Cлияния и поглощения в эпоху COVID-19: о чем важно помнить | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Cлияния и поглощения в эпоху COVID-19: о чем
важно помнить

Как не упустить выгодные сделки во время кризиса

Авторы: Джон Бендер , Марк Херндон

Cлияния и поглощения в эпоху COVID-19: о чем важно помнить
Фото: Paul Taylor/Getty Images

читайте также

Шалва Бреус

Четыре совета для эффективного сотрудничества на удаленке

Элизабет Грейс Сондерс

Пять приемов для сложных переговоров

Михаил Носов

Быть предпринимателем, если вы не экстраверт

Мередит Файнман

Приходится ли в период пандемии коронавируса и снижения активности в экономике притормозить покупку активов или теперь для этого самое время? Можно найти много примеров и той, и другой точки зрения на самом высоком уровне. Так, в компании Boeing отказались от сделки по приобретению за $4 млрд 80% гражданского авиастроительного подразделения Embraer и 49-процентной доли в совместном проекте по производству новых военно-транспортных самолетов. В то же время такие компании, как Google, Nestle SA, BlackRock, британский онлайн-ритейлер модной одежды Boohoo и др., публично объявили, что готовы рассматривать сделки по покупке несмотря на неопределенность, вызванную пандемией COVID-19.

Чтобы разобраться, как сегодня на рынке относятся к идее покупки активов, эксперты профессиональной ассоциации в области слияний и поглощений M&A Leadership Council опросили 50 топ-менеджеров компаний на уровне высшего исполнительного звена (С-level) и директоров по развитию и предложили им поделиться своими планами. В выборку вошли участники рынка с опытом сделок по покупке на локальном и глобальном рынке из целого ряда отраслей, включая сферы банковских, финансовых и профессиональных услуг, ПО и технологий, здравоохранение и фармацевтику. Учитывались компании разных размеров в нескольких репрезентативных сегментах по уровню выручки: 25% представленных компаний с оборотом более $5 млрд, по 20% компаний — в диапазонах $1—5 млрд и $100 млн—$1 млрд соответственно и оставшиеся 35% — $10—100 млн.

Мы предложили ответить на пять основных вопросов и оценить, как влияет сложившаяся ситуация на: 1) текущие сделки в разработке на момент наступления кризиса; 2) ожидаемый объем сделок за год; 3) основные планируемые виды сделок на ближайшее будущее; 4) операционные сложности, возникающие для слияний и поглощений (M&A) в период локдауна и ограничения перемещений, а также 5) внутренние ресурсы и возможности M&A.

Текущие сделки

В проведенном опросе более половины респондентов (51%) сообщили, что «временно приостановили» текущую работу по сделкам, чтобы выиграть время и оценить возможные сроки восстановления рынка либо отложить решения, находящиеся на ранней стадии рассмотрения — на стадии протокола о намерениях или предварительной финансово-правовой экспертизы (due diligence). Еще 14% респондентов указали, что незамедлительно остановили все незакрытые сделки. Тем не менее выяснилось, что по сделкам на завершающем этапе работа по-прежнему продолжается: около 12% респондентов сообщили, что пытаются ускорить процесс для более оперативного их закрытия, а еще 12% отметили, что всецело рассчитывают довести сделку до конца при условии успешного пересогласования ее стоимости или условий. Остальные 11% респондентов выбрали «не знаю или неприменимо».

Объем сделок

Что касается прогнозного объема сделок (наш второй вопрос), вряд ли кого-то удивит, что 26% респондентов ответили, что ожидают его существенного сокращения во втором — четвертом квартале 2021 года. Большинство покупателей (51%) рассчитывают избрать выжидательную позицию на будущее, пока не будет понятно, в какие сроки и как будет происходить восстановление экономики.

И даже при таком отрезвляющем, хоть и вполне ожидаемом положении дел, выясняется, что существует и еще одна важная и обнадеживающая парадоксальная стратегия роста, которую выбирают руководители и компании, рассматривающие этот кризис как источник новых возможностей. Немалое число респондентов (23%) не отмечали никаких изменений по прогнозным объемам сделок или сообщили, что до конца года намерены наращивать обороты с учетом роста количества потенциальных объектов поглощения в сложившейся ситуации и более благоприятных стоимостных параметров в условиях кризиса. Дальнейший анализ этих оценок подвел к важным выводам, которые могут пригодиться другим руководителям и участникам сделок, рассчитывающим развивать бизнес своих компаний в период пандемии COVID-19 и по ее окончании.

В комментариях тех, кто не сворачивает активность в области слияний и поглощений, неоднократно можно было проследить следующие стратегические направления.

Эти компании оперативно разрабатывают новые возникающие возможности M&A. Для опытных покупателей на рынке, компаний с прочным потенциалом, сильным балансом, устойчивой стоимостью акций или большими кредитными ресурсами, имеет смысл выбирать «партнеров для танца» в сферах, связанных с самыми перспективными развивающимися технологиями или решениями, а также сектора, где можно получить преимущество первопроходца, пока остальные потенциальные покупатели не отошли от потрясения или пытаются собраться с мыслями, как действовать дальше. Хороший пример — заявление об окончательном соглашении по покупке компанией Verizon поставщика платформы для организаций корпоративных видеоконференций и мероприятий BlueJeans Network. Тем самым Verizon не только обеспечивает себе рост в смежной области, но и стратегически рассчитывает использовать и наращивать потенциал собственных разрабатываемых компанией 5G-технологий и создавать более продвинутый функционал видеоконференций.

