Бардак или управляемый хаос: как работать с Индией | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт

Бардак или управляемый хаос: как работать
с Индией

Как понять, почему переговоры с индийскими партнерами затягиваются, и стоит ли волноваться по этому поводу

Бардак или управляемый хаос: как работать с Индией
Фото: Nick Abrams / Unsplash

читайте также

Похвала коллег как мощный стимул на работе

Шон Ачор

Встряска для лидера

Майкл Уоткинс

Как построить «легкую на ногу» корпоративную культуру

Дэн МакГинн

Что делать, если ваши коллеги слишком много говорят

Мелоди Уилдинг

От редакции. В 2012 году в рамках соглашения о строительстве завода по производству бутилкаучука СИБУР создал совместное предприятие с индийским партнером — крупнейшей частной компанией Reliance Industries. Евгению Гриве, гендиректору SIBUR Petrochemical India Private Limited, поручили организовать офис для административной поддержки СП и организации строительства. Нужно было зарегистрировать компанию, нанять людей, снять жилье, решить огромное количество бытовых вопросов — и все это «в чистом поле». Помимо этого, Евгений Грива должен был вести активную информационную политику: выступать на конференциях, давать интервью, готовить публикации, вступать в ассоциации, устанавливать личные контакты в органах индийской власти и российских представительствах. В итоге в 2019 году завод СИБУРа и Reliance Industries был запущен и через год вышел на плановую мощность. А в 2022-м Евгений вернулся в Индию уже в качестве заместителя торгового представителя РФ.  

Мы публикуем один из фрагментов его новой книги, недавно вышедшей в издательстве «Альпина PRO», «Индийское притяжение. Бизнес в стране возможностей и контрастов». Книга написана в соавторстве с деканом факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Павлом Селезневым и представляет собой осмысление и систематизирование многолетнего сотрудничества с индийскими партнерами.

На переговоры в офис Reliance Industries, одной из наиболее продвинутых индийских компаний, мы прибыли за 15 минут до назначенного времени, планируя по-деловому начать обсуждение вопросов, касающихся совместного предприятия, благословение которому было дано на встрече премьер-министров двух стран.  

В итоге до начала переговоров прошло три часа, в течение которых мы увидели немало удивительных вещей. Наши визави постепенно подтягивались в переговорную, сменяли друг друга, разговаривали с нами о России, об Индии, о погоде и т. д. При этом никто не испытывал и тени неловкости из-за того, что, несмотря на назначенное время, процесс переговоров не стартовал. Мы думали, что все ждут кого-то очень важного, без кого нельзя начать переговоры, но этот человек появлялся, и оказывалось, что не пришло еще более важное лицо. На наши тактичные намеки, что пора начинать встречу, индийцы дружелюбно отвечали: «Чувствуйте себя как дома, расслабьтесь, не переживайте, скоро все будет, в Индии быстро дела не делаются» и т. п. Наконец в районе 14:00 в дверь заглянул «самый важный» и сказал, что рад нас видеть, сейчас он только выпьет кофе, и мы приступим.

Почти все последующие переговоры начинались именно так. Но даже после их начала мы обыкновенно раскачивались где-то до семи вечера, уходя в незначимые детали и постоянно делая перерывы. Концентрация усилий происходила уже после 19:00, и далее переговоры могли продолжаться до двух-трех часов ночи, а бывало, и дольше.

С подобным отношением ко времени я столкнулся не только в Reliance Industries. И далее в период моей работы в Индии мне приходилось мириться с тем, что опоздание на час или более считается нормальным. Такова здешняя культура, поэтому закладывайте в ваше расписание большие погрешности.

Способствует такому неспешному и не всегда, на первый взгляд, сфокусированному ведению переговоров обилие переговорщиков с индийской стороны. Даже на простую рабочую встречу, где от вас будет четверо или пятеро представителей, они могут прислать 15—20 человек. С одной стороны, это позволяет глубже проникнуть в поставленный вопрос. С другой — значительно усложняет его обсуждение. Индийцы любят постоянно передвигаться, меняться местами, начинать переговоры по деталям между собой, так что вы просто теряете понимание того, с кем вы ведете диалог и кто будет принимать решение.

Как-то в очередной раз, когда наш проект стал пробуксовывать, СИБУР направил в Индию специальную антикризисную группу. В Москве не понимали, как можно так долго не приступать к реализации проекта, а в течение двух лет вести переговоры то по базовому, то по строительному плану, без конца меняя условия, бюджет и т. п. Напрашивался вывод, что работа с индийскими партнерами выстроена не совсем эффективно, что российской стороне не хватает воли поставить их в рамки, заставить принять жесткий план-график, найти одно ответственное лицо, подписать с ним протокол по итогам переговоров и скрупулезно контролировать принятый график. Наши аргументы, что именно так все и делается, но, увы, с индийцами это не работает, не были восприняты.

Прибыла антикризисная группа: еще от трапа самолета веяло их желанием «вступить в бой» и научить индийских партнеров, а заодно и членов российской проектной группы работать: суровые лица, ноль реакции на попытки индийской стороны поговорить по пути о чем-то отвлеченном. Однако стартовавшие переговоры спутали все карты: уже на первой стадии процесса обилие участников и их постоянные перемещения поставили в тупик антикризисных менеджеров — совсем скоро они потеряли нить беседы. Попытка выяснить, кто отвечает за переговоры в целом, споткнулась о типичный индийский ответ — «Мы!» (каждый в своей части).

Усугубило дело и то, что при каждом остром вопросе индийские партнеры минут на тридцать уходили в дебаты между собой на родном языке, опять же то и дело передвигаясь у стола, так что уже было трудно понять, с кем из них ведется диалог. Время пролетело, и попытка с ходу решить все вопросы провалилась. В конце концов какой-то протокол был подписан. Антикризисная группа уехала хоть с этой маленькой победой, понимая, однако, что их стратегия переговоров оказалась несостоятельной. Впрочем, и этот протокол стал ненужным при малейшей попытке его контроля: первая же реперная точка показала, что 90% зафиксированного в протоколе индийской стороной не выполнено. Ответ на претензии был простой: «Мы передумали и решили поменять весь график, приезжайте на переговоры снова». Но антикризисная группа потихоньку ушла с этой темы, поняв, что медали тут не заработаешь. Продолжали проект те, кто его и начинал, и в течение еще пары лет со взлетами и падениями, путем «малых побед» довели переговоры до стадии строительства.

Могу сказать, что описанный стиль ведения переговоров не просто отражает социально-психологические особенности индийцев, но и сознательно реализуется ими как своего рода «мягкая сила». Они очень редко ведут жесткие переговоры, так как это несвойственно их деловой культуре. Жесткие выпады контрагентов часто топят в дискуссиях, забалтывают их. Никогда не говорят «нет», но, если не согласны, уводят диалог в явно непрагматичное русло. Наконец, «маринуют» своих визави, выматывая длительностью переговоров, сменой участников и т. п., делая это все, кстати, крайне доброжелательно. Вам просто кажется, что царит бардак, а сами индийцы называют это «управляемым хаосом». Приготовьтесь также к тому, что на переговоры от индийских партнеров придет множество людей с титулами: одни президенты, старшие вице-президенты, просто вице-президенты, директора и т. д. У вас создастся иллюзия, что это все люди высокого полета, которые будут принимать решения, и ваш вопрос обсудят быстро. Сами обладатели титулов и рангов тщательно поддерживают этот ореол. По факту позже вы увидите, что перед вами симбиоз демократии (а Индия, напомню, крупнейшая в мире демократия) и восточной иерархичности: говорить могут все, а вот полномочий нет почти никаких — все, даже мелкие вопросы часто решает босс, реальная же власть титулованных визави не доходит порой и до уровня начальника отдела в западной компании. Поэтому главная ваша задача — найти того, кто принимает решения или имеет самую короткую дорогу к такому человеку. Иначе потратите время на обсуждения с теми, кто вряд ли сможет сдвинуть с места ваш вопрос. Впрочем, не теряйте хороших отношений с такими людьми: они формируют информационный фон для босса.  

И еще пара очень важных моментов. Как бы грамотны ни были ваши переговорщики, не направляйте на встречу команду только молодых менеджеров. В Индии главой семьи является отец, все остальные находятся ниже его в социальной иерархии. В семейном бизнесе, даже если все дела ведет молодой и хорошо образованный сын, по ключевым решениям он всегда советуется с отцом — основателем бизнеса. В крупных компаниях также ценится старшинство: серьезного назначения человек может достичь лишь где-то после 40 лет, а топом становится в районе 50.

Когда от нас на переговоры на первых порах приезжала команда молодых грамотных ребят в возрасте плюс-минус 30 лет, было видно, что индийцы испытывают дискомфорт, ведь, по сути, это возраст их сыновей. Если люди с вашей стороны молоды, то независимо от их грамотности и профессионализма индийцам нужен будет для укрепления доверия кто-то постарше, то есть в их понимании способный управлять. По этому пути мы и пошли в СИБУРе, включив в команду возрастного инженера одного из заводов: процессом продолжали управлять «молодые и энергичные», а он приводил в гармонию картину мира индийских партнеров.

Ведя дела в Индии, не обольщайтесь насчет магической силы подписанных меморандумов, протоколов, договоров и т. д. Практика показывает, что индийцы относятся к этим документам как к намерениям и достаточно легко могут их изменять. Также тщательно проверяйте подписываемые документы: не факт, что в них попадут согласованные формулировки. Там могут остаться выгодные вашим партнерам положения, и не считайте это обманом: в Индии нет такого понятия. Такая практика носит общепринятый характер, и если вы заметите подвох, то это станет поводом для шутки или легкой досады, не более.

Запаситесь терпением, если проект в этой стране вам действительно интересен: обсуждение будет долгим, условия подписываемых документов будут бесконечно меняться, но — доказано на практике — если вы не бросите все на полпути, то в итоге сможете получить серьезный куш, хотя бы и за срок вдвое больший, чем планировалось.

Постарайтесь так договориться с партнером, чтобы он решал все административные, налоговые, регистрационные и юридические вопросы на месте, так как индийские процедуры в государственных ведомствах очень запутанны и крайне бюрократизированы. Индийскому партнеру это будет делать легче и проще, особенно если у него есть имя на уровне страны или штата.

С моей точки зрения, идеальным форматом для деятельности в Индии является совместное предприятие. Но как бы ни был надежен ваш партнер, решение всех спорных вопросов желательно зафиксировать в арбитраже вне страны. Суды в Индии, как и вся бюрократия, работают медленно, к тому же влиятельный партнер всегда найдет способ решить вопрос в свою пользу, а вот соблазны отжать ваш бизнес после такого эксцесса только усилятся.

Индийцы понимают, насколько желанна их страна для иностранных гостей, и поэтому стараются хоть и мягко, но диктовать условия на переговорах. А крупные корпорации даже «выкручивают руки»: не так уж редка картинка, когда представители могущественных компаний Запада ради доступа к тому или иному проекту проводят по четыре-пять часов в приемной индийского босса, а затем благоговейно беседуют с ним.

Итак, обобщу то, что нужно знать, приступая к переговорам с индийцами.

Краткое резюме

• Будьте терпимы, терпеливы и доброжелательны, настройтесь на то, что переговоры будут идти дольше, чем обычно.

• Учтите, что в Индии другое отношение ко времени, и, чтобы не утонуть в вечности, старайтесь слегка подгонять процессы.

• В случае недопонимания или ощущения, что партнер не согласен, проясняйте точку зрения до конца, иначе, хотя вам и не скажут «нет», решение ситуации увязнет.

• Не реагируйте на титулы и ищите человека, принимающего решения.

• Будьте крайне внимательны при подписании финальных версий документов.

• При возможности создавайте СП и отдавайте партнеру вопросы взаимодействия с местными административными органами.

• Не отступайте после первых, вторых и любых последующих трудностей.