Советы тем, кто испытывает дискомфорт от критики | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Советы тем, кто испытывает дискомфорт
от критики

Как нужно воспринимать критику

Автор: Сабина Наваз

Советы тем, кто испытывает дискомфорт от критики
Иллюстрация: ERIK DREYER/GETTY IMAGES

читайте также

Научитесь шутить на работе

Дженнифер Аакер,  Наоми Багдонас

Момент истины

Елена Евграфова

Силу обаяния можно измерить

Пентланд (Сэнди) Алекс

Обманутые ожидания

Сандра Сачер,  Шалин Гупта

Много лет назад у меня появился шанс возглавить организацию. Я предвкушала новые возможности и цели, стоявшие перед нами. Однако вместо всеобщего энтузиазма от того, что казалось мне увлекательной идеей, я получила критику и даже личное осуждение от некоторых членов команды. Они говорили, что мои цели слишком амбициозны и называли мою программу эгоцентричной. Некоторые считали, что я не прислушиваюсь к их мнению.

Несмотря на поддержку подавляющего большинства команды мое внимание было сосредоточено на тех 25% сотрудников, которые не разделили мое видение. Я понимала, что в целом нравлюсь людям, так как потратила на это немало времени и энергии. Но мысль о том, что кто-то может меня не любить, была для меня настоящим ударом. Я стала рассеянной, меньше спала, сбросила пять фунтов за одну неделю (а это не лучший способ худеть). Я даже начала думать о том, чтобы пойти на уступки своим критикам, хотя это было бы и неправильно для компании.

Тот эпизод в моей карьере требовал большой работы над собой. Со временем я поняла, как быть устойчивой к критике, научилась стоять на своем и принимать решения, руководствуясь интересами организации, а не собственной самооценкой. Вот уроки, которые я усвоила.

Не позволяйте застать себя врасплох, готовьтесь. Критика неизбежна, особенно если вы продвигаете масштабные идеи и стараетесь учитывать множество голосов. К сожалению, порой мы не контролируем нашу ответную реакцию на несогласие. В таких ситуациях нам может казаться, что на нас нападают. И это ощущение вызывает в миндалевидном теле мозга защитную реакцию: мы можем сдаться, дать волю эмоциям или агрессивно ответить собеседнику. Обо всех этих действиях впоследствии мы, скорее всего, будем сожалеть. Чаще всего подходящий ответ для таких случаев приходит нам в голову уже постфактум. Стоит обдумать такие ответы заранее и записать их в блокнот или хранить в заметках на смартфоне, если вы не сможете их запомнить.

К примеру, вы можете перефразировать критику, высказанную в свой адрес, чтобы убедиться, что вы правильно поняли собеседника, и показать, что вы его услышали. Или вы можете сказать ему: «Я не смотрел на проблему с такой стороны, но ценю ваше желание поделиться со мной иной точкой зрения. Мне хотелось бы внимательно обдумать это и дать ответ чуть позже».

Действуйте рассудительно, не смотрите на проблему как на катастрофу. Если для вас очень важно, чтобы вы и ваши идеи нравились людям, вы можете быть особенно чувствительны к критике. Но смотреть на вещи со стороны полезно. Если во время презентации кто-то из ваших коллег покашливает или смотрит в телефон, возможно, дело в аллергии и невнимательности, а не в отрицательном отношении к вашим идеям. Не стоит делать поспешных выводов. Лучше просто узнать, в чем дело. Вы можете спросить: «Я заметил, что вы выглядите недовольным, это как-то связано с предметом обсуждения?» Если собеседник выражает обеспокоенность, попытайтесь оценить уровень интенсивности, значимости и неотложности его неодобрения. Вы можете уточнить: «Как сильно вас это расстраивает, если оценивать это по десятибалльной шкале?» Или просто спросите: «Насколько это для вас важно»?

Собирайте впечатления, не реагируйте. Если вы сталкиваетесь с осуждением впервые, попробуйте прояснить общую картину. Ваш собеседник выражает общее недовольство? Или же его критика – единичный эпизод, не стоящий вашего внимания?

Критика относится к вашей работе, а не к вам лично. Мы часто путаем себя и ту роль, которую мы исполняем в профессиональной сфере, и принимаем на свой счет замечания, хотя они не относятся к нашей личности. К примеру, глава отдела продаж может поспорить с директором по продукту вне зависимости от того, кто именно работает на этой должности. Отделите себя от своих рабочих обязанностей и определите, что спровоцировало критику. Это ваши личные качества или что-то, что естественным образом связано с вашими рабочими обязанностями?

Поддерживайте связь со своим «личным советом директоров», не изолируйте себя. Когда мы волнуемся из-за критики, то часто закрываемся от других. Попробуйте сделать наоборот. Соберите вокруг себя группу людей от 6 до 12 человек, заинтересованных в вашем успехе, которые могут быть с вами откровенными. Поддерживайте с ними контакт и делитесь чувствами, которые у вас вызывает негативная критика. Ищите у них совета и взгляда со стороны.

Заботьтесь о себе. Особенно болезненные комментарии от коллег могут привести к психологическим и физиологическим потерям. У вас могут возникнуть проблемы со сном и с питанием. Постарайтесь уделять себе больше времени. Заведите две-три маленьких привычки или ритуала для восстановления сил. Помните, что такие действия должны быть достаточно простыми, чтобы их регулярно выполнять. Это может быть короткая прогулка на свежем воздухе, общение с другом по дороге домой, пятиминутные записи в дневник перед сном или привычка каждое утро вспоминать об одном человеке, к которому вы испытываете чувство благодарности (можно отправить ему письмо со словами благодарности).

Сама я совершила множество длительных прогулок и после этого поняла, что несмотря на то, что я всю жизнь старалась вызывать симпатию у окружающих, нравиться всем невозможно. Чтобы быть успешным руководителем и двигаться вперед, мне нужно было привыкать к критике, даже если оно и наносило урон моему эго. Я поговорила с сотрудниками, критиковавшими меня, и подтвердила, что поняла их точку зрения. Затем я четко обозначила рабочий план и сказала всем, что буду рада, если они разделят эти цели и присоединятся ко мне в их достижении. Большинство сотудников так и поступили. Придерживаясь описанных выше шагов, со временем я развила устойчивость к критике. Я научилась принимать реальность и пользу от разных мнений. И я ценю в себе те черты, которые другие могут иногда критиковать.

Об авторе. Сабина Наваз (Sabina Nawaz) — коуч, консультирует топ-менеджмент компаний, входящих в список Fortune 500.