Как руководителю выйти за рамки традиционных методов управления | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как руководителю выйти за рамки традиционных
методов управления

Многие современные организации просто не могут себе позволить слишком долго оставаться неизменными.

Автор: Джон Коулмен

Как руководителю выйти за рамки традиционных методов управления

читайте также

Хроника управленческих идей

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Почему кадровым данным нельзя доверять

Маркус Бакингем

Как руководить сотрудником, когда он переживает сильные потрясения

Кэролин О'Хара

Утверждение, что командный стиль управления в большинстве организаций изжил себя, уже стало общим местом. Но чем его заменить, особенно в крупных транснациональных корпорациях? Руководителям все более важно обладать такими чертами характера и навыками, которые отражали бы ценности и культуру организации, в которой они работают. Описать все эти качества почти невозможно — у каждой фирмы разный набор корпоративных норм и обычаев. Но есть несколько ключевых для руководителей аспектов, общих для большинства современных компаний.

Во-первых, лидеры должны воодушевлять команду и заражать ее общей целью. Когда в процессе сбора материала для книги мы брали интервью у молодых менеджеров, они называли «интеллектуальный вызов» и «возможность оказать влияние на мир» главными причинами, которые определяют для них привлекательность той или иной работы. Другие исследования также постоянно подчеркивают всевозрастающее значение, которое сотрудники, в особенности молодые, придают смыслу того, что они делают на рабочем месте. Интересно, что акцент на осмысленности — или, как сказал бы Саймон Синек, вопрос «Почему?» — заставляет пересмотреть способы привлечения и удержания талантов в инновационных компаниях, таких как TOMS, Zappos, Whole Foods и Google.

Во-вторых, по мере наращивания темпов изменений на рынке лидеры должны подстраиваться под конкретную ситуацию и включать людей в процесс выработки стратегии. Многие современные организации просто не могут себе позволить слишком долго оставаться неизменными. В некоторой степени так было всегда. Одна из наших любимых цитат — это слова немецкого фельдмаршала, одного из основателей Германской империи, Хельмута Мольтке-старшего: «Ни один план не переживает встречи с противником». Еще из любимого — боксер Майк Тайсон: «У всякого есть план, пока он не получит по зубам». Традиционный командный метод теряет актуальность не только по культурным причинам, но и из-за того, что современным организациям нужно молниеносно реагировать на быстро меняющиеся предпочтения клиентов и действия проворных конкурентов. Но реализовать это можно, только когда руководители добьются вовлеченности всех сотрудников в организации до такой степени, когда члены коллектива пойдут дальше простого выполнения заданий и указаний. Такая задача требует интенсивной работы. Например, в Red Hat с команды управленцев спрашивают за то, как компаньоны (так в Red Hat называют сотрудников) отвечают на вопрос: «Понимаю ли я стратегию Red Hat и что я делаю, чтобы она была успешной?» Эта задача также требует, чтобы руководители позволяли коллективу самому приспосабливаться и решать мелкие проблемы, а также прислушивались к коллегам, вместо того чтобы просто отдавать приказы и давить авторитетом.

Читайте материал по теме: Ведите себя как лидер до того, как вы им станете

Наконец в среде, зависящей от вдохновения, смысла и вовлеченности, лидеры должны быть воплощением верности самим себе и своим принципам. Билл Джордж, среди прочих, красноречиво пишет о важности верности самому себе. Разъезжая по миру и разговаривая как с молодыми управленцами, так и с топ-менеджерами об изменениях, вызываемых технологиями в современном бизнесе, мы чаще всего слышим о все большем смешении работы и личной жизни. Оно объясняется сочетанием социальных сетей и мобильных технологий, когда человек «всегда на связи». Сотрудники знают, кто вы и что вы цените, и могут легче обнаружить, когда ваши личные ценности и дела расходятся с тем, что вы говорите на работе. Это явление кажется нам положительным, потому что оно позволяет лидерам быть самими собой на работе — со всеми уязвимыми местами, убеждениями и т. п. — и рассматривать эту самую уязвимость и эмоции как способ связать себя с коллегами более глубоким и эмоциональным способом. Эту мысль разделяет с нами и Брин Браун. Такая глубоко личная вещь, как верность самому себе, также помогает подчеркнуть мысль, что не может быть идеального руководителя. В разных обстоятельствах срабатывают разные качества лидеров, и их сочетание в контексте всей команды приводит к усилению всего коллектива через разнообразие.

Учитесь ли вы и ваша команда управленцев подстраиваться к новой модели руководства? Разумеется, есть множество черт, которые будут важны для вас в зависимости от контекста вашей работы. Но ключевыми для большинства руководителей в современной экономике, основанной на информации, будут вдохновение и смысл, гибкость и вовлечение, а также верность себе и своим принципам.

Материал подготовлен при участии Джима Уайтхерста, президента и гендиректора компании Red Hat.

Читайте по теме: