаться стратегии выживания, а за это должен отвечать уже Крашенинников.