Осознавая различия | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки


Осознавая различия

Единая и неделимая американская корпоративная культура, признавая идеологию «разнообразия и инклюзивности», самым парадоксальным образом ее же и отрицает.

Автор: Борис Щербаков

Осознавая различия

читайте также

Есть идея: как развивать и использовать креативность сотрудников

Нилофер Мерчант

Кризис. Что делать?

Марина Иванющенкова

152 тысячи долларов за идею

Карини Гэри,  Таунсенд Билл

Семь статей, которые помогут справиться со стрессом

Современная корпоративная американская культура интенсивно пропагандирует внедрение идеологии разнообразия и инклюзивности, смыслом которой является признание того факта, что люди все разные, отличаются друг от друга по гендерным признакам, сексуальной ориентации, этническому происхождению, возрасту и т. д. И у каждой группы — свои интересы, свои характеристики, свои особенности, которые, тем не менее, не должны мешать интегрироваться в коллектив, приводить к дискриминации, а, напротив, создавать радужную палитру, способствуя наиболее полному использованию ресурса всех групп и потенциала каждого сотрудника.

Но легче сказать, чем сделать, и нет универсального подхода к достижению подобной гармонии и идиллии в разных культурах мира. Вот здесь и возникает основная точка кипения: многих наших соотечественников справедливо возмущают те тезисы идеологии всеобщего равенства, которые к нашей культуре, к нашему историческому опыту никакого отношения не имеют, а иногда ему попросту противоречат.

Например, мы вряд ли можем каким-то способом дискриминировать чернокожих сотрудников. В США их называют «афроамериканцами», и история их борьбы за свои права действительно изобилует многими тяжелыми и страшными страницами, так что посыл в Америке абсолютно оправдан, если не считать издержки, связанные с естественными перегибами уже в другую сторону. Есть ли хотя бы намеки на дискриминацию чернокожего населения в России, спросите вы, и ответ будет: «Нет, потому что в России их диаспора по своим масштабам не идет ни в какое сравнение с американской». По поводу сексуальной ориентации кто только не шутил в представительствах американских компаний в России, предлагая, в конце концов, просто назначить отдельных сотрудников на роль представителей ЛГБТ-меньшинств, чтобы только отчитаться перед штаб-квартирой в исполнении плана действий по D&I — «разнообразию и инклюзивности».

Читайте материал по теме: Ведите себя как лидер до того, как вы им станете

В западной теории менеджмента давно и прочно существует понятие «кросс-культуры», и основополагающие труды Герта Хофстеде и Фонса Тромпенаарса и многих других в деталях расписывают все присущие разным культурам отличия: отношение к неопределенности, ко времени, дистанции власти, гендерные особенности и т. д . По идее, с признания того факта, что «все культуры разные», и должно начинаться постижение основ кросс-культурного менеджмента. В теории, но на деле единая и неделимая американская корпоративная культура, признавая идеологию «разнообразия и инклюзивности», самым парадоксальным образом ее же и отрицает, плавно перенося значимые для американской и многих западных культур принципы на все остальные народы и племена, населяющие Землю. Налет такого лицемерия огорчает думающего российского менеджера, зарождает скепсис в его душе, либо заставляет, сообразно уже нашей культурной традиции, молчать в тряпочку и отчитываться о несуществующих явлениях вроде поощрения ЛГБТ-сообществ внутри коллектива...

Мы разные, это исторический факт, но так же различны и наши культуры, наша историческая память, уровень нашей чувствительности к различным внешним раздражителям. Для меня, например, колоссальным раздражителем все время является нежелание некоторых моих начальников признать эту разницу. Не один раз мой предыдущий руководитель, назову его Альфонсо, с трудно скрываемой миной презрения и самодовольного превосходства говорил мне на скверном английском: «Борис, Борис... Не надо мне только говорить, что Россия чем-то отличается от других…» Безусловно, проще на эту тему даже не думать, все едины, и точка — ущербная миссионерская позиция, которая приводила и приводит к потере рынков, доверия клиентов, снижению объемов продаж и т. д.

Читайте материал по теме: Почему не стоит бояться совершить ошибку

К несчастью, редко корпорации оценивают своих менеджеров среднего звена по параметрам элементарного знания не продуктов и процедур, а реалий конкретного рынка, особенностей культуры, в том числе имеющих иногда решающее влияние на принятие решений. Невежество отдельных из них иногда приводит к таким казусам, как подчинение армянского филиала турецкому (!) офису — тот же Альфонсо принял такое решение даже после того, как я попытался дать ему краткую историческую справку по геноциду армян в 1915—1916 гг. и отсутствию дипломатических отношений между странами. «Не надо только говорить мне, что Армения чем-то отличается от других, Борис», — продолжал он в привычном ему духе.

Ни Хофстеде, ни Тромпенаарс не ставили своей задачей определить, почему же представители разных культур так отличаются друг от друга. Не мучит этот вопрос и руководителей транснациональных корпораций, особенно тех, кто ставит во главу угла свое невежество, высокомерие и апломб при руководстве вверенных им подразделений. За 23 года работы в корпорациях мне приходилось сталкиваться с думающими, интеллектуально развитыми руководителями из разных стран, но чаще приходилось признавать, что от отсутствия элементарных знаний культуры России или стран Ближнего зарубежья они вовсе не страдали, как мой неунывающий Альфонсо. Я совершенно не призываю к изучению российской непростой истории тех, кому корпорация поручает развивать продажи на российском рынке, вовсе нет — я призываю к осознанию того факта, что мы — разные. Что отношение ко многим вещам в нашей жизни есть производная от многовековой традиции, хотим мы этого или нет. Дистанция власти и отношение к неопределенности было, есть и будет таким, каким оно сложилось, потому что Россия пропустила Ренессанс с его великим гуманистическим порывом. Вместо эпохи Возрождения у нас была эпоха укрепления царской власти, территориальных завоеваний, потом смуты, потом опять укрепления власти, войн и всяческих кошмаров, включая и совсем недавние.

Читайте материал по теме: Карьерный импрессионизм

Где здесь гимн человеку и песнь свободы духа? Реформация в Европе опять же — это во многом решение проблем человека нового общественного строя, в том числе поиск путей очеловечивания религии, а у нас реформация — это раскол (поясные поклоны бить или все же земные, двумя или тремя перстами креститься и на каком языке псалмы петь, да и петь ли вообще?). Это про что вообще, где здесь человек?

Мог ли русский человек превратиться в трудолюбивого и законопослушного протестанта или лютеранина за эти 5—6 веков? Так пошел исторический процесс, так формировались общественные и государственные институты, так формировалась культура нации, к которой мы имеем честь принадлежать. Именно поэтому мы не можем принять тезис о мифическом единстве всех народов, которые если и едины, то только перед Богом. Для того чтобы понять, почему все-таки Россия отличается от других стран, надо сначала захотеть это понять, иначе не получится.

Читайте по теме: