Как число подчиненных влияет на менеджера | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как число подчиненных влияет
на менеджера

Пять уроков от вице-президента Facebook по дизайну

Автор: Джули Чжуо

Как число подчиненных влияет на менеджера
Иллюстрация: ALEXANDER NICHOLSON/GETTY IMAGES

читайте также

Стратегию диктует рынок

Лав Клер,  Ривз Мартин,  Тиллманнс Филипп

Что делает совет директоров успешным

Зонненфелд Джеффри

Искусство парадоксов, или Где искать новые идеи

Юлия Фуколова

Кого выбрать?

Куликова Елена

Когда наша команда дизайнеров в Facebook еще помещалась за одним столом в переговорной, появление нового сотрудника было из ряда вон выходящим событием. Мы все с радостью показывали ему, как мы живем и работаем, где храним файлы, какие инструменты используем, какие совещания посещаем. Мы были рады любому, кто хотел помочь нам выполнять наши задачи и добиваться большего. В те времена, чтобы накормить всю команду, было достаточно всего пары пицц.

Несколько месяцев спустя к нам присоединился еще один коллега. Потом еще один. И еще. Каждый раз мы представляли новичков команде и знакомили их с рабочими процессами.

Все шло гладко. Но в один прекрасный день я обнаружила, что старый подход уже не работает. Поворотной точкой стало осознание того, что мы уже не помещаемся в кабинете. Мы принесли дополнительные стулья, но тут выяснилось, что 10 сотрудников хотели представить свои проекты, а выслушать мы успевали только пятерых-шестерых.

Тем временем мои рабочие дни становились все насыщеннее. Появлялось все больше неожиданных проблем, больше информации, которую нужно было всем сообщить, больше решений, за исполнением которых нужно было следить. И так изо дня в день. Как только мне удавалось более или менее настроить процесс, команда пополнялась еще одним участником, и мы снова заходили в тупик. Единственным способом сохранить продуктивность была готовность к постоянным переменам и адаптации.

Каждый раз я чувствовала себя словно на новой работе. Несмотря на то, что ключевые принципы управления оставались прежними, каждый день был не похож на другой.

Меня часто спрашивают, что изменилось в моей работе по сравнению со временем, когда мы только начинали. Оглядываясь назад, я могу выделить пять ключевых различий в управлении маленькими и большими командами.

От прямого управления к косвенному. В команде из пяти человек достаточно легко построить личные отношения с каждым участником, быть в курсе нюансов работы каждого, знать об их сильных сторонах и даже иметь представление об их хобби.

Командой из 30 человек невозможно управлять напрямую. Если раньше вы могли себе позволить тридцатиминутные встречи с каждым коллегой, то для 30 человек на них понадобится 15 часов — почти половина рабочей недели. Добавьте к этому обратную связь по каждой встрече, и больше времени у вас ни на что не останется. Когда у меня появилось больше восьми подчиненных, мне начало казаться, что в сутках слишком мало часов и мне не хватает времени на работу с каждым сотрудником, поиск новых кадров, поддержание качества текущей работы и управление стратегией развития продукта.

Вот почему руководители растущих команд рано или поздно начинают нанимать или воспитывать управленцев себе на замену. Однако это означает большую степень удаленности от коллег и процесса работы. Вы все еще будете нести ответственность за результаты, но не будете посвящены во все детали. Решения часто будут приниматься без вашего участия, и многие из них могут противоречить тому, как вы бы решили тот или иной вопрос.

Поначалу вам будет некомфортно: вам будет казаться, что вы теряете контроль. Но делегирование полномочий своей команде — это абсолютная необходимость. Один из самых больших вызовов управления — это поиск нужного баланса между полным погружением в процесс и необходимостью отступить и довериться другим. По мере роста вашей команды вам нужно воспитывать в себе доверие к ней.

К вам будут иначе относиться. Несколько лет назад моя команда разрослась настолько, что я уже не знала всех лично, и в это время произошел такой случай. Я посетила одну из встреч, на которой три дизайнера представили свои последние работы. Я высказала свое мнение об их проектах, а перед окончанием встречи я спросила, нет ли у них каких-либо вопросов. Они покачали головами. Я вышла в полной уверенности, что собрание прошло замечательно и продуктивно.

В тот же день я говорила с одним из своих подчиненных. Он выглядел подавленным. «Кажется, команда не очень довольна тем, как прошла утренняя встреча», — сказал он. Я подумала, что он шутит: «Что? Почему?» Он ответил: «Они не согласны с вашей обратной связью». Я возмутилась: «Но почему они ничего не сказали мне?» Мой коллега, помедлив, ответил: «Понимаете ли, Джули, вы большой авторитет, они побоялись высказаться».

Впервые в жизни кто-то назвал меня «большим авторитетом». Это было сложно принять. Когда это я превратилась в человека, который вызывает в других страх? Я ведь всегда гордилась собственной открытостью.

Я поняла, что дело не в моем собственном восприятии себя. Люди, которые не слишком хорошо вас знают и видят, что вы занимаете серьезный пост, не склонны говорить вам то, что думают, даже если вы их об этом просите. Они могут думать, что принимать решения — ваша прерогатива, и полагать, что облегчают вашу жизнь, не загружая вас проблемами и экономя ваше время.

Помните о такой перемене отношения. Воспринимаются ли ваши предположения как приказы? Не звучат ли ваши вопросы как утверждения? Не воспринимаете ли вы все в розовом цвете, не имея полной картины происходящего?

К счастью, вы можете кое-что предпринять, чтобы ваши коллеги говорили с вами прямо. Дайте им понять, что вы рады встречным мнениям и поощряете тех, кто их высказывает. Несите ответственность за свои ошибки и напоминайте своей команде, что вы всего лишь человек. Используйте слова и фразы, которые мотивируют к обсуждению, например, скажите: «Я могу ошибаться в этом вопросе, если я неправа, скажите…». Или можете напрямую просить совета: «Что бы вы сделали на моем месте?»

Важно уметь переключать внимание. Когда я управляла небольшой командой, я проводила множество вечеров вместе с дизайнерами, рисуя маркером на доске. Так мы искали новые идеи. Мы могли так увлечься, что часы пролетали незаметно.

С ростом команды я стала терять возможность проводить много времени над чем-то одним. Чем больше становилось людей, тем больше проектов мы могли выполнять одновременно, тем более фрагментированным становился мой рабочий день. Я могла получать по 10 писем в минуту на 10 разных тем. Каждое следующее собрание было посвящено какой-то новой теме, и мне приходилось переключаться на лету.

Когда у меня не получалось с этим справиться, я пребывала в растерянности и стрессе, а мой разум перескакивал с одной темы на другую. Я теряла концентрацию во время презентаций. Я ловила себя на мысли, что каждый день на работе ощущается словно целая неделя.

Со временем я поняла, что это и есть моя работа. Количество проектов, которые я вела, удваивалось и утраивалось, и с этим должна была улучшаться моя способность переключаться.

Я вывела для себя несколько техник, которые помогали мне с этим справиться. Каждое утро я просматривала свой календарь и готовилась ко встречам. Я разработала надежную систему управления задачами и создания заметок и выделяла себе время на размышление в конце каждой недели. Порой я все еще бываю рассеянной. Но я научилась принимать тот факт, что в каждую минуту моего дня у меня есть десятки дел разной степени важности и неожиданности. И мне, как руководителю большой команды, нужно учиться с этим справляться.

Расставляйте приоритеты. Когда я управляла маленькой командой, у меня случались дни, когда я уходила из офиса со всеми выполненными задачами на день: в почте не оставалось ни одного непрочитанного письма, все задания в ежедневнике были вычеркнуты, ничего не требовало моего внимания. По мере роста команды такие дни бывали все реже и реже, пока не исчезли совсем.

Чем больше ваша команда, тем выше вероятность, что что-то пойдет не так. Какие-то проекты не выполняются в срок, кто-то не может найти общий язык, кто-то недоволен результатом. Спросите меня в любой момент, и я назову вам с десяток вещей, которые можно улучшить.

Но вы остаетесь простым человеком с ограниченным количеством времени. Вы физически неспособны сделать все, поэтому необходимо расставлять приоритеты. Какие направления кажутся вам наиболее важными, а какие могут подождать? Перфекционизм здесь только навредит. Мне потребовалось довольно много времени, чтобы привыкнуть работать в таком режиме и перестать бояться выбирать более приоритетные задачи.

Важнее всего умение работать с людьми. Когда-то я услышала историю об одном CEO, который ежегодно менял ролями топ-менеджеров компании. Тогда я скептически отнеслась к такой затее: как может директор по продажам управлять технологической компанией, а финансовый директор исполнять обязанности директора по маркетингу?

Но теперь мне эта идея кажется не такой уж абсурдной. По мере роста команды руководители все меньше времени проводят за решением конкретных задач и все больше — за работой с людьми. К примеру, нет такого CEO, который бы экспертом в продажах, дизайне, технологиях, финансах и найме. Тем не менее гендиректор может отвечать за устройство и функционирование компании, в которой ведется работа по всем этим направлениям.

Работа топ-менеджера часто сводится к одному направлению вне зависимости от его начальной специализации. Успешный руководитель блестяще овладевает несколькими ключевыми навыками: искать выдающихся лидеров, строить самодостаточные команды, иметь ясное видение будущего и мастерски объяснять его подчиненным.

Если вы обладаете этими навыками, вы готовы управлять командой любого размера.

Об авторе. Джули Чжуо (Julie Zhuo) — вице-президент по дизайну Facebook, автор книги «Making of a Manager: What to Do When Everyone Looks To You».

* деятельность на территории РФ запрещена