Модный бизнес в большом городе: как формируется кластер | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Модный бизнес в большом городе: как
формируется кластер

В некоторых отраслях географическая близость играет важную роль. Вспомним Силиконовую долину, Уолл-стрит, Голливуд.

Авторы: Сара Уильямс , Элизабет Каррид-Халкетт

Модный бизнес в большом городе: как формируется кластер

читайте также

Три шага назад: что делать, если вы слишком много делегировали

Энн Шугар

Почему мужчины говорят неправду чаще, чем женщины

Ли Томпсон

Эффект положительного внушения

Как коронавирус может изменить вашу работу

Кали Уильямс Йост

До Недели моды в Нью-Йорке оставалось несколько дней. Это было самое напряженное время для всех, кто связан с этой индустрией. Дизайнеры мечутся в поисках золотых пуговиц с голубой инкрустацией, портних, умеющих плиссировать, материалов нужной им расцветки. В последний момент в стрессе надвигающегося дедлайна дизайнеры вносят последние штрихи в свои творения.

А когда зрители смотрят на подиум, их глазам открывается блистательное зрелище без помарок и изъянов, праздник творческих идей, о котором еще долго будет говорить большой город. Как же удается из года в год проводить торжество без срывов?

Секрет — в сложной экономической системе, уходящей корнями в середину XIX века. И основной фактор здесь — это географическая доступность. Так называемый Швейный квартал — вернее, восемь кварталов Манхэттена — это сплошь дизайнерские мастерские, оптовые магазины, текстильные фабрики, мастерские по изготовлению пуговиц и фешенебельные ателье.

Сама по себе идея сосредоточить целую отрасль в одном небольшом районе, подобном Швейном кварталу, отнюдь не революционна. Производство автомобилей, текстиля, добыча полезных ископаемых, металлообработка — все эти отрасли промышленности исторически концентрировалось в той или иной географической области. Предприятия к взаимной выгоде делились ресурсами, кадрами и информацией. Великий экономист Альфред Маршалл еще в 1890 году отмечал, что сплотившиеся отрасли совместно достигают большего экономического роста благодаря, как он выразился, общей «атмосфере».

Что за «атмосфера» в местах, подобных Швейному кварталу? Дискуссии о преимуществах таких экономических кластеров, экономических агломераций, как именуют их градостроители, носили в основном теоретический характер. Интервью, социологические и этнографические исследования подтвердили, что в некоторых отраслях географическая близость играет важную роль. Вспомним Силиконовую долину, Уолл-стрит, Голливуд. А значит, рассуждают сторонники этой идеи, градостроители должны поощрять концентрацию предприятий и специалистов одного профиля в определенном районе. Но почему это работает и как — оставалось загадкой.

Мы решили поискать ответ на вопрос и в течение двух с лишним недель (июль 2011 года) наблюдали за работой 77 дизайнеров Швейного квартала и Нью-Йорка в целом. С согласия людей их перемещения отслеживались по данным сотовой связи и статуса в социальных сетях, в реальном времени составлялся поминутный график: куда они направляются и зачем. Дизайнеры сообщали нам о своих действиях: вот они покупают ткань, встречаются с производителем, пьют кофе — все это с помощью Foursquare, приложения для соцсетей, которое позволяет участнику точно указывать свое местоположение и занятие. Чтобы оценить экономическую роль Швейного квартала для региона в целом, мы сравнили деловую жизнь дизайнеров, имеющих офисы в этом округе, и перемещения тех, кто разместился в Нью-Джерси и пригородах. Большинство в нашей выборке имеют штаб-квартиры за пределами Швейного квартала.

Выяснилось, что преимущества агломерации распространяются не только на восемь кварталов в Манхэттене, но и достаточно равномерно распределяются по всему городу и его окрестностям. Для успеха дизайнерам не требуется непременно иметь офис в Швейном квартале, но жизненно важно само существование этого квартала. 77% деловых поездок совершается именно туда, 80% партнеров, к которым наведываются дизайнеры, располагаются именно здесь. Независимо от того, где располагаются их штаб-квартиры, все люди тратят одинаковое количество времени на общение с производителями, оптовиками и поставщиками: по этому параметру разница между обосновавшимися в Швейном квартале дизайнерами и «чужаками» составляет не более десяти минут.

Впрочем, четкой схемы в действиях дизайнеров с 10 утра до 6 вечера (то есть в рабочее время) не прослеживается. Всматриваясь в расписание их поездок к производителям, оптовикам и поставщикам, мы не обнаружили жесткого графика ни у больших, ни у малых компаний. Каждый день — новый день, не похожий на предыдущий.

[VIDEO]

Может быть, в том-то и чудо — «атмосфера», как говорит Маршалл, экономических кластеров? В этом их градообразующая роль? Всем дизайнерам требуются одни и те же исходные материалы, и процедура пошива одежды — примерно одинаковая. Но индивидуальный выбор среди общих ресурсов, особенности их использования, различные способы преодолевать препятствия и добиваться воплощения своего видения — это уже творческий процесс. Экономическая агломерация Швейного квартала обеспечивает творческую свободу, необходимую для создания великолепных нарядов. У «чистого творчества», как оно нам представляется, у электрической энергии Марка Джейкобса или Анны Суи и замечательных показов, о которых пишут СМИ, есть оказывается, весьма простой и практический источник.

Великий урбанист Джейн Джейкобс давно отмечала: «Большим городам присуще разнообразие». То есть взаимодействие различных компаний и отраслей, которые вместе производят товары и порождают новые идеи, и составляет основное свойство городской экономики, придает ей живость и силу. Наше исследование показало, что это взаимодействие имеет значительно больший радиус, чем представлялось ранее.

Творчество и его экономическое выражение — создаются ли при этом платья-кимоно или полупроводники — редко бывает уделом одинокого гения. Это плод взаимодействия и сотрудничества высокоэффективного кластера компаний и тех, кто работает с ними и на них.

Это явление возникает в особых местах, и эти особые места нужно беречь, чтобы жизнь в городах кипела по-прежнему и производство обновлялось. Усвоим этот урок, любуясь ярким дефиле на подиуме.

Видеозаписи и фотографии предоставлены Сарой Уильямс и Элизабет Каррид-Халкетт, помощь в визуализации данных оказала Джорджия Буллен.

Читайте по теме: