Культурный тормоз | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки


Культурный тормоз

Вовсе не стыдно — быть счастливым в любые, даже самые тяжелые времена.

Автор: Елена Евграфова

Культурный тормоз

читайте также

Успех зависит не от личностей

Мартин Хаас,  Мортенсен Марк

Чьи мы?

Мария Божович

Почему талантливая молодежь постоянно ищет новую работу?

Као Джи,  Коюнку Бурак,  Моника Хамори

Почему HR-аналитика не работает

Дмитрий Пучков

В очередной раз услышала из уст писателя и, как водится, блюстителя души русской строчку «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» и почувствовала, что больше невмоготу. Во-первых, вне контекста фраза звучит как совершенно некрофильская, утверждающая идеалы жертвенности и смерти, а во-вторых, совсем не то имел в виду Пушкин, не тот смысл вкладывал, который навязывают ему «одухотворенные» толкователи.

Он писал «Элегию» в тоске и депрессии — с кем не бывает? — и все равно воспевал вовсе не страдание во имя спасения души или чего уж там еще, а жизнь земную и полнокровную, которая все равно лучше смерти, даже если остается только мыслить и страдать. Уже за той страшной строчкой идет: «И ведаю, мне будут наслажденья», — а заканчивается стихотворение вообще надеждой на новую любовь.

Национальная культура — это вовсе не великие имена и произведения, которыми мы гордимся. Национальная культура — это традиции и стереотипы, которые воспроизводятся большинством снова и снова и от которых зависит очень многое. Говорят, что характер человека определяет его судьбу, точно так же, как культура определяет судьбу народа. Здесь и надо искать корень вечной российской отсталости. Смыслы, создаваемые и тиражируемые художниками, проникают во все сферы жизни и создают каркас тех культурных стереотипов, на котором держится общество.

Другой литератор в интервью на радио «Культура» изрек недавно: «В России лучше спиться, чем жить без смысла жизни». Но попробуйте найти смысл в том, чтобы прочищать трубы, рыть траншеи или печь булки. Остается скорбеть о несовершенстве мира и бессмысленности жизни. В нашей культурной традиции это достойнее, чем посвятить жизнь мещанским радостям: построить дом, посадить дерево, вырастить детей. В конце концов спиться — это ведь тоже принести себя в жертву. Падших мы ценим больше, чем тех, которые устояли и справились.

Идея о ценности страдания и жертвенности, причем вообще, вне контекста, мол, если страдаю, то уже свят, — это же глупость несусветная. Вместо того чтобы страдать, лучше сделать что-нибудь полезное: подмести пол, посадить огурцы, покрасить забор. Но для этого нужна толика оптимизма и витальности, дисциплины и трудолюбия, ну и хоть немного уважения окружающих за то, что работал в поте лица, вместо того чтобы придаваться экзистенциальной скорби.

Блюстители русской души высмеивают приземленность, «бодрячество», недостаток образования и усердие тех, кто занят обычным, негероическим трудом, потешаются над их фитнес-клубами, ежедневниками и хорошим цветом лица. Это правда, трудяги подчас примитивнее «одухотворенных» с точки зрения организации души. Зато они меньше пьют и создают материальные ценности, которых в стране изрядно недостает.

Дураков полно и среди унылых, и среди бодрых, но без любви к жизни невозможно ни производить товары, ни оказывать услуги, ни растить детей, ни бороться с властью. Гордость, которая зиждется на достижениях, — это более здоровое чувство, нежели стыд за то, что у тебя получилось, в то время как сонмы страдающих бездельников остались у разбитого корыта. Оно более продуктивно в том смысле, что подталкивает к развитию, росту, движению вперед, а не к распаду, запустению и упадку. Это вовсе не стыдно — быть счастливым в любые, даже самые тяжелые времена, не стыдно быть талантливым, не стыдно даже зарабатывать больше других. Стыдно передергивать строки поэта, чтобы придать вес философии, от которой отдает мертвечиной.