Новый женский вопрос | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Новый
женский вопрос

Какие роли должны играть мужчины и женщины в компании XXI века

Автор: Авива Виттенберг-Кокс

Новый женский вопрос

читайте также

Руслан Сайгитов. Медицина будущего: дорого и не для всех

Интервью брала Анна Натитник

Как заставить социальные сети работать на вас

Миллер Лоуренс,  Христакис Николас

Десять вопросов об ESG для вашей компании

Дамбиса Мойо

Почему люди увольняются

Пришла пора переосмыслить гендерную проблему. Канцлер Германии, глава МВФ и председатель ФРС США — женщины. General Motors, IBM и Lockheed Martin управляются женщинами. 60% выпускников университетов во всем мире — женщины, и они же принимают большинство решений при покупке потребительских товаров. В США женщины до 30 лет зарабатывают больше сверстников-мужчин, и кормильцы семьи в 40% американских домохозяйств —тоже женщины. Во многих компаниях в разных странах, где я работала, от Бразилии до России, менеджеры говорили мне, что набирают в основном молодых женщин, потому что те превосходят сверстников-мужчин.

Но женщин все равно меньше в большинстве сфер бизнеса, особенно на высоких постах. Учитывая этот разлад (потенциал женщин с одной стороны и их относительное отсутствие на высших уровнях управления с другой), соблазнительно продолжать дискуссию о «справедливости» и «равенстве» или же заключить, что женщины закономерно не доходят до вершин, потому что делают что-то не так.

По правде сказать, пора прекратить зависать на проблемах гендерного равенства и сосредоточиться на этом факте как на огромной возможности для бизнеса. Вместо бесконечных обсуждений мы должны продумывать решения: планировать создание и поддержку предприятий, которые лучше сбалансированы, предлагать доводы, которые помогают компаниям и руководителям понять ситуацию и извлечь пользу от смещения чаши весов. Нужно перестать удивляться существованию женщин, которые не доходят до вершин, и начать анализировать, в чем правы компании и руководители, которые строят более сбалансированные команды. А после этого перенять их опыт.

Некоторое время назад умные большие боссы поняли, что гендерный баланс обеспечивает более успешное и стабильное функционирование организаций. Компании с более сбалансированным руководящим составом превосходят более однородные группы. Пока скептики будут еще лет 10 сопротивляться этому факту и требовать объяснить причины и следствия, лучшие лидеры предпочтут возглавить движение. Поэтому стоит сосредоточиться на тех качествах, которые позволяют определенным руководителям строить сбалансированные в гендерном плане организации. А также замечать тех, кто отказывается, и призывать их к ответу.

Чтобы построить гендерно сбалансированную компанию, требуются навыки, настойчивость и смелость. Им можно научить, их можно внушить — и их можно вознаградить. Так и поступают лучшие организации. Они сосредотачиваются на том, где происходит изменение, — на передовой. Как и в случае с другими инициативами по смене управления, ответственность ложится на плечи непосредственных руководителей.

И все же сегодня многим менеджерам (мужчинам и женщинам) не хватает знаний о гендерных различиях и о том, как их грамотно преодолевать. Во всем мире многие крупные компании и понятия не имеют, что теперь женщины являют собой большинство выпускников университетов: это верно как для Швеции, так и для Саудовской Аравии. Они не знают (или им комфортнее не замечать), что женщины и мужчины работают по-разному. Руководителей учили игнорировать гендерные различия (например, разные стили общения или карьерные циклы), а не умело управлять ими. По той же причине (обычная присказка: «главное — компетентность») они не привыкли к мысли, что баланс сам по себе вносит вклад в повышение производительности, инноваций и связей с клиентами.

И мы должны переучить их. Прекратить создавать внутренние сети, состоящие лишь из женщин или мужчин, и заместить их смешанными сетями со сбалансированным управлением, а не просто продвигать представителей слабого или сильного пола. Почти никто не будет возражать против баланса, и в то же время многим мужчинам и женщинам не нравятся квоты для женщин. Мужчинам кажется, что это нечестно, а женщин оскорбляет мысль о том, что причиной их повышений считают их пол.

Я убеждена, что у поборников этих перемен есть определенная задача. Внешние группы наблюдателей, занимающиеся корпоративной политикой и управленцами, могут стать мощными рупорами того типа руководства, который будет реально востребован. Они должны сравнивать и чествовать лучшие начинания компании, а также стыдить тех, кто не справляется. Они должны также больше сосредоточиться на балансе, а не просто на женщинах. Пора. Переформулируйте, создавайте новый образ успешной команды и делайте руководителей ответственными за то, какой будет компания в реалиях ХХI века. Вот какая работа нам предстоит.

Мир переживает одну из наиболее эпохальных и мирных революций: постепенное смещение баланса в социальной, образовательной и экономической сферах. Мы никогда не видели ничего подобного — неудивительно, что людей это смущает. Этот подъем и его последствия должны быть лучше поняты и подхвачены в большинстве сфер бизнеса. Это изменит жизнь каждого мужчины, женщины и ребенка на планете. Это дает возможности и соревновательные преимущества умным компаниям. Кто же захочет это упустить?