Взращивайте всходы уверенности | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Взращивайте
всходы уверенности

Победители и хронические неудачни­ки, потерпев поражение, ведут себя совершенно по-­разному.

Автор: Розабет Мосс Кантер

Взращивайте всходы уверенности

читайте также

Пять шагов для правильной цифровой коммуникации во время эпидемии

Ярослав Глазунов

Почему не стоит переводить всех сотрудников на постоянную «удаленку»

Андрей Скорочкин

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Человек человеку — стресс. Беседа с антропологом Мариной Бутовской

Фалалеев Дмитрий

Победители и хронические неудачники различаются, кроме всего прочего, тем, как они действуют, потерпев поражение.

Даже у лучших компаний и профессионалов в длинный список успехов нет-нет да и вклиниваются неудачи и сбои. Команда-победительница, возможно, совершала ошибки, у нее были промахи и отступления. Тем не менее она быстро восстановилась и сплотила свои ряды.

Порой неожиданности просто сыплются на голову. На старте мы видим новое дело в радужном свете, но на полпути возникают препятствия, задержки, до нас доходят недоброжелательные отзывы. Я даже сформулировала закон Розабет Кантер: «В середине пути любой поход может показаться неудачным».

Без серьезных усилий и неусыпной бдительности успехов не бывает. Причины окончания полосы везения обычно предсказуемы: стратегия исчерпала себя; новые конкуренты пытаются захватить лидерство в отрасли; идеи устарели; технологии развиваются семимильными шагами; люди благодушно расслабились, принимая успех как должное и забывая, что за него нужно бороться...

Залог высоких достижений — умение быстро выбраться из ямы. У победителей часто бывают те же проблемы, что и у вечных неудачников, но реагируют они на трудности иначе — я убедилась в этом, когда проводила исследование для своей книги «Confidence». Я сравнила компании и спортивные команды, в послужном списке которых побед больше, чем проигрышей, с их антиподами, гораздо чаще терпящими неудачи. А потом обратила внимание на то, как руководители вытягивают свои организации из кризисов.

Но сначала перечислим симптомы «записного лузера». Это паника из-за любого сбоя и отказ от прежних планов, что затрудняет «выздоровление». Это попытки спасти собственную шкуру или скрыть факты в надежде, что ситуация исправится сама собой до того, как кто-нибудь что-нибудь заметит. Упорное нежелание чему бы то ни было учиться и что бы то ни было менять. Или — под предлогом упадка бизнеса — нежелание делать новые инвестиции или модернизировать мощности.

Сильные компании умеют мобилизоваться в кризисных ситуациях. Они не теряют голову, потому что готовы к проблемам. Они перебирают разные варианты выхода из тупика, не ослабляя дисциплины и не снижая профессионализма. Руководители выкладывают факты на общее обозрение и анализируют, что было сделано правильно и что нет, выявляют слабые места стратегии и побуждают всех принять свою долю ответственности. Они делают упор на командную работу, на общность целей, на уважение и взаимопомощь. Они все время ищут идеи усовершенствований и инноваций, поддерживают диалог.

Способность восстанавливаться — не просто индивидуальная особенность или психологический феномен. Она зависит от окружения. Коллективы, в которых культивируют ответственность, сотрудничество, инициативу, считают, что переживут любой шторм. Уверенность в себе, друг в друге и в компании дает им силу для решающего рывка.

Выводы из сказанного очевидны: в счастливые времена, когда успех сам идет в руки, заложите три краеугольных камня уверенности — ответственность, сотрудничество, инициативность. Вашим «страховым полисом» на случай спадов будет глубоко укорененная вера в организацию. Конечно, никто не стремится к провалу, но нужно помнить, что победителей от неудачников отличает поведение в стрессовых ситуациях: способность сохранять спокойствие, извлекать уроки, адаптироваться к новым условиям — и упорно двигаться вперед.