Почему выйти на глобальный рынок удается не всем компаниям | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему выйти на глобальный рынок удается не
всем компаниям

Управлять бизнесом на зарубежных рынках труднее.

Авторы: Джулия Хаутц , Кристиан Стадлер , Майкл Майер

Почему выйти на глобальный рынок удается не всем компаниям

читайте также

Как работать под началом слишком требовательного босса

Мелисса Раффони

Офис как место для тусовки

Бен Уэйбер,  Дженнифер Магнольфи,  Линдси Грэг

Чего многие не знают об эмоциональном интеллекте

Дэниел Гоулман

Тех ли сотрудников вы хотите удержать?

Брукс Холтом,  Коди Ривз,  Тиффани Дараби,  Чжикэ Лэй

Все мы хотим учиться у лучших из лучших. Поэтому, если речь идет о росте, велико искушение взять за образец успешные компании вроде GE, IBM, Shell или BMW и попытаться поискать привлекательные возможности в другой стране.

Проблема в том, что этими примерами всемирного успеха гораздо легче восхищаться, чем руководствоваться. Проанализировав 20 тысяч компаний из тридцати стран, мы обнаружили, что у фирм, работающих за границей, средний уровень рентабельности активов (ROA) составляет минус 1%, причем в период до пяти лет после выхода на иностранный рынок. Добиться скромного показателся в 1% занимает десять лет, и лишь 40% компаний удается поднять этот показатель на уровень свыше 3%.

Возьмем в качестве примера среднюю по размеру американскую нефтегазовую компанию — Devon. Он наглядно иллюстрирует причины, по которым международная экспансия дает так мало результатов для такого большого количества компаний. В 1999 году Devon приобрел PenzEnergy, а в 2000-м — Santa Fe Snyder. Эти две сделки помогли выйти на рынок в Азербайджане, Западной Африке и Бразилии.

Сделав необходимые стартовые инвестиции в эти нефтяные разработки, руководители фирмы поняли, что им не хватает масштаба для того, чтобы вобрать в себя все риски, сопряженные с работой на данных рынках. Например, когда в Бразилии случились задержки с экологическими разрешениями, Devon пришлось платить за аренду оборудования, которое она не могла использовать ни в каком другом месте. Организация такого уровня с трудом могла себе позволить такие издержки. В связи с чем Devon продала все свои иностранные предприятия в 2009 году и использовала вырученные средства для инвестирования в переживавшую бум индустрию шельфовой разработки в США.

Также отметим, что управлять бизнесом на зарубежных рынках труднее. В 1990-е годы Boise Cascade, крупная американская деревообрабатывающая компания с вертикальной системой менеджмента, решила начать работу в Бразилии, где купила участки леса и построила комбинат.

Однако вести бизнес в Бразилии оказалось весьма сложно: сказывались культурные, юридические и политические различия. Бразильский филиал требовал гораздо больше внимания руководства, чем американский, топ-менеджеры без конца ездили туда в командировки. Спустя несколько лет Boise все же удалось сработать «в плюс», но прибыль была настолько мала, что не было смысла продолжать дальше вкладывать средства и постоянно отвлекать внимание начальства. В 2008 году фирма решила умыть руки и продала бразильский филиал местной компании за $47 млн.

Читайте материал по теме: Три принципа успешного управления проектами

Этот опыт свидетельствует о том, что далеко не всегда международная экспансия гарантированно способствует росту. Подобно диверсификации, выход на зарубежные рынки сопряжен со многими сложностями. На свете не так уж много компаний, располагающих достаточными финансовыми и управленческими ресурсами, чтобы преуспеть в глобальном масштабе. Скорее всего, большинству будет гораздо выгоднее развиваться у себя на родине.

Вдумайтесь в эти цифры. Мы обнаружили, что организации в нашей базе данных, которые выбрали рост и развитие в «домашних» условиях, обычно достигают рентабельности активов на уровне 1% после пяти лет работы, увеличивая ее до 2,4% к десятилетнему возрасту. 53% из них достигают показателя в 3%.

Фирмы вполне могут преуспеть и без выхода на глобальный рынок. Нельзя отрицать, что транснациональные гиганты вроде GE, IBM, Shell и BMW входят в число самых успешных компаний. Однако целая треть из 10% самых прибыльных бизнесов в нашей базе данных не ведет практически никакой деятельности за рубежом.

Читайте по теме: