Мягкая сила: что поможет молодым сотрудникам сделать головокружительную карьеру | Большие Идеи

・ Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Мягкая сила: что поможет молодым сотрудникам сделать
головокружительную карьеру

Вице-президент Morgan Stanley о том, что такое эмоциональный интеллект и как он помогает в работе

Автор: Джеймс Рунд

Мягкая сила: что поможет молодым сотрудникам сделать головокружительную карьеру
hbr.org

читайте также

Видимость контроля

Три способа развить критическое мышление

Хелен Ли Буиг

Как работает нигерийская модель капитализма стейкхолдеров

Ндубуиси Экекве

Путешествия глазами социолога

Мария Божович

На заре карьеры — будь то в банковском деле, юриспруденции, консалтинге или бухгалтерском учете — вы обнаружите, что все ваши коллеги не менее умны и трудолюбивы, чем вы, и поймете, что для профессионального успеха нужно что-то еще. За сорок лет работы в банке я узнал, что решающим фактором для профессионального роста является эмоциональный интеллект (EQ). Без него вы, скорее всего, станете самым хорошо скрываемым секретом своей компании — сотрудником, которого никто не замечает, не ценит, не продвигает по службе, а часто и не удостаивает адекватного вознаграждения. Но развивать эмоциональный интеллект нужно как выпускнику вуза, лишь начинающему свой путь, так и видавшему виду ветерану.

Эмоциональный интеллект — это способность отслеживать собственные чувства и эмоции окружающих, понимать несхожесть между разными оттенками чувств и классифицировать их, а также руководствоваться этой информацией в мыслях и поведении. Согласно исследованию American Express 2013 года, коэффициент эмоционального интеллекта — один из самых точных способов предсказать эффективность работников и лучшее подспорье в лидерстве и профессиональном мастерстве. Как писал Дэниел Гоулман в Harvard Business Review в 1998 году, «без него человек может обладать лучшей в мире подготовкой, острым аналитическим умом и неистощимым запасом идей, но все равно из него не получится выдающегося лидера».

Сегодня эмоциональный интеллект значит еще больше, чем тогда. Глобальный бизнес требует более тесной межотраслевой коммуникации, а появление больших данных привело к тому, что клиенты больше ценят личный подход и целостность.

Чтобы повышать свой эмоциональный интеллект, прежде всего нужно знать, что это такое. EQ — это больше, чем харизма или черты характера. Он проявляется в адаптивности, умении работать в команде и эмпатии — и выражается через умение слушать, оставаться спокойным и стойким перед лицом трудностей, ценить коллег и помогать им, а также общаться и сопереживать клиентам. Я обнаружил, что в рабочем контексте речь идет о ваших отношениях:

• С самим собой (самосознание/адаптивность)

• С коллегами (сотрудничество/работа в команде)

• С клиентами (эмпатия)

Самосознание/адаптивность

Самосознание — способность отдавать себе отчет в своих сильных и слабых сторонах и осознавать свои эмоции и их влияние на мысли и поведение. Самосознание — критический компонент эмоционального интеллекта, поскольку именно оно помогает вам приспосабливаться к череде разных руководителей, коллег, клиентов, рабочих стилей и характеров, которые встретятся вам на протяжении вашей карьеры.

По мере того, как вы будете взбираться по корпоративной лестнице, вам также нужно будет приспосабливаться к разным ролям и обязанностям. То, что сделало вас хорошим профессором, не поможет быть прекрасным продюсером. Поэтому для достижения успеха вам нужно самосознание, гибкость и открытость к новым идеям, проектам и людям. Это поможет расширить знания и связи, и вы будете более подготовлены к будущим обязанностям — например, привлечению нового бизнеса.

Лучшее, что вы можете сделать в начале карьеры, — это поставить во главу угла адаптивность. Попросите своего менеджера и группу поддержки давать вам обратную связь: насколько вы понимаете самого себя и умеете приспосабливаться к переменам. Читайте книги, которые помогут вам повысить свое самосознание — например, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги и «Мудрость толпы» Джеймса Шуровьески.

Навыки сотрудничества

В сфере профессиональных услуг исключительно важно умение найти общий язык с коллегами, поскольку львиная доля работы выполняется в команде. Эта отрасль становится все более коллегиальной, ведь теперь ваша команда разбросана по всему миру и по разным сферам деятельности, а само рабочее место становится все более виртуальным. Команды стали больше — они состоят из сотрудников разных функциональных подразделений и отраслей, которые пытаются решить все более сложные проблемы клиентов.

Сегодня, чтобы преуспеть в компании, оказывающей профессиональные услуги, вы должны уметь эффективно работать вместе с коллегами на благо всей команды. Оценка проделанной работы будет сосредоточена на вашем вкладе в успех команды и всей фирмы, а не на индивидуальном успехе. Я был свидетелем того, как людей наказывали за поведение в стиле «одинокого волка» — когда человек не был командным игроком в работе с клиентами и поиске необходимых решений. Членам одного коллектива следует ценить сильные стороны и точку зрения друг друга.

Вы можете улучшить свои навыки работы в команде, помогая своим коллегам (даже в тех проектах, к которым вы формально не приписаны), тщательно сглаживая конфликты и несогласия, расширяя свою сеть знакомств и стараясь не быть мелочным. Лучший показатель вашего умения сотрудничать — это то, насколько другие желают работать с вами вместе.

Эмпатия

Эмпатия — это искусство понимать чувства других людей: или благодаря похожему личному опыту, или в результате активных попыток поставить себя в их положение. Эмпатия позволяет вам строить доверительные отношения с клиентами — а это самая сложная и недооцененная часть работы в сфере профессиональных услуг.

Новички склонны считать, что главное в нашей работе — находить решения. Однако, несмотря на то что суть нашего бизнеса — решения, часто не их отсутствие мешает нам работать. Богатый опыт научил меня тому, что если клиент расскажет мне о своей проблеме, то мы всегда сможем дать ему разумный ответ. В действительности трудность заключается в том, чтобы побудить клиента поведать нам о своей проблеме.

Если некий клиент не позвал меня участвовать в обсуждении конкретной проблемы, то это случилось не потому, что он меня не знал или я не был способен ее решить. Все дело в том, что клиент не дал мне шанса попробовать. Возможно, ему не пришло в голову меня позвать или он не испытывал ко мне доверия, чтобы поделиться со мной своими мыслями. Ключ к получению заказа — клиент, который доверяет и любит вас достаточно для того, чтобы рассказать о своих заботах и тревогах.

Итак, как же выстраивать подобные доверительные отношения? Нужно сосредоточиться на слушании. В своей жизни я видел два типа слушателей: слушающих, чтобы ответить, и слушающих, чтобы слушать. Назовем первого «Энциклопедия», а второго — «Эмпат». Господин «Энциклопедия» слушает в ожидании удачного момента, чтобы перебить, и старается переплюнуть клиента в объеме знаний; он уходит со встречи гордый своими мудрыми советами. А эмпат слушает, чтобы понять суть проблемы, задает вопросы, чтобы «снять верхние слои» и добраться до сердцевины, и располагает клиента к себе, чтобы он поделился своими истинными тревогами. Эмпат уходит со встречи с конкретным заданием от клиента.

Как использовать EQ для продвижения по карьерной лестнице

Успех на ранних этапах карьеры зависит от понимания одной важной истины: вы попали в серьезную компанию благодаря мозгам и упорному труду, но теперь пришло время учиться у других и быть лучшим по части адаптивности, сотрудничества и слушания.

Поговорим о создании сети полезных контактов — ключевом навыке, который требует всех трех составляющих эмоционального интеллекта: самосознания, сотрудничества и эмпатии. Понимание самого себя поможет вам в поиске кандидатов и возможностей для нетворкинга, а также в адаптации своего подхода. Чувство товарищества побудит вас давать больше, чем брать, ведь выгода от полезных контактов приходит не сразу и требует терпения. А доверие и честность в группе поддержки помогут вам углубить связи со множеством людей, которым небезразличен ваш успех и благосостояние.

Сеть знакомств полезна на любом этапе карьеры, но молодым профессионалам особенно полезно найти «спонсоров», которые могут изменить траекторию их карьеры. Нетворкинг — лучшее подспорье в поиске новых возможностей и карьерном продвижении. Обилие знакомых — как множество лотерейных билетов. Они могут превратить вас из малознакомого новичка в известного специалиста с разнообразным портфолио, большой группой поддержки и замечательными возможностями.

Самые полезные советы, которые я получил на своем трудовом пути, исходили от знакомых из моей группы поддержки, а не от близких друзей. Поэтому не тяните с построением сети знакомств до того момента, когда вам что-нибудь понадобится. Думайте о будущем. Полезные знакомства стоит заводить загодя, чтобы они пригодились, когда будут нужны.

Нетворкинг — лишь один из примеров. Эмоциональный интеллект — один из ключевых навыков, который становится все важнее, поскольку центр тяжести смещается в сторону эмоциональной компетентности и «мягких» умений. Если вы сможете развить у себя эти черты (самосознание и адаптивность, плодотворное сотрудничество и эмпатию) в начале пути, вы будете выгодно отличаться от других новичков и станете успешным в карьере и в жизни.

Об авторе. Джеймс Рунд — автор книги UNEQUALED: Tips for Building a Successful Career Through Emotional Intelligence. Бывший вице-президент банка Morgan Stanley, проработал в нем больше 40 лет.