Другие актуальные в новых обстоятельствах сегменты ждут покупателей, которым необходима цифровая трансформация и обновление бизнес-моделей под новые рыночные реалии эпохи после пандемии. А еще — тех, кому нужно ускорить коммерциализацию самых перспективных технологий, медицинских наработок и моделей доставки.

Планируемые типы сделок

Кроме того, такие компании расширяют горизонты по планируемым типам сделок. В нашем исследовании 57% респондентов подчеркнули, что намерены продолжать курс на стратегические сделки с прицелом на рост выручки в соответствии со своей основной стратегией приобретения активов в предшествующие годы. Тем не менее данные также показывают, что опытные покупатели одновременно осваивают и многие другие долгосрочные варианты. Так, 49% интересует возникающие в сегодняшних условиях возможности приобретения неблагополучных, переживающих трудности компаний; 23% — нацеливаются на совершенно новые, непрофильные технологии, решения и сегменты, чтобы диверсифицировать на будущее свою структуру выручки.

Значимых параллелей между экономическим кризисом периода пандемии и Великой рецессией 2008—2009 года найдется немного, но есть один показательный аспект — ожидаемая волна распродажи активов: 23% опрошенных сообщили о возможных продажах с целью аккумулировать средства для обслуживания долга или для стратегических инвестиций в новые источники роста в период после пандемии.

Наконец, респонденты прогнозируют дальнейший рост сделок, направленных на географическую экспансию (40%), оптимизацию издержек и консолидацию (26%), а также слияний ради выживания (6%).

Сложности M&A

Активные в области слияний и поглощений компании пытаются искать способы максимально креативно преодолевать стоимостные несоответствия. Продавцы, особенно представляющие наиболее перспективные направления времен пандемии и последующего периода восстановления экономики, будут очень востребованы на рынке, и за ними будут охотиться многие потенциальные покупатели. Чтобы предложение было одобрено, нужно будет изобретательно, убедительно и в то же время просто прописать стоимостные параметры, структуру сделки, мотивы роста и стратегию удержания кадров. В наиболее пострадавших от пандемии и локдаунов сферах продавцы в основном будут занимать выжидательную позицию до тех пор, пока не сложится новый стоимостный консенсус или не выправятся со временем финансовые показатели в отчетах о прибылях и убытках.

Для этого типа потенциальных объектов поглощения умение снять вопрос о стоимостных несоответствий может стать главным фактором согласования сделки и ее закрытия в краткосрочной перспективе. И для этого потребуется такой уровень предварительной экспертизы и диалога с продавцом, который многие покупатели еще только начинают постигать. Например, применительно к показателям финансового анализа 2020 года, в какой мере стремительное падение выручки и прибыли у потенциального объекта определялось фундаментальными факторами, влиянием конкуренции и прочими внутренними или внешними обстоятельствами в отличие от чисто ситуативных изменений, продиктованных пандемией? Стоит ли покупателям при оценке EBITDA учитывать «повышающие поправки на COVID-19»? Как управленческой команде подтвердить и принять программу экономического восстановления и роста потенциального объекта поглощения, pro forma прогнозы, планы мероприятий и расходов?

Внутренние ресурсы M&A

Участники исследования сообщили, что наращивают внутренний потенциал M&A. Операционное исполнение сделок по слияниям и поглощениям в удаленном режиме в период кризиса и на фоне последующего подъема с сохраняющейся крайне высокой неопределенностью на всех этапах, в любых сценариях и при любых типах сделок будет требовать более высокого уровня внутреннего ресурса M&A, чем имеется в распоряжении многих компаний. «Раньше мы за год проводили четыре-пять сделок по покупке и продаже активов. После пандемии мы закономерно прогнозируем кардинальные и уникальные в масштабе десятилетий трансформации на рынке и в кругу потенциальных объектов поглощения, — отметил один из опытных участников глобального рынка M&A. — Чтобы добиться своих стратегических целей, нам нужно нарастить объем сделок в 2—3 раза по сравнению с базовым».

Независимо от того, потребуется ли вашей компании для осуществления подобного переформатирования в посткризисную эпоху одна или 20 сделок, воспользуйтесь этой временной паузой, чтобы ускорить завершение накопившихся задач по интеграции ранее приобретенных активов. Обновите процедуры и стратегии M&A, программные решения, компетенции и ресурсы для беспрепятственной работы в удаленном формате над любым типом сделки, в любых рыночных условиях и в таких объемах, при которых вы сможете обеспечить выполнение своих стратегических задач по преодолению кризиса.

***

Слияния и поглощения очень сложно осуществлять в любой среде, а после пандемии это может стать еще сложнее. Даже если не брать в расчет угрожающие политические предложения о принятии антимонопольных норм на период пандемии, в любом случае и самым опытным покупателям сегодня приходится очень непросто преодолевать другие насущные сложности. Один из участников исследования отметил: «Мы уже более 10 лет не рассматривали сделок с проблемными активами, и я не уверен, что у нас когда-то был набор стратегий для таких случаев». Еще одно мнение: «Продажа активов не может рассматриваться как приобретения наоборот, потому что здесь совершенно другая кривая стоимости, чем у типичных поглощений». Наконец, как отметил еще один респондент, «дополнительные риски кибербезопасности, которые могут возникать в связи с распространенной практикой работы из дома, определяют огромную важность предварительной экспертизы».

Отнюдь не бездействующие в пандемию корпоративные покупатели, принимающие стратегическое решение использовать имеющиеся возможности в сложной и беспрецедентной ситуации экономических потрясений, окажутся в наилучшем положении, чтобы играть ведущую роль, когда экономическая активность пойдет в гору.

Об авторах. Марк Херндон (Mark Herndon) — председатель M&A Leadership Council. Джон Бендер (John Bender) — президент консалтинговой компании M&A Partners.